При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели при норме.
У детей с речевой патологией часто вызывает затруднение даже произношение гласных. Поэтому работу по вызыванию звуков речи у таких детей начинаем с гласных звуков, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. При возможности вводим вызванный звук в звукоподражание, слово, иногда в элементарную фразу.
Конечно, работа со звуком осуществляется в игровой форме и только при желании малыша играть с вами. Для этого необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т. д.
Предлагаемый альбом поможет вам выстроить последовательную схему работы со звуками, подскажет варианты включения звуков и слов с ними в сопровождающий речевой материал.
1. Взрослый:
— Это мальчик. Покажи мальчика. У мальчика сломалась машинка. Мальчик плачет: «А-а-а!» Как плачет мальчик?
— А-А-А!
2. «А-А-А!» — заплакала Аленка.
«На!» — сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И сестренке отдала.
Е. Благинина
Как заплакала Аленка?