Тема 1: Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА
1. Предмет и задачи психологии художественного творчества
2. История психологии творчества
3. Понятие творчества
Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.
Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.
В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак,
Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.
Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)».
Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения:
Ø Природа искусства и художественной одаренности
Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности
Ø Эмоциональная сфера личности художника
Ø Динамика формирования и развития творческих способностей
Методы исследования:
N Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование
N Проективные методики
N Анализ сопутствующих основной работе материалов
N Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин
N Естественный эксперимент (игры)
N Психофизиологические методы
N Моделирование