КОРЕННЫЕ МУФТЫ
Коренными муфтами ведущий шестеренный валок соединяется с редуктором или с мотором. Основное назначение этих муфт—компенсация взаимных смещений валов, вызванных неточностью установки или динамическими усилиями, возникающими в процессе работы стана.
Муфта также должна препятствовать осевым усилиям в случае косого излома вала и предохранять от чрезмерных крутящих моментов.
К коренным муфтам, широко применяемым как в старых, так и в современных прокатных станах, можно отнести: кулачковую, дисковую, Ортмана, Шлемана, универсальную и ряд других, менее распространенных.
Если коренная муфта одновременно является и главной, то могут быть применены муфты — универсальная, Бибби, Фаста, Пула и др.
- Кулачковые муфты
Кулачковые муфты применяются преимущественно в старых установках при небольших крутящих моментах и встречаются двух типов с прямоугольными (фиг. 432, а) и треугольными выступами (фиг. 432, 6).
Одна из половин муфты насаживается на коренной вал в нагретом состоянии и закрепляется на нем шпонкой, вторая — свободно насаживается на треф и для разъединения может быть передвинута по нему. Момент вращения передается выступами (прямоугольными или треугольными) на обеих половинах муфт. Обе половины муфт скрепляются болтами.
- Дисковая муфта
Дисковые муфты (фиг. 433) тоже применяются только в старых установках и притом очень редко.
Их используют для соединения валов разных диаметров не только в маломощных, но и тяжелых станах (крупносортных, блюмингах и др.). Фланцы муфты скрепляются восемью болтами и четырьмя шпонками.
- Муфта Ортмана
Несколько десятилетий назад муфта Ортмана применена была впервые в прокатных установках как главная соединительная муфта.
В некоторых мощных станах эта муфта применяется как главная и в настоящее время. Но так как она не допускает смещения осей соединяемых валов, то большей частью применяется в настоящее время в современных установках в качестве коренной муфты, а не главной.
Муфта Ортмана (фиг. 434, а] состоит из двух половин / и 2, насаживаемых на концы валов, и общей соединительной части 3. Все три части муфты соединяются между собой призматическими зубцами. Для
противодействия сползанию внешней части муфты в осевом направлении установлены кольца 4 и 5. Одно из них (со стороны ведомого вала) делается на конус для противодействия осевым усилиям, могущим возникнуть при косом изломе внешней части муфты.
Недостатки муфты Ортмана: быстрый износ зубьев в результате смещения осей валов и сильные удары при установке муфты в реверсивных станах, обусловленные наличием зазоров, затруднительность смены муфты в случае поломки верхней соединительной части. Чтобы облегчить разборку муфты, иногда применяют конструкцию последней (фиг. 434, б), лишенную этого недостатка, в которой верхняя соединительная часть состоит из двух половин.
На основании практических данных размеры муфты Ортмана таковы (фиг. 434, а): а= (2,4- 2,5) d (муфты тяжелых станов), а = (2,5-2,7) d (муфты маломощных станов), b = а, с ==1,8 d, е = (1 -1,4) d, f=(0,6-0,7)d, g=(0,8- 1,0}d, b=d, m = 5- 10 мм, n = (0,13 - 0,18)d, р = (0,16 -0,25) d.
Число зубьев 6 или 8.
- Муфта Шлемана
Муфта Шлемана (фиг. 435) отличается от муфты Ортмана тем, что имеет вместо 6—8 лишь по четыре выступа на обеих половинах 1и 2.
насаживаемых на концы валов, а соединительная часть 3 имеет четыре впадины. На выступы обеих половин насажены бронзовые сухари 4, которые могут поворачиваться на цапфах обеих половин и этим способствовать при перекосах валов равномерному распределению нагрузки на зубья муфты.
Смазка подается к сухарям через отверстия 5.