Коренные валы поршневых насосов

Валы насосов (трансмиссионный и коренной) изготовляют цельными и составными (рис. 18). Форма вала и его конструкция определяется схемой механизма, величиной и расположением действующих усилий. Трансмиссионные валы работают в подшипниках качения. На одном или обоих концах (чаще всего) вала предусматриваются участки для посадки шкива клиноременной передачи или звездочки цепной передачи. Вал выполняется ступенчатым для облегчения сборки на нём шестерни и подшипников. Радиусы закруглений уступов выбирают возможно большими для уменьшения концентрации напряжений. Подшипники на валу закрепляются круглыми гайками, пружинными кольцами или втулками.

Рисунок 18. Коренные валы поршневых насосов.

 

На кривошипном валу имеются зубчатое колесо кривошипы, удерживаемые от поворота шпонками. Ступица кривошипа разрезана и стянута болтом.

Эксцентриковый вал имеет эксцентрики большого диаметра, у которых оси отверстия и наружной поверхности смещены. В большинстве конструкций эксцентрики и вал выполняются за одно целое. Литыми, коваными или сварными.

Коленчатые валы в крупных насосах применяются весьма редко.

Коренные валы работают в подшипниках качения. В конструкциях с кривошипным валом подшипники устанавливаются в средней части по боковым сторонам зубчатого колеса. В эксцентриковых валах подшипники располагаются по краям. В коленчатых валах используются подшипники скольжения, расположенные между щеками.

В опорах валов находят применение преимущественно роликовые подшипники, в небольших насосах – цилиндрические, а в мощных – конические. Преимущество последних состоит в возможности устранения стука при подтяжке обоймы. При выборе подшипника назначается долговечность не менее 10 000 ч.

Шатуны

Большей частью шатуны выполняются цельными, стальными, литыми или коваными. В мотылевой головке шатуна применяют иногда подшипника скольжения, чаще роликовые конические подшипники, обеспечивающие возможность регулировки. В малой головке шатуна устанавливают подшипники скольжения. В зарубежных конструкциях широко используются игольчатые подшипники, причем ролики обкатываются по пальцу крейцкопфа.