КОРЕННЫЕ МУФТЫ

Коренными муфтами ведущий шестеренный валок соединяется с редуктором или с мотором. Основное назначение этих муфт—компенсация взаимных смещений валов, вызванных неточностью установки или динамическими усилиями, возникающими в процессе работы стана.

Муфта также должна препятствовать осевым усилиям в случае косого излома вала и предохранять от чрезмерных крутящих моментов.

К коренным муфтам, широко применяемым как в старых, так и в современных прокатных станах, можно отнести: кулачковую, дисковую, Ортмана, Шлемана, универсальную и ряд других, менее распространенных.

Если коренная муфта одновременно является и главной, то могут быть применены муфты — универсальная, Бибби, Фаста, Пула и др.

 

  1. Кулачковые муфты

 

Кулачковые муфты применяются преимущественно в старых установках при небольших крутящих моментах и встречаются двух типов с прямоугольными (фиг. 432, а) и треугольными выступами (фиг. 432, 6).

Одна из половин муфты насаживается на коренной вал в нагретом состоянии и закрепляется на нем шпонкой, вторая — свободно насаживается на треф и для разъединения может быть передвинута по нему. Момент вращения передается выступами (прямоугольными или треугольными) на обеих половинах муфт. Обе половины муфт скрепляются болтами.

 

  1. Дисковая муфта

 

Дисковые муфты (фиг. 433) тоже применяются только в старых установках и притом очень редко.

Их используют для соединения валов разных диаметров не только в маломощных, но и тяжелых станах (крупносортных, блюмингах и др.). Фланцы муфты скрепляются восемью болтами и четырьмя шпонками.

 

  1. Муфта Ортмана

 

Несколько десятилетий назад муфта Ортмана применена была впервые в прокатных установках как главная соединительная муфта.

В некоторых мощных станах эта муфта применяется как главная и в настоящее время. Но так как она не допускает смещения осей соединяемых валов, то большей частью применяется в настоящее время в современных установках в качестве коренной муфты, а не главной.

Муфта Ортмана (фиг. 434, а] состоит из двух половин / и 2, насаживаемых на концы валов, и общей соединительной части 3. Все три части муфты соединяются между собой призматическими зубцами. Для

противодействия сползанию внешней части муфты в осевом направлении установлены кольца 4 и 5. Одно из них (со стороны ведомого вала) делается на конус для противодействия осевым усилиям, могущим возникнуть при косом изломе внешней части муфты.

 

Недостатки муфты Ортмана: быстрый износ зубьев в результате смещения осей валов и сильные удары при установке муфты в реверсивных станах, обусловленные наличием зазоров, затруднительность смены муфты в случае поломки верхней соединительной части. Чтобы облегчить разборку муфты, иногда применяют конструкцию последней (фиг. 434, б), лишенную этого недостатка, в которой верхняя соединительная часть состоит из двух половин.

На основании практических данных размеры муфты Ортмана таковы (фиг. 434, а): а= (2,4- 2,5) d (муфты тяжелых станов), а = (2,5-2,7) d (муфты маломощных станов), b = а, с ==1,8 d, е = (1 -1,4) d, f=(0,6-0,7)d, g=(0,8- 1,0}d, b=d, m = 5- 10 мм, n = (0,13 - 0,18)d, р = (0,16 -0,25) d.

Число зубьев 6 или 8.

 

  1. Муфта Шлемана

 

Муфта Шлемана (фиг. 435) отличается от муфты Ортмана тем, что имеет вместо 6—8 лишь по четыре выступа на обеих половинах 1и 2.

 

насаживаемых на концы валов, а соединительная часть 3 имеет четыре впадины. На выступы обеих половин насажены бронзовые сухари 4, которые могут поворачиваться на цапфах обеих половин и этим способствовать при перекосах валов равномерному распределению нагрузки на зубья муфты.

Смазка подается к сухарям через отверстия 5.