Или о государственной политике в области борьбы с образованием

Волна реформ, хлынувшая на нас в последнее время, – это не волна даже, а тайфун, наносящий удар по основам общества, основам жизнеустройства России. И конечным итогом будет именно катастрофическое разрушение этих основ. Прежде всего, потому, что суть проводимых реформ в любой отрасли – это главным и единственным образом реформа финансирования, выражающаяся в «избавлении государства от непрофильных активов», отказа от государственного участия в сохранении общества и поддержании его жизнедеятельности.

Впрочем, это лишь выводы авторов. Принять или не принять их – право читателя. А это право базируется на другом, более фундаментальном – праве знать, что же по сути представляет из себя предлагаемая реформа. Давайте вместе, не спеша и вдумчиво пройдемся по основным, составляющим ее, позициям.

Все дело в деньгах, которые отберут…

Как уже говорилось, и эта реформа в первую очередь начинается с денег. Принято решение отказаться от всех норм, касающихся того, что государство что-либо обязано и что-то должно. Есть в Федеральном законе «Об образовании» статья 40. И говорится в ней о государственных гарантиях приоритетности образования. На практике это означало, что раньше государство гарантировало ежегодное финансирование нужд образования в размере не менее 10% национального дохода. А это, в свою очередь, опять же в законодательном порядке гарантировало защиту расходных статей на образование, размеры и нормативы финансирования, ежеквартальные индексации с учетом инфляции. Теперь всего этого нет.

Если раньше в отношении образовательного учреждения существовал щадящий налоговый режим, то теперь государство хочет заставить школы, институты, университеты, техникумы, профтехучилища платить абсолютно за все.
Если раньше благодаря этой 40-й статье закона об образовании предприятиям и организациям было выгодно инвестировать средства в образовательные учреждения, так как в этом случае для них предусматривалась специальная система льгот, то теперь такие вложения становятся экономически невыгодны. Отечественному капиталу (и без того достаточно тяжелому на подъем) словно говорят: «Хочешь – вкладывайся в образование, хочешь – траться на евроремонты и секретарш, государство будет относиться к этому одинаково». То есть – никак.

Но и это не все. До того как правительство протянуло свои зудящие реформаторством руки к образованию, существовали две достаточно серьезные, законодательно закрепленные нормы. Во-первых, гарантированное направление не менее 3% расходной части федерального бюджета на высшее образование. Во-вторых, гарантированная норма бесплатных мест в государственных вузах – «не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч учащихся». Можно спорить об эффективности соблюдения этих норм, о выполнении государством взятых на себя и законодательно закрепленных обязательств, добиваясь их соблюдения либо увеличения (в середине 90-х на высшее образование расходовалось около 1,5% бюджета, сейчас – около 2,5%). Но в любом случае был предмет диалога общества и государства. Сейчас его нет. И все мы прекрасно понимаем, что показатель расходов бюджета на высшее образование теперь будет стремиться к нулю, как бы нас ни убеждали в обратном реформаторы.

…У преподавателей

Заработная плата профессоров и преподавателей в нашей стране, мягко говоря, и не зарплата вовсе, а как бы это помягче выразиться – подачка на поддержание штанов в период чтения лекций и проведения семинарских занятий. Но у правительства совершенно иное мнение на этот счет.

Из статьи 54-й закона об образовании правительство выкидывает тезис о том, что минимальные ставки и оклады должны превышать уровень средней заработной платы в Российской Федерации. Из закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании выбрасывается норма о том, что средние оклады для учителей должны быть не ниже средней зарплаты по промышленности, а для профессорско-преподавательского состава — в два раза выше средней зарплаты по промышленности.
На практике эти нормы не выполнялись правительством никогда. Сначала власть обещала «начать соблюдать закон» с 2004-го года, потом с 2006-го. На деле же ситуация только усугублялась: если в начале 2002-го года средняя зарплата работника образования была 60% от уровня в промышленности, то в конце прошлого года только 40–45%.

Ситуация нетерпимая, все с этим согласны. А правительство на чистом глазу в условиях профицита бюджета и якобы имеющего место экономического роста просто вычеркнуло эту норму. Нет ее – и нет проблемы.

Если в целом говорить о самой системе оплаты труда, то ее правительство просто пытается ввергнуть в административный хаос. В результате разграничения полномочий уровней власти все образовательные учреждения будут разделены на три типа с финансированием исключительно со своего уровня — государственного, уровня субъекта РФ или муниципалитета. Соответственно гарантии минимальной зарплаты останутся только для работников учреждений федерального подчинения. Единое образовательное пространство будет разбито фактически на число субъектов Российской Федерации, и финансирование в каждом регионе будет осуществляться в соответствии с возможностями местного бюджета. Что это за возможности, не сложно догадаться. При этом дефицит нижестоящего бюджета больше не будет компенсироваться из вышестоящего для обеспечения федеральных норм оплаты труда. В результате мы получим не только беспрецедентное расслоение среди работников образования по уровню зарплаты, но и одновременно резкое снижение уровня оплаты труда почти повсеместно.
Низводя социальный статус педагога до уровня «ниже низшего», власть отменяет для научно-педагогических работников право бесплатного пользования услугами лечебных подразделений вуза и вычеркивает гарантии финансирования из федерального бюджета условий для повышения квалификации.

…И студентов
Правительство зря упрекают в узости взглядов и стремлении отстаивать интересы небольших социальных групп. Весь пакет реформы образования проникнут трогательной заботой об охвате как можно большего количества населения. «Никто не останется в стороне от ухудшения» – вот лозунг дня неутомимых реформаторов.

Изменения и дополнения в образовательные законы приводят к тому, что понятие «социальных льгот» превращается в «иные меры социальной поддержки». Да так, что в результате новая редакция статьи 50-й закона об образовании исключает для обучающихся и воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения действующие нормативы стипендий, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте.
Полностью лишаются права на бесплатный проезд иногородние студенты очной формы обучения и аспиранты государственных и муниципальных вузов. А ведь это право и так давалось только раз в год — и только «туда и обратно».
Росчерком пера правительство убирает из 51-й статьи закона об образовании государственные компенсации роста инфляции при расходах на питание и охрану здоровья обучающихся. Вот как надо с инфляцией бороться – вычеркнули из закона упоминания о ней, и исчезла инфляция «яко и не бымши».

Ну и сами понимаете, что резать так резать – по самые рейтинги, «раз пошел такой секвестр…» Исчезло финансирование государством студенческих практик, отказалось государство от доплаты на питание студентам очной формы обучения государственных и муниципальных вузов. Наконец, из законодательства исключается пункт, гарантировавший предприятиям, учреждениям и организациям освобождение от налогов на сумму средств, затраченных на работников, обучающихся по очной и очно-заочной форме. В итоге не трудно предвидеть, что тем самым фактически под угрозу будут поставлены оплачиваемые отпуска для сдачи сессий, госэкзаменов и защиты дипломов, а также оплата проезда один раз в год для заочников. И в завершении – сущие пустяки – из перечня обязанностей Минобразования просто исключены положения о разработке и проведении мер по улучшению быта, отдыха и медицинского обслуживания студентов и работников образования.