Управление государственным долгом.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга, которая может осуществляться на стратегическом и тактическом уровнях.
Управление государственным долгом на стратегическом уровне предполагает:
■ формирование политики в отношении государственного долга;
■ установление основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
■ определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
■ обоснование приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.
Управление государственным долгом на тактическом уровне (текущее управление) подразумевает определение условий выпуска, обращения и погашения государственных долговых ценных бумаг
В условиях повышенной долговой напряженности или долгового кризиса государство использует следующие методы управления государственным долгом:
■ рефинансирование - погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
■ конверсия - изменение доходности займа;
■ консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
■ новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
■ унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
■ отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;
■ дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Минфином России. В ст. 165 БК РФ перечисляются бюджетные полномочия Минфина России, в том числе - полномочия по управлению государственным долгом РФ:
. Государственный долг РФ складывается из двух составляющих, выделяемых по валютному критерию - государственного внутреннего и государственного внешнего долга.
основными принципами государственной долговой политики РФ являются:
■ замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
■ развитие рынка государственных ценных бумаг;
■ предоставление государственных гарантий для ускорения экономического роста;
■ использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.
муниципальный долгкак совокупность долговых обязательств муниципального образования. Органы местного самоуправления, учитывая особенности своей финансовой деятельности, осуществляя правовую регламентацию муниципальных кредитных отношений, принимают, как правило, положения о муниципальном долге.
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Муниципальный долг не может быть внешним.
Управление муниципальным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий по осуществлению государственной политики в сфере регулирования муниципального долга, а также действий органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, по размещению новых долговых обязательств.
Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Как правило, правовые акты муниципального уровня относят функцию управления соответствующим долгом к компетенции исполнительных органов местного самоуправления или предоставляют местным администрациям право делегировать названное полномочие иным органам местного самоуправления.
Основными мероприятиями по управлению муниципальным долгом можно назвать рефинансирование, конверсию, консолидацию, унификацию и др. В процессе управления муниципальным долгом органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках соответствующей компетенции решают следующие задачи: минимализация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами муниципальных образований; недопущение спекулятивных операций на рынке муниципальных ценных бумаг и резкого колебания их курса; эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием; обеспечение своевременного и в полном объеме возврата привлеченных средств; максимальное финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
В процессе управления муниципальным долгом возникает необходимость его реструктуризации. Реструктуризация муниципального долга представляет собой погашение долговых обязательств муниципального образования с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения.