Смета бюджетного учреждения, ее содержание и юридическое значение

Бюджетное учреждение осуществляет расходование находя-щихся в его распоряжении денежных средств на основании сме-ты доходов и расходов.

Смета бюджетного учреждения представляет собой финансо-во-плановый акт, утвержденный в порядке и форме, установлен-ных правовыми нормами, в котором определяются поступающие в его распоряжение в течение календарного года средствп для теку-щей деятелъности и развития с указанием источников доходов и Целевого направления средств.

В смете должны быть отражены все доходы бюджетного уч-реждения, получаемые как из бюджетной системы, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том чис-ле доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получае-мые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениямй на


 

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

праве оперативного управления, и иной деятельности (ст. 161 БК РФ). Смета составляется с поквартальной разбивкой.

Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плано-вым актом, утвержденным в установленном порядке, имеет юри~ дтеское значение. Оно заключается в том, что показатели сметы определяют и конкретизируют права и обязанности данного учреждения как получателя бюджетных средств, в том числе во взаимоотношениях с распорядителями и главными распоряди-телями бюджетных средств, а также финансовыми и другими органами в области контроля за получением и целевым исполь-зованием доходов.

Каждым бюджетным учреждением составляется индивидуалъная смета с учетом особенностей источников средств и их объемов, обусловленных спецификой его деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются министерствами, ведомствами, другими государ-ственными органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы. Кроме того, этими органами составляются сметы расходов на централизованные мероприятия для осуществления определенных (централизован-ных) мероприятий, например, проведение конференций, семи-наров и т. д. Сводная смета по министерству, ведомству и т. д. учитывается при составлении расходной части соответствующе-го проекта бюджета.

Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме (ст. 221 БК РФ). Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включитель-но, т. е. соответствует сроку действия государственного или местного бюджета. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сме-ты, который направляется в вышестоящую организацию и тер-риториальный орган Федерального казначейства. При рассмот-рении проекта сметы бюджетных учреждений распорядитель бюджетных средств осуществляет предварительный финансо-вый контроль, оценивая необходимость и целесообразность намечаемых расходов.

Смета бюджетного учреждения составляется по определен-ной форме, в основу которой положена законодательно закреп-


Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 375

ленная бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, обеспечивающая сопоставимость бюджетных показателей. Все показатели сметы имеют определенный код в цифровом выра-жении. В смете выделяются две основные группы расходов: а) текущиерасходы (с распределением на подгруппы и предмет-ные статьи, например, оплата труда) и б) капиталъные расходы, также детализируемые (например, приобретение оборудования, капитальный ремонт). В соответствии с указанным кодом уч-реждение должно производить кассовый расход поступивших средств, что имеет важное значение для обеспечения целевого использования средств.

При составлении сметы учреждение руководствуется конт-рольньши цифрами, определяемыми в отношении их деятельно-сти вышестоящими органами, а также нормативами расходов.

Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расхо-дов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т. д.). Нормы расходов принято подразделять на обязателъные (например, рас-ходы на командировки) и необязателъные (расчетные), опреде-ляемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (например, расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансо-выми органами; материалъные и денежные.

Для обоснования отдельных видов расходов бюджетные уч-реждения прилагают к смете основные паспортные данные (на-пример, справки образовательных учреждений о движении кон-тингента учащихся, об учебно-материальной базе учреждения, подготовленные на основе соответствующих документов).

§ 3. Правовое регулирование формирования

и использования внебюджетных средств

бюджетных учреждений

Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждения-Ми помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. До принятия БК РФ правовой режим названных средств определялся Положением «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюдже-те», утвержденным постановлением Совета Министров СССР


Учебник: Краткий курс. Особенная часть

от 26 июня 1980 г.1, в котором предусмотрено три вида внебюд-жетных средств: специальные, депозитные и суммы по поруче-ниям. Наиболее значимые среди них — специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, полу-чаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Правовые нормы об этих средствах нашли отражение и получили развитие в БК РФ с учетом изменений в финансовых отношениях современ-ного периода. Вместе с тем БК РФ не применяет термин «спе-циальные средства», называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161), и более подробно — доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществле-ния предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитывают-ся в сметё доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказа-ния платных услуг.

Помимо названных, другим путем привлечения дополнитель-ных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятель-ности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

Кроме общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюд-жетнУ'ми учреждениями служат нормативные акты, действую-щие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления (например, в области образова-ния, медицинского обслуживания, научной деятельности, фун-кционирования государственных и муниципальных органов при оказании в установленном порядке платных услуг). Так, госу-дарственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и це-левых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйствен-но-финансовой и иной деятельности, предусмотренной устава-ми учреждений (ст. 41, 47 Федерального закона от 13 января

' СП СССР. 1980. № 20. Ст\ 117.


Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 377

1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-ской Федерации «Об образовании»1).

Статья 29 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О выс-шем и послевузовском профессиональном образовании»2 закреп-ляет право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соот-ветствующим договорам с оплатой стоимости обучения физи-ческими и (или) юридическими лицами в объеме, согласован-ном с органами исполнительной власти, органом местного са-моуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. Кроме того, вузы, как и другие учрежде-ния, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, Однако предпринимательская деятельность бюджетных учреж-дений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных ис-точников, при исполнении сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к каз-начейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федераль-ного казначейства. Аналогичный порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие и принципы сметно-бюджетного финансирования, найдите в законодательстве нормы, подтвер-ждающие их.

2. Что относится к объектам сметно-бюджетного финанси-рования? Дайте определение понятия бюджетного учреждения

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

2 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; 2003. № 28. Ст. 2892.




Учебник: Краткий курс. Особенная часть


Глава 22. Правовые основы банковского кредитования


 


на основании БК РФ. Назовите характерные признаки, свой-ственные бюджетному учреждению.

3. Ссылаясь на законодательство, назовите виды расходов, осуществляемых бюджетными учреждениями.

4. Охарактеризуйте правоотношения, возникающие в связи с осуществлением финансирования бюджетных учреждений. Кто выступает в них в качестве субъектов? Рассмотрите вопрос на конкретных примерах.

5. Каковы права и обязанности бюджетного учреждения как получателя бюджетных средств? Ответ дайте на основании зако-нодательства.

6. Кто является главным распорядителем бюджетных средств и распорядителем бюджетных средств? Назовите их права и обязанности. Охарактеризуйте их взаимоотношения с бюджет-ными учреждениями.

7. Определите понятие сметы доходов и расходов бюджетно-го учреждения. Каковы ее содержание, порядок утверждения? Проанализируйте эти вопросы на примере конкретного бюд-жетного учреждения.

8. Что понимается под внебюджетными средствами бюджет-ных учреждений?

9. На основе законодательства назовите источники внебюд-жетных средств бюджетных учреждений. Каков порядок их ис-пользования?

10. Охарактеризуйте на основе законодательства контроль, осуществляемый за формированием и использованием бюджет-ных и внебюджетных средств бюджетных учреждений.