ЗАМЫСЕЛ

Максим Калашников

 

Как это

Делалось при

Сталине

 

Знамение нынешнего времени в РФ: все реформы и проекты разрабатываются келейно, подковерно. Силами тупых бело-сине-красных чинуш, «пильщиков» и лукавых лоббистов. Примеры: и «армейская реформа», и страсти по тому, как РФ удержать свои полярные владения, унаследованные от СССР.

Что ж, давайте посмотрим, как действовал в аналогичных ситуациях Иосиф Сталин. Возьмем только один пример: арктический.

ЗАМЫСЕЛ

До 1937 года люди бывали на Северном полюсе эпизодически. То доходили до него на собачьих упряжках, то пролетали над ним на воздушных кораблях. Русские же задумали создать дрейфующую научную станцию. Первым предложил такую инновацию – еще в 1929-м – выдающийся русско-советский полярник Владимир Юльевич Визе. Делая доклад на заседании Арктической комиссии Совнаркома (правительства) СССР, он обосновал необходимость организации научных станций на дрейфующих льдах Центральной Арктики с помощью самолетов. Он предлагал высадить на лед такую станцию в 1932 г., во время проведения Второго Международного полярного года.

Идея Визе оказалась подхваченной Сталиным. Действительно, тогда Арктический бассейн громадной площадью около шести миллионов квадратных километров оставался практически неизученным «белым пятном». Тогда Акрктический бассейн называли «кухней погоды». Метео- и геофизические наблюдения здесь давали возможность прогнозировать погоду в стране, держа таким образом нити управления народным хозяйством, мореплаванием, радиосвязью и аэронавигацией. Горячим сторонником проекта стал академик Отто Юльевич Шмидт. В стране развернулась широкая общественная дискуссия: как организовать полярную станцию? Да-да, в тоталитарном СССР по сему поводу шла самая оживленная дискуссия в газетах. Не все решалось келейно, счиновничьи хотением, в закрытых кабинетах. Вот что пишет по этому поводу А.Шумилов («Жизнь на льдине», журнал «Знание-сила», № 8, 1997 г.)

«…Необходимость изучения приполюсного района диктовалась и научными, и практическими потребностями. Не имея сведений о погоде Центральной Арктики, невозможно было дать точный метеорологический прогноз или предсказать ледовые условия на трассе Северного морского пути. О дрейфующей станции в Центральной Арктике мечтали многие ученые, но Шмидт, как было свойственно ему, хотел воплотить мечту в практические дела. Однако нужно было решить самый главный вопрос – как доставить на полюс людей и тысячи килограммов грузов?

По этому поводу провели даже анкету среди советских и зарубежных специалистов, в газетах развернулась оживленная дискуссия. Предлагался, например, такой вариант – пробиться на ледоколе как можно дальше на север, а потом отправить к полюсу десяток собачьих упряжек. Самолеты, базируясь на ледоколе, будут сбрасывать отряду продовольствие, а впоследствии смогут совершить посадку на подготовленный в районе полюса аэродром и завезут все необходимое для зимовки.

Предлагали использовать парашютистов для подготовки аэродрома, предлагался также чисто десантный вариант – сбросить на парашютах и оборудование, и зимовщиков…»

ОНИ НЕ БОЯЛИСЬ ИННОВАЦИЙ!

Сын прославленного Чапаева, Аркадий Чапаев, выдвинул и вовсе инновационный проект: высадиться на полюсе не на самолетах, а на новых летательных аппаратах: автожирах или гиропланах. Это – не самолеты, и не вертолеты, а аппараты с тянущим или толкающим воздушным винтом, крылья коим заменяет свободновращающийся большой горизонтальный винт. Изобретенный Хуаном Сиервой в 1922 г., автожир – ныне незаслуженно забытый – способен садиться почти вертикально и взлетать с коротким разбегом. При этом он намного экономичнее вертолета. В СССР 30-х строили опытные гиропланы.

А.Чапаев считал, что автожиры больших размеров – идеальные аппараты для высадки на полюс, больших взлетно-посадочных полос им не надо: сядут и на «пятачке». Однако его предложения не приняли. Большинство все-таки высказывалось за дирижабль. Самолетный вариант обсуждался очень осторожно – вот если бы подготовить вначале аэродром! Продолжим читать Шумилова:
«…Авторитет Руала Амундсена был чрезвычайно высок, все помнили его категорическое предупреждение: "Не летайте вглубь этих ледяных просторов. Вы не найдете там ни одного годного для посадки места – ни единого!"

После многих обсуждений Шмидт поручил разработать проект полюсной экспедиции участнику челюскинской эпопеи, Герою Советского Союза Михаилу Васильевичу Водопьянову. Однако результат оказался совершенно неожиданным – вместо докладной записки родилась фантастическая повесть «Мечта пилота». Летчик Водопьянов избрал, конечно, самолетный вариант. Читая дневники Нансена и Пири, он пришел к твердому выводу - в приполюсном районе место для посадки разыскать можно! В декабре 1935 года Михаил Васильевич положил рукопись на стол Шмидта, а в 1936 году она уже была опубликована издательством «Молодая гвардия».

Многое в этой книге кажется сейчас наивным… Однако многие «фантастические» идеи были в действительности смелым предвидением. Только десятки лет спустя мировая авиация освоит эту «фантастику»: тормозной парашют, заправка самолета горючим в воздухе, использование тяжелой машины как матки-носителя для самолета-разведчика... Но уже тогда все эти системы разрабатывались и испытывались в знаменитом Особом конструкторском бюро, которым руководил Павел Игнатьевич Гроховский…»

Дополним автора: в то же самое время другой пилот, легенда челюскинской эпопеи и Герой Советского Союза Маврикий Слепнев напечатал в «Известиях» фантастический рассказ «Десант на полюсе», где обосновал именно парашютно-десантный способ покорения Полярного бассейна. Дискуссия между сторонниками посадки самолетов на льдины и «парашютниками» была очень оживленной. На сторону «десантников» стали известнейший парашютист Яков Мошковский, его поддержал полярный пилот А.Д.Алексеев. В итоге чаша весов склонилась в пользу «посадочников» во главе с Водопьяновым.

Как видите, инновационный задор в стране тогда достигал самого высокого накала. Это вам не серое, безжизненное «канцелярское творчество» тех, кто прежде всего хочет освоить деньги и немного «попилить»…

В феврале 1936 года в Кремле состоялось совещание, посвященное будущей экспедиции «Северный полюс-1». Доклад делал начальник Главсевморпути, академик Отто Шмидт. Правительство одобрило план экспедиции – и началась подготовка к беспримерной высадке.