Автоматические потенциометры постоянного тока.
Рис. 1
Автоматические потенциометры постоянного тока применяются для измерения малых ЭДС и напряжений, а также неэлектрических величин, функционально с ними связанных (температуры, давления и т. п.). Основные соотношения статического режима. На рис, 1, а приведены упрощенная принципиальная и структурная схемы автоматической компенсации ЭДС.
В момент компенсации имеем: Ех=Uк =Iр∙rр; rр= Ех/Iр
где rр — сопротивление реохорда в цепи компенсирующего напряжения Uк;
Iр –ток, протекающий через реохорд.
Линейное перемещение контакта реохорда (и указателя), соответствующее сопротивлению rр.
l=lп*rр/rрп; где rрп, lп- полное сопротивление и длина реохорда.
Уравнение шкалы прибора определяется выражением l=lп/rрн∙Еx/Ip=k·Ex, k=lп/rрп∙Iр.
Автоматические потенциометры широко применяются для измерения температуры термоэлектрическим термометром. Термо-ЭДС термопары (для линейной характеристики) пропорциональна разности измеряемой температуры tx и температуры свободных концов термопары t0: ET=SТ(tx-t0).
Для работы схемы в статическом режиме справедливы следующие соотношения: x=xk; xk=l*kоп, где kоп-коэффициент преобразования обратного преобразователя; l-перемещение регистрирующего органа (и указателя). После преобразований получим выражение l=x/kоп.
Погрешности. Основными источниками погрешности измерения автоматических приборов с астатической характеристикой являются нестабильность коп и пороговая чувствительность звеньев (двигатель, обратный преобразователь). Дрейф нуля отдельных звеньев определяющего влияния на погрешность данных приборов не имеет. Изменения коэффициентов преобразования звеньев прямой цепи структурной схемы согласно не сказываются на показаниях прибора, т. е. непосредственно погрешности в измерения не вносят. С учетом погрешности звена регистрации γру результирующая погрешность прибора определяется суммой погрешностей: γру=|γоп|+|γпч|+|γДр|+|γру|
Погрешность, вносимую обратным преобразователем γоп можно получить из выражения: γоп =Δl/l=-Δkоп/kоп
Наибольшей зоной нечувствительности обладают двигатели. Для преодоления сил трения на двигатель необходимо подать напряжение трогания Uтр, достаточное для приведения двигателя в движение.
Известно, что Uтр=MT/kмд. Где МТ — момент трения, приведенный к валу двигателя; kмд—коэффициент пропорциональности между пусковым моментом и напряжением сигнала на обмотке управления.
Следует отметить, что зона нечувствительности двигателя составляет обычно 0,1—0,3% предела шкалы и в основном определяет класс точности прибора.