I. Общие положения
1.1.Педагог-психолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имею
щее среднее психологическое или среднее педагогическое обра
зование с дополнительной специальностью «Психология» или
высшее психологическое (педагогическое) образование с допол
нительной специальностью «Психология»_________________ ,
(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогиче-
ской работы (работы по специальности) не менее __________
лет) или_____________________________ квалификационную
категорию.
1.3. Назначение на должность педагога-психолога и освобожде
ние от нее производится приказом руководителя учреждения по
представлению______________________________________ ,__.
1.4. Педагог-психолог должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и
региональных органов управления образованием по вопро
сам образования;
— декларацию прав и свобод человека;
— Конвенцию о правах ребенка;
— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны
труда, здравоохранения, профориентации, занятости обу
чающихся (воспитанников) и их социальной защиты;
— общую психологию, педагогическую психологию и общую
педагогику, психологию личности и дифференциальную пси
хологию, детскую и возрастную психологию, социальную
психологию, медицинскую психологию, детскую нейропси
хологию, патопсихологию, психосоматику;
— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психо
гигиены, профориентации, психологии труда, психодиаг
ностики, психологического консультирования и психопро
филактики;
— методы активного обучения, социально-психологического
тренинга общения;
— своевременные методы индивидуальной и групповой проф-
консультации, диагностики и коррекции нормального и ано
мального развития ребенка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
— основы доврачебной медицинской помощи.
1.5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно______
(руководителю учреждения, иному должностному лицу)
1.6. Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь
и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное прика
зом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соот
ветствующие права и несет ответственность за качественное и
своевременное исполнение возложенных на него обязаннос
тей.
1.7._______________________________________________ .
II. Должностные обязанности
Педагог- психолог:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направлен
ную на сохранение психического, соматического и социального
благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспи
тания и обучения в учреждениях.
2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Кон
венцией по охране прав ребенка.
2.3. Способствует гармонизации социальной сферы учрежде
ния и осуществляет превентивные мероприятия по профилакти
ке возникновения социальной дезадаптации.
2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности
обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию
различного вида психологической помощи (психокоррекционной,
реабилитационной и консультативной).
2.5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), роди
телям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в
решении конкретных проблем.
2.6. Проводит психологическую диагностику различного про
филя и предназначения.
2.7. Составляет психолого-педагогические заключения по ма
териалам исследовательских работ с целью ориентации препода
вательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих)
в проблемах личностного и социального развития обучающихся
(воспитанников).
2.8. Ведет документацию по установленной форме и использует
ее по назначению.
2.9. Участвует в планировании и разработке развивающихся и
коррекционных программ образовательной деятельности с уче
том индивидуальных и половозрастных особенностей личности
обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них го
товности к ориентации в различных ситуациях жизненного и про
фессионального самоопределения.
2.10. Осуществляет психологическую поддержку творчески ода
ренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию
и поиску.
2.11. Определяет степень отклонений (умственных, физических,
эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а
также различного вида нарушений социального развития и про
водит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.12. Формирует психологическую культуру обучающихся (вос
питанников), педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). 2.14.
III. Права
Педагог-психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприя
тия, касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции,уносить на
рассмотрение руководства учреждения предложения по улучше
нию деятельности учреждения и совершенствованию методов ра
боты; замечания цо деятельности работников учреждения; пред
лагать варианты устранения имеющихся в деятельности учрежде
ния недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреж
дения от структурных подразделений и специалистов информа
цию и документы, необходимые для выполнения своих должнос
тных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных под
разделений к решению задач, возложенных на него (если это пре
дусмотрено положениями о структурных подразделениях, если
нет— с разрешения руководителя учреждения).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия
в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6.
IV. Ответственность
Педагог-психолог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих дол
жностных обязанностей, предусмотренных настоящей должност
ной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законода
тельством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществле
ния своей деятельности, — в пределах, определенных админист
ративным, уголовным и гражданским законодательством Россий
ской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4.
Должностная инструкция разработана в соответствии с
(наименование, номер и дата документа)
(инициалы, фамилия) |
(подпись) |
20 г. |
Руководитель структурного подразделения
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
(подпись)
20 г.
(инициалы, фамилия) |
(подпись) |
20 г. |
С инструкцией ознакомлен:
Содержание
От авторов.................................................................. з
Структура МППС.......................................................5
Состав службы, задачи МППС............................................... 5
Положение о медико-психолого-педагогической службе
на базе дошкольного образовательного учреждения...... 6
Программа работы медико-психолого-педагогической
службы................................................................................ §
Программа просветительской работы «Психолог и Я»...... 11
Лечебно-профилактическая работа по оздоровлению
детей.................................................................................. 1]
Организация работы педагогов-психологов..............13
Цель, задачи, направления...................................... »л..................... 13
Психодиагностическая работа............................................. 13
Психопрофилактическая работа....................................... 26
Психокоррекционная работа...................................... 27
График работы педагога-психолога.................................... 31
Таблицы и материалы для диагностики............................. 33
Критерии готовности к обучению в школе........................ 35
Организация работы логопункта............................. 41
Работа учителя-логопеда...................................................... 41
Перспективный план работы учителя-логопеда............... 42
График работы учителя-логопеда................................... 44
Таблицы и дополнительные материалы............................. 46
Организация социальной работы..............................53
Цель, задачи, направления................................................... 53
Программа социальной работы........................................... 56
График работы социального педагога................................. 58
Организация группы кратковременного пребывания ...... 59
Программа работы Государственного образовательного учреждения Центра развития ребенка — д/с № 2333 и Социального приюта для детей и подростков
«Марьино»......................................................................... 61
Положение о группе кратковременного пребывания в Государственном образовательном учреждении Центре развития ребенка — д/с № 2333 для детей
из Социального приюта «Марьино»............................... 62
Договор о совместной работе ГОУ Центра развития
ребенка — д/с № 2333 и общеобразовательной школы
№ 1903 ЮВАО г. Москвы................................................ 64
Материалы для работы МППС..................................73
Анкеты для родителей.......................................................... 73
Информационные листы для родителей............................ 81
Упражнения........................................................................... 83
Материалы для воспитателя................................................ 87
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
(семинар-практикум по психомоторике)...................... 90
Ранний возраст...................................................................... 96
Адаптация ребенка к детскому саду................................. 100
Что делать, если................................................................... ЮЗ
Список рекомендуемой литературы................................. 105
Письма Минобразования РФ....................................107
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4
«Об учителях-логопедах и педагогах-психологах
учреждений образования».............................................. 107
Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г.
№ 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени
педагога-психолога образовательного учреждения»... НО
Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»............................ 112
Приложение 1................................................................. 115
Приложение 2................................................................. 116
Приложение 3................................................................. 117
Должностная инструкция педагога-психолога................ 118
Издательство «ТЦ СФЕРА» предлагает книгу Г.В. Овчаровой