Глава I. РОССИЙСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

 

§ 1. Предмет и метод конституционного права

Российской Федерации

 

Для определения предмета любой отрасли права необходимо выделить круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Этот круг и составляет предмет правового регулирования и вместе с тем дает представление об особенностях рассматриваемой отрасли права.

Предмет конституционного права обладает рядом особенностей. Конституционное право регламентирует отношения в самых разных сферах жизни общества: экономической, политической, духовной и т.д. Специфика конституционно-правовых отношений, по сравнению с другими видами правоотношений, состоит в следующем:

- они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

- им свойствен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений;

- обладают высоким политическим потенциалом. По сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе;

- реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Причем предмет конституционного права составляют отношения, которые являются наиболее важными, основополагающими. Они образуют своего рода каркас, фундамент всей системы социальных связей в государстве и обществе. В предмет конституционного права входят общественные отношения:

- прежде всего определяющие основы конституционного строя, принципы, выражающие качественную характеристику государства, форму правления, демократический, правовой характер государства и т.д.;

- составляющие основы экономической системы, закрепляющие установленные в государстве формы собственности, способы хозяйственной деятельности, гарантии защиты прав собственников;

- определяющие основы взаимоотношений человека с государством и обществом, гражданство, основные права и свободы человека и гражданина, определяющие его положение в обществе и государстве;

- относящиеся к сфере государственного устройства, внутренней территориальной структуре государства, системе связей между его территориальными единицами. Эти отношения являются системообразующими, обеспечивающими целостность государства, его единство, поэтому они относятся к предмету конституционного права;

- федеративные отношения, принципы федеративного устройства, особенности взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;

- закрепляющие основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В предмет конституционного права входят две группы общественных отношений. Первую группу составляют отношения, регламентация которых целиком и полностью осуществляется нормами конституционного права. Так, признаком государственной организации общества является наличие государственной власти. В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ее осуществляют на федеральном уровне Президент, Федеральное Собрание, суды, а на уровне субъектов Федерации - образованные в них органы государственной власти. К предмету конституционного права при этом относится лишь тот срез общественных отношений, которые возникают в процессе реализации государственной власти Президентом, Федеральным Собранием РФ, органами власти субъектов Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов и референдумов.

В другую группу общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, входят отношения, закрепляющие принципы, имеющие важнейшее значение лишь для некоторых сфер. Эти отношения могут складываться в самых разных областях общественной жизни. Особенность их состоит в том, что они охватывают не все отношения в той или иной области, а только основополагающие, определяющие содержание всех других в этой сфере. Так, в нормах конституционного права устанавливаются общие принципы организации исполнительной, судебной власти, которые получают свое дальнейшее развитие в нормах соответственно административного и процессуальных отраслей права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражного процессуального). Этим определяется и ведущее место конституционного права в системе права.

Таким образом, особенностью конституционно-правового регулирования общественных отношений является то, что в одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют общественные отношения непосредственно и в полном объеме, а для других - представляют собой только базовые принципы, имеющие основополагающее значение для тех сфер жизни общества, в которых они складываются, и предопределяющие содержание всех других отношений в этих сферах. Данные основополагающие принципы находят дальнейшее развитие в нормах других отраслей права (уголовного, гражданского, административного и т.д.).

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных отношений не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений - это материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуются само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т.е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых - права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты права, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права. Субъектами конституционно-правовых отношений в Российской Федерации являются:

- индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории данной страны; права иностранцев и лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством ограничены;

- общности людей: народ данной страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов Федерации; население муниципальных образований (сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских округов);

- государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;

- государственно-территориальные образования, являющиеся составными частями Федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;

- органы государственной власти: федеральные (глава государства, парламент, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); субъектов Федерации (представительный орган, глава субъекта и др.); органы местного управления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать вопросы местной жизни;

- депутаты парламентов и законодательных собраний субъектов Федерации, представительных учреждений местного самоуправления;

- общественные объединения: политические партии, одной из функций которых является участие в формировании представительных органов власти путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; профсоюзы, религиозные объединения, культурно-национальные автономии и др.

В некоторых государствах имеются субъекты, не характерные для других стран, как, например, церковь, главой которой нередко выступает монарх.

С учетом вышеизложенного может быть дано следующее определение конституционного права как отрасли права.

Конституционное право - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет самостоятельный специфический метод отрасли, с помощью которого происходит регулирование общественных отношений.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов правового воздействия на общественные отношения.

В структуру метода конституционного права входят такие элементы, как правовое положение субъектов права, сочетание императивности и диспозитивности в правовом регулировании, правовые основания возникновения правоотношений и др.

Для метода конституционного права поэтому важен характер взаимоотношений между государством, личностью, общественными объединениями и другими субъектами конституционного права. Часть субъектов конституционных правоотношений выступают от имени государства и выражают публичный интерес. Это обусловливает юридическое положение сторон в конституционных отношениях.

Конституционное право как отрасль права использует различные способы воздействия на общественные отношения, а именно предписание, запрет, дозволение.

Предписание (позитивное обязывание) - это способ правового регулирования, который заключается в возложении правовой нормой юридической обязанности совершить юридически значимое действие.

Например, ч. 3 ст. 81 Конституции РФ предписывает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Статья 82 Конституции РФ определяет, что при вступлении в должность Президент приносит народу присягу и устанавливает текст присяги.

В предписаниях выражается активно-действенная сторона правового регулирования. Субъектам, которым адресованы предписания, вменяется в обязанность совершить определенные действия.

Предписание - это средство императивного, административно-командного управления. В конституционном праве метод предписания распространен; это объясняется тем, что конституционно-правовыми нормами закрепляются вопросы, имеющие основополагающее значение для организации и функционирования государства и общества.

Другим способом правового воздействия на общественные отношения в конституционном праве является запрет. Сущность запрета состоит в возложении на субъекта юридической обязанности воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий. Запрет характеризуется категоричностью и непререкаемостью.

Посредством юридических запретов осуществляется охрана прав и законных интересов граждан, общественных объединений, обеспечивается деятельность государства в различных сферах общественной жизни. Запреты направлены на обеспечение незыблемости существующих отношений.

Нормы, содержащие запреты, также достаточно распространены в конституционном праве. Большое число норм, содержащих запреты, содержится в гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" (ст. ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51) и др. Нормы-запреты имеются также в других законодательных и иных государственно-правовых актах. Эти нормы призваны обеспечивать защиту интересов государства, общества, человека и гражданина.

В конституционном праве применяется и такой метод, как дозволение, и диспозитивный метод. Юридическое дозволение - это юридическое разрешение совершить те или иные юридически значимые действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Для дозволения характерны усмотрение и мера юридических возможностей. Дозволение предполагает возможность выбора варианта собственного поведения.

Конституционное право предусматривает в ряде случаев возможность конституционно-правовых отношений, построенных на началах юридического равенства сторон. Это характерно для федеративных отношений. Так, ч. 4 ст. 5 Конституции РФ определяет, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. Статья 11 Конституции РФ закрепляет положение о том, что разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией РФ, а также федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако в целом конституционно-правовое регулирование общественных отношений характеризуется (несмотря на наличие диспозитивных норм) преобладанием императивных начал. В конституционном праве наиболее широко применяются предписание и запрет, что объясняется природой и возможностью тех общественных отношений, которые регламентируются нормами данной отрасли права. Субъекты конституционных правоотношений выступают от имени государства и выражают публичный интерес. Это обусловливает юридическое неравенство сторон в этих отношениях.

 

§ 2. Конституционно-правовые нормы и институты

 

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Конституционно-правовые нормы обладают следующими специфическими признаками, по которым их можно отличить от норм иных отраслей права.

1. Основное назначение, роль и место в механизме правового регулирования конституционно-правовых норм определяются особым характером той сферы общественных отношений, на регулирование которой они направлены (например, человек и государство).

2. Специфическим признаком норм конституционного права является особый характер источников права, в которых они выражены. Источникам конституционного права Российской Федерации посвящен п. 3 настоящей главы, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, - Конституция РФ. Наивысшая юридическая сила норм Конституции РФ обусловлена тем, что Конституция содержит политико-юридические решения наиболее важных проблем государства и общества. Высшая юридическая сила конституционных норм является основой законности и правопорядка в обществе. В Конституции РФ устанавливается иерархия основных источников права (ст. 16).

3. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм, а не норм конкретно регулирующего характера. К общерегулятивным относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др. Так, нормы-принципы рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). Нормами-принципами и нормами-декларациями являются нередко основополагающие положения конституций. "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10 Конституции РФ).

Конституции и другие источники конституционного права содержат положения, в которых даны объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 Конституции РФ).

Вместе с тем в конституционном праве существуют и нормы-правила. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ "Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания".

В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций, конституций социалистических стран, некоторых конституций развивающихся государств. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесенные в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называются "нормы-разъяснения" и "нормы-справки". Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

4. Учредительный характер предписаний, содержащихся в нормах конституционного права. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особый механизм реализации конституционно-правовых норм. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны с возникновением не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых обращены нормы конституционного права. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенности структуры норм конституционного права. Конституционно-правовую норму необходимо рассматривать как логически цельное предписание, формально закрепляющее государственно-властное веление, поэтому о трехчленной структуре (гипотеза, диспозиция и санкция) можно говорить лишь как об общей модели. Структура одних конституционных норм соответствует этой модели, структура других представлена в виде различных модификаций с измененным числом элементов. Соотношение элементов определяют такие факторы, как характер регулируемых общественных отношений, выполняемые функции, особенности законодательной политики, степень совершенства юридической техники. Так, например, в нормах конституционного права Российской Федерации преобладают нормы с отсылочными санкциями, а также весьма распространены нормы, в которых отсутствует гипотеза.

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основания для их классификации.

1. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные - это такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие правительству право в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства объявить при определенных условиях чрезвычайное положение и т.д. Диспозитивная норма в конституционном праве может:

- давать несколько вариантов своей реализации (например, Президент РФ может одобрить или не одобрить закон, поступивший из Государственной Думы);

- одно полномочие предоставлять нескольким субъектам (ст. 104 Конституции РФ устанавливает перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы);

- оставлять на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда РФ, Президент РФ по своему усмотрению решает, принять ли во внимание представленные кандидатуры).

Однако диспозитивных норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах.

2. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована: "Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ" (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов, в некоторых странах - законы о парламентах.

3. Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. В Российской Федерации на основе ст. 16 Конституции РФ 1993 г. закреплена иерархия норм конституционного права. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все другие нормативные правовые акты: федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

4. По территории действия. Различают нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории группы субъектов Федерации, отдельных субъектов Федерации, муниципальных образований.

5. Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия. Различают нормы постоянного действия (которые не обусловлены никаким сроком действия) и нормы временного действия (т.е. рассчитанные на установленный срок, который может быть как назван в самом акте, так и не назван, но временность норм подчеркивается именованием - "временный регламент", "временное положение". Временными нормами могут быть такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. "Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, - отмечается в Конституции Франции, - будут созданы в течение четырех месяцев со дня ее промульгации" (ч. 1 ст. 91).

В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

6. Различаются конституционно-правовые нормы и по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

7. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

8. По субъектам правотворчества. Нормы конституционного права могут исходить от народа (решения, принятые на референдумах), органа законодательной (представительной) власти (законы государства, нормативные акты парламента и его палат), президента (указы, распоряжения), высшего органа исполнительной власти (постановления и распоряжения правительства), иных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации. Особую роль в конституционном праве играют решения судебного органа конституционного контроля (в Российской Федерации - Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Таким образом, конституционно-правовые институты - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.

Конституционно-правовые институты существенно различаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты. Комплексными институтами является, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ 1993 г. называется более десяти федеральных конституционных законов и ряд федеральных законов, которые являются основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке, и т.д.

Разумеется, совокупности конституционно-правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно-правовыми институтами, имеют в разных странах существенное различие. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) имеется далеко не во всех странах.

 

§ 3. Источники конституционного права

 

Источники конституционного права являются формой, в которой существуют нормы конституционного права. Посредством источников создаются, изменяются, отменяются нормы конституционного права.

Источники конституционного права отличаются множественностью и разнообразием. Это обусловлено тем, что многие государственные органы осуществляют правотворческие функции в конституционно-правовой сфере. Для источников конституционного права характерна иерархичность, обусловленная иерархией самих государственных органов.

Место и роль нормативных правовых актов в системе нормативных актов в целом зависят от правового положения соответствующих государственных органов в системе государственной власти.

Большое количество источников конституционного права обусловливает их классификацию. Учитывая федеративный характер Российского государства, все источники могут быть разделены на федеральные, федерально-региональные, региональные и местные.

Федеральные источники конституционного права. К федеральным источникам конституционного права относятся:

- Конституция РФ,

- законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ,

- общепризнанные принципы и нормы международного права,

- международные договоры Российской Федерации,

- федеральные конституционные законы,

- федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы,

- акты Президента РФ,

- акты Правительства РФ,

- нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ,

- отдельные законодательные акты Союза ССР.

Среди федеральных источников конституционного права главенствующая роль принадлежит Конституции РФ, которая содержит нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права.

Конституция определяет многие другие виды источников конституционного права, их юридическую силу. Так, в силу ст. 15 Конституции РФ "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации... Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Пункт 1 ст. 115 Конституции РФ устанавливает: "На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение".

Важное место среди источников конституционного права занимают федеральные конституционные законы, а также законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. Ст. 4408.

 

Отдельную группу источников составляют Основы законодательства Российской Федерации, содержащие конституционно-правовые нормы (в качестве примера можно привести Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.), Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (1993 г.) и др.). Указанные законодательные акты были изданы до принятия Конституции РФ 1993 г., которая не предусматривает такого вида законодательных актов. Вместе с тем имеет место практика принятия федеральных законов, по своему характеру и содержанию аналогичных Основам. К числу таких законов можно отнести Федеральные законы: от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <1>, от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <2>, от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) <3> и др.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3802.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7596.

 

Многочисленную группу источников конституционного права составляют акты Президента РФ, особое место среди которых занимают указы. Они принимаются в процессе реализации полномочий Президента РФ как главы государства в самых разных сферах государственной и общественной жизни, международных отношениях и носят нормативный характер.

Особое место среди источников конституционного права занимают акты палат Федерального Собрания РФ. Постановлений палат, содержащих конституционно-правовые нормы, относительно немного. К числу постановлений палат, носящих нормативный характер, относятся постановления, которыми утверждены регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.

Источниками конституционного права являются правовые акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы.

К числу источников относятся также некоторые акты ЦИК РФ, содержащие конституционно-правовые нормы (Постановление ЦИК РФ от 25 января 1995 г. N 7 "О Примерном положении об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации" и др.).

В число источников конституционного права входят и некоторые законодательные акты Союза ССР, что объясняется незавершенностью процесса формирования системы законодательства России (действующим является Закон СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 "О порядке вывода, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу").

Источниками конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Это вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что среди источников конституционного права ратифицированный международный договор обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом, нормы которого не могут противоречить нормам международного договора.

Федерально-региональные источники конституционного права. К числу федерально-региональных источников конституционного права относятся предусмотренные Конституцией РФ договоры между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, содержащие конституционно-правовые нормы (ч. 3 ст. 11, ч. ч. 2 и 3 ст. 78). Выделяют три вида таких договоров:

- между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (коллективные договоры);

- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти конкретных ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий;

- между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации либо о передаче органами исполнительной власти субъектов РФ части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти.

Источники конституционного права на уровне субъекта Российской Федерации. К данным источникам конституционного права относятся:

- конституции республик в составе Российской Федерации;

- уставы других субъектов РФ;

- законы субъектов РФ, содержащие конституционно-правовые нормы;

- правовые акты органов власти субъектов РФ;

- договоры и соглашения, заключенные между субъектами РФ.

Иные источники конституционного права. Отдельные нормы конституционного права могут содержаться:

- в уставах муниципальных образований;

- в соглашениях, заключенных между муниципальными образованиями.

 

§ 4. Конституция РФ:

понятие, сущность, порядок принятия и изменения

 

Одним из объектов изучения конституционного права является конституция, базовый закон любого демократического государства. Что же такое конституция?

Первые конституции в современном понимании этого слова появились в конце XVII - начале XVIII в. Во времена Римской империи термином "конституция" (от лат. constitutio - устанавливаю) назывались императорские указы, а в Средние века - акты о федеральных вольностях. В конце XVII в. началась серия демократических революций, вызванных не только потребностью простого переустройства власти. Развивающееся общество искало оптимальное соотношение между государством и народом, властью и свободой. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы того же столетия были приняты Конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). В настоящее время в большинстве стран мира, а их число приближается к 200, имеются свои конституции.

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

В самом общем виде в современных государствах конституцию можно определить как нормативный правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и человека.

К чертам, характеризующим конституцию как нормативный правовой акт, можно отнести следующие:

- конституция - это акт учредительной власти;

- конституция представляет собой сочетание программных и нормативных элементов (всеохватывающий характер);

- верховенство конституции (конституция представляет собой акт наивысшей юридической силы);

- стабильность конституции, что подкрепляется особым порядком (процедурой) ее принятия и изменения, а также особым субъектом принятия.

Конституция всегда носит учредительный характер: ею учреждаются основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти, устанавливаются основы взаимоотношений между государством и отдельным человеком. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие издаваемые государственными органами акты. Учредительный характер конституции проявляется в том, что она юридически оформляет важнейшие социально-экономические и политические институты общества. Конституция придает им юридическую форму, узаконивая общественно-политические институты, возникшие и развивающиеся в системе общественных отношений. Именно учредительный характер по преимуществу носят нормы Конституции РФ 1993 г., закрепляющие основы конституционного строя (гл. 1), статус Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 65 - 70), общий статус Президента РФ (ст. ст. 80 - 82; ч. 1 ст. 87; ст. 91), Федерального Собрания РФ (ст. ст. 94, 95), Правительства РФ (ст. 110), других федеральных органов (ч. 1 ст. 125; ст. ст. 126 - 129).

Поэтому конституции часто принимаются органами учредительной власти. Органы, осуществляющие такую публичную (но не государственную) власть, называются по-разному - конституционное совещание, учредительное собрание, учредительный съезд и т.д. Главная задача такого органа - отразить соотношение сил в политической борьбе и нормативно оформить ее от имени народа в принимаемой конституции нового государства. В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции чаще всего принимаются народом на всенародных голосованиях. Особенность субъекта, принимающего конституцию, также обусловливает важнейший признак понятия конституции - учредительный характер.

Именно конституция как нормативный правовой акт отличается от иных источников права наличием особых норм: норм-принципов, норм-целей. Эти нормы служат основой правовой системы государства и определяют функционирование всего государственного механизма, однако по своей структуре и целевому назначению отличаются от норм, направленных на регулирование общественных отношений (имеющих структуру в виде гипотезы, диспозиции, санкции). Конституционные принципы - это своего рода идеальная модель, которой должны соответствовать реальные отношения в обществе. Так, например, в гл. 1 Конституции РФ 1993 г. закреплены принципы, которые являются основой правового регулирования экономических отношений в России, - принципы правового государства, неприкосновенности частной собственности, стабильности гражданского договора и свободы договора, равноправия, социальной справедливости.

Следующее свойство конституции - ее стабильность. Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти, длительность существования конституции выступает как неизменность основных ее положений при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. Стабильность конституции - одно из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.) и обеспечивается действием специальных юридических механизмов (действующим порядком изменения и пересмотра конституционного акта). Стабильность конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. То, что конституция издается как акт долговременного действия, является ее юридическим свойством как формы права, что проявляется в сохранении высокой степени устойчивости во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Конституция является своеобразным атрибутом государственности. Поэтому конституции как главному закону государства, закрепляющему существующие или складывающиеся общественно-экономические устои и принципы, имманентно присуща определенная устойчивость, т.е. стабильность, без признания и наличия которой просто теряются ее характер и специфика.

Хотя в Конституции РФ 1993 г. принцип ее стабильности прямо не назван, некоторые ее статьи и правовые нормы дают основание для заключения о признании и косвенном закреплении в тексте Конституции данного принципа (в частности, ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 11, ч. ч. 1 и 2 ст. 15, ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 56, ст. 64, ст. 72, ч. ч. 2, 3 ст. 80, ч. 1 ст. 82, ч. 3 ст. 90, ч. 1 ст. 108, ч. 3 ст. 118, ч. 1 ст. 120, ч. 2 ст. 125, ч. ч. 1, 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения"), а в ряде конституций субъектов РФ указание на стабильность их существования присутствует (например, Конституция Республики Тыва, Конституция Республики Карелия и др.).

Стабильность и жесткость конституции не только не исключает возможность ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности.

Принципиальное значение имеет свойство верховенства конституции. Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы, и это особое свойство выражается в следующем:

- ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, административного и др.;

- текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции органами государственной власти и не могут противоречить нормам конституции;

- государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений. В России это Конституционный Суд РФ, представляющий собой орган государственной власти, осуществляющий конституционный контроль в порядке судопроизводства.

Верховенство конституции в правовой системе устанавливается не каким-либо другим нормативным актом, а ее собственными нормами. Подобная норма есть в Конституции РФ 1993 г., в ч. 1 ст. 15, которая гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Существуют и дополнительные (факультативные) признаки конституции как нормативно-правового акта, которые обусловлены не сущностными признаками конституции, а характером правовой системы государства. Такими признаками конституции являются легитимность и реальность. Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными. Легитимным является принятие конституции путем референдума (всеобщего голосования), который представляет собой одну из форм непосредственной демократии, или ее принятие представительным органом законодательной власти.

Реальность характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и недемократическими режимами.

Однако перечисленными признаками сущность конституции не исчерпывается. Немаловажным ее свойством является то, что конституция, вне зависимости от желания принимающих ее, еще и политический документ.

Сущность конституции заключается не только в том, что она базовый закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом, и как политический документ она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Достигнутое соотношение может быть результатом активной (иногда революционной) борьбы, а в демократическом государстве - результатом политического согласия в обществе. Но в любом случае конституция является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами. Их интересы отражены в конституции в той мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, больше учтены интересы тех политических сил, чье влияние в обществе оказалось более сильным или даже определяющим. Так, Конституция РФ 1993 г. включает немало положений, в которых политическое содержание доминирует: например, положения, закрепляющие принципы народовластия (ст. 3), политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13), политические права граждан (ст. ст. 30, 31, 33), в том числе предусматривающие разнообразные формы их участия в делах государства (ст. 32), нормы, регулирующие политические отношения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 11, п. п. "е", "к" ст. 71, ст. 78), политические полномочия главы государства (ч. 3 ст. 80) и др. Политическая направленность конституции - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе.

Кроме этого, конституция всегда должна быть идеологическим документом, так как она всегда устремлена в будущее. Ее идеологический характер заключается в том, что она выражает определенное мировоззрение. Конституция декларирует важнейшие ценности данного общества - права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и др., составляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются в современных демократиях.

Немаловажную роль в уяснении и восприятии конституции играет ее структура. Под структурой конституции следует понимать порядок организационного строения конституции, внутреннюю согласованность ее составных частей и последовательность их расположения.

Понятие и уяснение структуры конституции имеет большое значение для понимания ее концепции, поскольку каждая ее часть - элемент общей композиции этого нормативного акта.

Конституции различных государств по своей структуре различны. Это объясняется не только избранной каждой страной формой правления, существующим в ней политическим режимом, территориальным устройством и другими факторами, но и историческими условиями принятия конституции и ее формой, используемыми в данной правовой системе приемами и правилами юридической техники.

Однако структурам современных конституций, за редким исключением, присуще много общего. Их структуры включают, как правило, преамбулу (введение), основную часть, заключительные положения.

В некоторых конституциях для плавного перехода от одной к другой имеется раздел "Переходные положения" (например, Конституция РФ 1993 г. имеет этот раздел, а предыдущие - нет).

Как правило, конституция начинается с преамбулы. Преамбула - это важная часть конституции, в которой указываются цели ее принятия, задачи, принципы, в нее заложенные. Она выступает в качестве ориентира, помогающего лучше понять основы государства, его цели и задачи, способствует верному толкованию и правильному применению статей конституции. Все статьи конституции должны соответствовать провозглашенным в преамбуле исходным принципам и толкуются, т.е. понимаются, в соответствии с ними.

Преамбула конституции, указывая мотивы, которые определяют ее содержание, подчеркивает, что она является органической частью текста конституции: без нее было бы труднее понять смысл конституции и реализовать ее положения должным образом. Преамбула не содержит нормативных предписаний, поэтому при ссылках на конституцию ее не упоминают, но, являясь составной частью текста, преамбула определяет мотивы его принятия. Положения преамбулы имеют большое политическое, идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Далее за преамбулой идет основная часть конституции, которая обычно состоит из общей части (общих принципов, основ конституционного строя и др.); глав о правах, свободах и обязанностях граждан; о системе и статусе органов государственной власти и их взаимоотношениях; об органах местного самоуправления; о территориальном устройстве, а в федерациях - о правах федерации и ее субъектов; о государственной символике; о порядке изменения конституции.

В этой части закрепляются принципиальные основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п. Во многих конституциях нового поколения на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (Италия, Германия, Россия и др.). Это свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод в данной стране.

Расположение норм конституции об органах государственной власти зависит, как правило, от избранной данной страной формы правления. В монархиях на первое место выносится глава о монархе. Затем размещаются главы о парламенте, правительстве, судебных органах. В парламентарных республиках сперва идет глава о парламенте, затем - о главе государства и правительстве, в президентских - о президенте республики, в смешанных моделях правления - о президенте. Нормы о статусе государственных органов в конституциях демократических стран формулируются в соответствии с принципом разделения властей, но, разумеется, с учетом специфики формы правления и особенностей территориального устройства.

Переходные и заключительные положения сформулированы обычно не в виде статей, а сплошным текстом, и в них содержатся чаще всего нормы о сроках вступления отдельных статей конституции в силу, порядок замены некоторых конституционных институтов новыми. Это позволяет плавно перейти от одной законодательной базы к другой.

Не меньше значение, чем структура конституции, имеет ее форма. Форма конституций - это способ организации заключенного в ней материала. По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Конституция большинства стран мира - это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы (Россия, Италия и др.). Но конституция может быть и в виде совокупности нормативных актов, обладающих высшей юридической силой (например, Конституция Канады состоит из нескольких важных актов: Квебекский закон 1774 г., Конституционный закон 1791 г., Закон об объединении Канады 1940 г., Закон о Британской Северной Америке 1867 г., Конституционный закон 1982 г.).

Необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших конституцию как единый нормативный акт, имеются дополнительные акты, именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и считаются конституционными, по форме это самостоятельные акты, не включающиеся в текст конституции. Но такие законы имеют существенное значение для применения отдельных положений конституции, и их принятие нередко предписано в тексте самой конституции. В России это федеральные конституционные законы. По юридической силе они все же стоят ниже конституции и не являются ее частями.

Принимают конституцию для того, чтобы она была полезна обществу. Поэтому каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения.

1. Юридическая функция Конституции РФ заключается в том, что она, будучи базовым законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

2. Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм конституции в него тоже вносятся определенные изменения.

3. Идеологическая функция заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Конституция РФ играет большую воспитательную роль, устанавливая принципы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Наличие идеологической функции нельзя отождествлять с государственной идеологией.

4. Системообразующая функция заключается в том, что Конституция РФ служит организующим звеном нормативной составляющей правовой системы, обеспечивает ее сбалансированность. Конституционные нормы входят в правовую систему государства в качестве такого компонента, с которым прямо или косвенно связаны все другие компоненты.

Способы принятия конституций в мире весьма разнообразны, но всех их объединяет вытекающий из сущностного признака конституции - стабильности - особый субъект принятия. В порядке, в котором принимается конституция, в данной правовой системе больше не принимается никакой другой нормативный акт. Наиболее часто встречаются в современных государствах такие способы принятия конституции, как октроирование (дарование конституции, пожалование ее властью монарха), принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие парламентом, принятие путем всенародного голосования (референдума).

Чаще всего для разработки и принятия новой конституции, а иногда и для внесения в нее существенных изменений созывается специальный орган - учредительное собрание. Этот орган создается с одной целью - принять конституцию. Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом. В России после свержения монархии Временное правительство уже в Декларации от 2 марта 1917 г. провозгласило созыв Учредительного собрания, а 25 марта было создано Особое совещание для подготовки проекта положения о его выборах. Однако Учредительное собрание не смогло принять решений, которые бы определили форму правления и конституционный строй России, так как оно было распущено в ночь на 20 января 1918 г.

Широкое распространение созыв учредительных собраний получил после Второй мировой войны. В одних странах учредительные собрания избирались на основе всеобщих и прямых выборов; в других - создавались путем делегирования государственными органами, политическими партиями и общественными организациями, социальными и профессиональными группами своих представителей; в-третьих - ранее избранный парламент был преобразован в учредительное собрание. Основной функцией учредительных собраний была только разработка или разработка и принятие новой конституции, после чего они распускались. В некоторых странах учредительные собрания после осуществления этой функции продолжили выполнять полномочия парламента.

Некоторые современные конституции были приняты путем всенародного голосования. Этот способ принятия конституций оценивается специалистами конституционного права неоднозначно. Если конституция разработана специально созванным для этого учредительным (конституционным) собранием, парламентом или другими аналогичными представительными учреждениями, а затем проводится референдум для утверждения разработанного проекта, то это вполне отвечает современным требованиям демократии. В этом случае народ выражает свою волю, отвечая на вопрос "за" или "против" принятия нового основного закона.

Однако иногда на референдум выносится проект конституции, подготовленный захватившей власть военной хунтой или руководящей верхушкой единственной правящей партии. В условиях массовых репрессий и давления со стороны властных структур, когда свобода выбора отсутствует или сильно ограничена, избиратели одобряют и реакционные конституции.

Форма принятия конституций парламентом характерна в основном для бывших социалистических стран. Принимается конституция на всенародном голосовании, как правило, квалифицированным большинством.

Внесение поправок в текст конституции - явление распространенное. Конституция - не застывшая глыба догматических положений, а живой организм, и поэтому внесение изменений в конституцию совсем не редкое явление в конституционном развитии.

В Конституцию РФ 1978 г. в конце 80-х - начале 90-х гг. было внесено более 300 поправок, а в Конституцию РФ 1993 г. вносились как изменения в части наименований субъектов Федерации (указами Президента РФ), так и изменения в нормы о сроках полномочий Президента (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ), о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ).

По сложности процедуры внесения изменений и поправок в текст конституции различают жесткие и гибкие конституции. Не существует проблем изменения текста конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. В такие конституции изменения вносятся в таком же порядке (за исключением ряда деталей), в каком принимаются текущие законы государства. Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов Федерации, если речь идет о федеративных государствах.

Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени. Некоторые статьи конституций не подлежат изменению: ни всегда, ни в течение какого-то периода времени, что также придает жесткость конституции.

Правом законодательной инициативы для случаев внесения поправок в конституцию пользуются те же, что и в законодательном процессе.

 

§ 5. Конституционно-правовая ответственность:

понятие, признаки, основания

 

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности, может быть использована для решения таких важных задач, как охрана конституции, обеспечение действенности конституционно-правовых норм, усиление влияния конституционного права на общественно-политическую практику, развитие у субъектов конституционно-правовых отношений уважения к конституции и закону, повышение эффективности функционирования государственных институтов.

Конституционно-правовая ответственность является инструментом поддержания правового порядка, утверждения режима законности, защиты прав и свобод граждан, что является неотъемлемым условием укрепления и развития демократии.

Конституционно-правовые нормы нуждаются в системе собственных средств защиты своих предписаний, право без ответственности декларативно. В отличие от конституционных актов ряда зарубежных стран российское законодательство не использует термин "конституционно-правовая ответственность". Вместе с тем вопрос о конституционно-правовой ответственности постепенно становится в России все более актуальным в связи с общим развитием конституционного законодательства. Увеличивающееся число конституционно-правовых отношений неизбежно требует новых мер, оснований ответственности и в целом ее совершенствования. За последние несколько лет в нашей стране стали более активно устанавливаться и применяться меры конституционно-правовой ответственности. Динамично развивается конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также субъектов избирательного процесса.

Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Конституционно-правовая ответственность предстает в единстве общесистемных признаков, присущих юридической ответственности в целом, а также тех свойств и качеств, которые указывают на ее своеобразие как относительно самостоятельного правового явления.

Поскольку юридическая ответственность является регламентированным нормами права общественным отношением между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, то общими признаками, характеризующими конституционно-правовую ответственность как юридическую, являются следующие:

- неразрывная связь с государственным принуждением;