Глава VII КОНКРЕТНЫЕ СЛУЧАИ ПОВРЕЖДЕНИЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЭТОМ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ

60. Неисправности крышевого оборудования

При движении с поездом снимается напряжение с контактной сети, ГВ не выключается, загорается лампа ЗБ. Первичные действия машиниста рассматривались в параграфе 41. Если снятие напря­жения сопровождается явной вспышкой на крыше электровоза, то, установив, что контактный провод не имеет необычных колебаний, лампа ТМ не загорелась и повышенной утечки воздуха в тормозной магистрали нет, в составе не произошло резкой оттяжки вагонов, а наоборот, они набегают на электровоз, можно на подъеме вре­менно продолжить движение с поездом, внимательно наблюдая за показаниями вольтметра и за состоянием вагонов. Затем, по­очередно отключая токоприемники разъединителями 2 на электро­возах ВЛ80к, ВЛ80Т и разъединитель 6 на электровозе ВЛ80С (см. рис. 54) и поднимая токоприемники, выявить поврежденную секцию; если в момент касания полозом контактного провода или включения ГВ проверяемой секции на крыше возникнет дуга, то имеется к. з. на данной секции. На электровозах, имеющих разъединитель 6 на каждой секции, отключив поврежденный участок разъединителем 2, можно разъединитель 6 вновь включить, пол­ностью восстановив работоспособность электровоза (на трехсекционном электровозе ВЛ80С отключение поврежденного токоприем­ника, разрядника, шин или опорных изоляторов средней секции следует производить ее разъединителем 2 и разъединителем 6 3-й секции).

Если после отключения поврежденного участка цепи напряже­ние восстановилось, то следовать дальше; в пределах возможного из окна одной из кабин убедиться, что детали токоприемника поврежденной секции не выступают за габариты кузова и не могут вызвать порчи контактной сети или других деталей электровоза.

В случае к. з. на крыше следует поезд остановить, в пределах видимости с полотна железной дороги установить характер повреж­дения и, если дальнейшее движение невозможно, вызвать резервный локомотив. Необходимо также убедиться, что над вагонами нет обор­ванного контактного провода, в таких случаях доложить дежурному по станции, а через него энергодиспетчеру о необходимости снятия напряжения и выезда аварийной бригады энергоучастка. Во всех случаях снятия напряжения одно из первых действий помощника машиниста — перекрытие крана резервуара токоприемника. На крыше наиболее вероятна порча опорных изоляторов токоприемни­ков, разрядников, изоляторов ГВ, шлангов токоприемника.

Когда напряжения в сети нет, но никаких повреждений на электро­возе не обнаружено, следует поступать, как рекомендовано в па­раграфе 41.

61. Неисправности цепей токоприемников

Токоприемник опускается на ходу, выключаются ГВ. На электро­возах ВЛ80С, ВЛ80Т возможны три случая: выключился автомат Токоприемники (ВА1) в цепи провода Н01 нарушен контакт в одной из кнопок Токоприемник или Токоприемник задний; нарушена цепь проводов Э15—Э16 (Э17)—Э37.

Следует отключить кнопки токоприемников и Выключение ГВ, восстановить автомат ВА1 и поочередно включить кнопки Токо­приемники (помощник машиниста должен проверить пневмоблоки- рование штор ВВК), Токоприемник передний убедившись в подъеме токоприемника, включить кнопки управления ГВ и следовать дальше.

Если токоприемник не поднялся, но штоки пневмоблокировок вышли, то при нажатых кнопках Токоприемники и Токоприемник задний подать напряжение на провода Э37 и Э16 (или Э17) с провода

(рис. 106 и 56 *) на рейке зажимов кузова. Когда при неисправ­ной кнопке Токоприемники не получает напряжения провод Э15 (т. е. не выходит шток пневмоблокировки), на него следует допол­нительно подать напряжение с провода Э1 (табл. 12) и управление токоприемниками производить кнопками Цепи управления и Токо­приемник задний (или Токоприемник передний).

В случае к. з. в проводе Э15, т. е. при неоднократном выключе­нии автомата ВА1, следует отсоединить провод Э15 в кнопочном выключателе 223 и на рейке зажимов в кабине управления, заизоли- ровать его наконечники и подать напряжение с провода Э1 на провод

или Э17 (на рейке зажимов), затем заизолировать блок - контакты реле 236 всех секций (панель № 4), что даст возможность включить ГВ и принудительно включить защитный вентиль 104 (до подъема токоприемника). Управление токоприемником произ­водить кнопкой Цепи управления. Кнопку Токоприемники не вклю­чать. Блокирование штор ВВК каждой секции после подъема токоприемника и включения ГВ восстановится защитными венти­лями 104.

Когда автомат ВА1 выключается при нажатии любой из кнопок Токоприемник задний или Токоприемник передний, то имеется к. з. в одном из проводов ЭЗО, Э35, Э27, Э28, Э38. В таком случае на трехсекционном электровозе ВЛ80С изъять штепсель 37 из концевой розетки 487 3-й секции электровоза, а на ВЛ80Т и двухсекционном ВЛ80С заизолировать блок-контакты разъединителя 126 (панель № 1) в проводах Э28—Э35 на 2-й секции. После этого можно подать напряжение с провода Э15 на провод Э37 и включить одну из кнопок Токоприемник задний или Токоприемник передний, включение ко­торой не приводит к срабатыванию автомата ВА1. Так же поступать при обрыве цепи проводов Э16 (Э17), ЭЗО, Э38, Э37, но размыкать цепь этих проводов не нужно. При первой возможности обрыв цепи проводов Э15, Э16,... или к. з. в них уточнить прозвонкой и устра­нить.

Сдавать электровоз другому машинисту при любых нарушениях цепи управления токоприемниками нельзя — это нарушение правил безопасности!

На электровозах ВЛ80К в случае опускания заднего токо­приемника поднять передний и, если он не поднимается, заменить предохранители в цепи проводов Н46 на электровозе ВЛ80К. На электровозе ВЛ80К проверить исправность предохра­нителя в цепи провода Н46 можно включением ГВ, а кнопки Панто­графы— по срабатыванию реле 236 (панель № 4).

Если на электровозе ВЛ80К предохранитель и кнопка Пантографы исправны, а токоприемники не поднимаются, подать напряжение с провода Э15 на провод Э37у а если оборван (или к. з.) провод Э15у то с провода HL. Токоприемники не поднимаются при выдаче электровоза из депо (из отстоя в пункте оборота). Наиболее вероятны случаи: не заблоки­рованы шторы ВВК, шинные разъединители 19, 20 не переведены в рабочее положение — вниз, мало давление воздуха в цепи управ­ления, не восстановлен автомат ВА1, не открыт кран пневма­тической цепи управления.

Для быстрой оценки состояния электрических и пневматических цепей при нажатой кнопке Токоприемники убедиться в выходе штока 1-й пневмоблокировки штор (по ходу воздуха после защитного вентиля); если шток вышел, проверить блокирование 2-й шторы ВВК (возможно, мало давление воздуха). Если шток не вышел, помимо указанных причин, проверить исправность блок-контактов разъеди­нителей 19, 20, а на электровозах с защитой токоприемников от опус­кания под током убедиться в нормальном давлении воздуха в резер­вуарах ГВ и срабатывании реле 248 (панель № 9).

62. Нарушение цепей управления главными выключателями

Главный выключатель выключается при движении. Наиболее вероятными причинами выключения ГВ, при котором загорается сигнальная лампа ГВ (и другие лампы) могут быть: срабатывание автомата ВА1 (перегорание предохранителя) Токоприемники, короткое замыкание в цепи тяговых двигателей, выпрямительных установок, вспомогательных машин, в обмотках тягового трансфор­матора, а также при нарушении цепи его удерживающей катушки 4уд (см. рис. 56 *).

Следует разделить эти случаи на два: выключаются все ГВ на многосекционном (две — четыре секции) электровозе или на одной из них. Выключение всех ГВ без опускания токоприемников на элек­тровозах ВЛ80С, ВЛ80Т, ВЛ80К указывает на нарушение цепи: кнопка Выключение ГВ, провод Н88, контакт КМЭ в проводе Э13. Отключив кнопки цепей управления тяговыми двигателями, вспомо­гательными машинами, поставив главную рукоятку КМЭ в нулевое положение, включить ГВ вновь и, если это не удалось, подать пере­мычкой напряжение с провода Э15 на провод Э13 и кратковременно на Э14, сделав первую попытку, включить ГВ. Если они не вклю­чаются, то нет напряжения на проводе Э37 (т. е. не включаются промежуточные реле 248 всех секций). Следует снять ранее постав­ленную перемычку и подать напряжение с провода Э15 на провод Э37. Включение ГВ производить, как обычно.

Когда выключился ГВ одной из секций, то, обратив внимание на показания сигнальных ламп CI, С2, ТД, ГП, ВУ, РП, РЗ и т. д., следует выключить контроллер, кнопки управления вспомогатель­ными машинами и цепи управления, затем включить ГВ и начать поочередно включать-отключать цепи, в первую очередь — наименее подозреваемые. На многосекционном электровозе ВЛ80С следует вначале отключить тумблер «С» подозреваемой секции; убедившись в исправности других секций, их отключить и проверить действие схемы секции, лампа «С» которой загорелась.

Выявив поврежденную цепь, ее больше не включать до уточне­ния характера повреждения. Неисправности отдельных цепей рас­смотрены ниже.

Главный выключатель не включается на одной из секций.

Если при включенной кнопке «Выключение ГВ» и нажатии кнопки «Включение ГВ» и «возврат реле» лампа ГВ этой секции не гаснет (на ВЛ80С следует включить тумблер «С» подозреваемой секции), а при отпускании гаснет, то или нарушена цепь удерживающей катушки 4уд данного ГВ, или имеется к. з. в обмотках тягового трансфор­матора. К. з. в трансформаторе можно установить включением ГВ при опущенном токоприемнике; если он включится, то трансформатор неисправен и секция электровоза неработоспособна. Если же и при опущенном токоприемнике (и нажатой кнопке Токоприемники) ГВ

не включается, следует проверить цепь удерживающей катушки 4уд, для чего при включенной кнопке Сигнализация подают перемычкой напряжение с провода Э55 на провод Н74 (у РЗ 88 на панели № 4) или на Н75 (у реле перегрузки 113 на панели № 1). Поставив пере­мычку, включают ГВ: если он останется включенным, нарушена цепь после контакта контроллера (61—62) до реле 204: если не вклю­чится, проверить цепь, закоротив поочередно блок-контакт ГП-0 у ЭКГ, реле 204 и 248 (панель № 9). Блок-контакт 204 оставить закороченным можно только при нормальной частоте вращения вала ЭКГ, что устанавливают по темпу загорания-погасания ламп 0, ХП\ при замедленном вращении вала может произойти сварива­ние контактов ЭКГ, перегрев переходного реактора и обмоток тягового трансформатора.

Пользоваться для проверки цепи катушки 4 уд обычной контроль­ной лампой можно при условии присоединения одного ее конца к «земле», учитывая, что сопротивление катушки 4уд свыше 1 100 Ом.

Когда ГВ включается, но на первых позициях вала ЭКГ выклю­чается, то следует рассмотреть такие случаи:

а) в момент постановки главной рукоятки КМЭ в положение РП происходит ее отключение — нарушен контакт в одной из блокиро­вок 21, 22, 264 (или же выключается реле времени 204). Для уточ­нения места повреждения вновь включают ГВ и ставят рукоятку КМЭ в положение АВ если при этом лампа ТД гаснет, то у реле 21, 22 контакт есть, поскольку через них замыкается цепь реле 264, контакты которого и разрывают цепь лампы ТД. В случае если лампа ТД при постановке главной рукоятки в положение АВ погасла, рукоятку следует перевести в положение РП и после выключения ГВ по загоранию лампы ТД можно судить о нарушении блок-контакта реле 264, поскольку при уходе вала ЭКГ с нулевой позиции катушка реле 264 должна получать питание через свой блок-контакт, а этого не происходит;

б) когда ГВ одной из секций электровоза не включается при нажатии кнопки «Включение ГВ» и возврат реле (не гаснет лампа ГВ), нарушена цепь проводов Э14-Н85-Н86-Н84. Следует убедиться, что ЭКГ стоит на нулевой позиции, а если перед этим применялся режим электрического торможения, то при постановке главной руко­ятки КМЭ в положение АВ, а затем в нулевое вал блокировочного переключателя БП установится в положение Тяга. Возможен также излом поворотного изолятора.

Ручное включение ГВ допустимо только при остановившемся электровозе, снятии заряда с конденсаторов, заземленном вводе тягового трансформатора, положении вала ЭКГ на нуле и наличии сжатого воздуха в его резервуаре (не менее 0,6 МПа). При отсутствии воздуха включение ГВ на цепь с к. з. может вызвать пожар.

Если включение ГВ «звонком» происходит на одной из секций, то неисправна цепь катушки 4вкл только этого ГВ. Наиболее вероят­но раннее размыкание блок-контакта 4 (т. е. самого ГВ). Вклю­чить ГВ вручную, выполнив указанные выше требования безо­пасности.

63. Неисправности цепей вспомогательных машин электровозов BJ180C

Не запускаются все расщепители фаз. Причиной этого может быть короткое замыкание в цепи проводов Э9, Э18 на головной сек­ции (рис. 107 *); наличие напряжения на них легко проверить на рей­ке зажимов в кабине при нажатии кнопок Вспомогательные машины (Э18) и Фазорасщепитель (Э9). При нарушении контакта в кнопке Вспомогательные машины напряжение на провод Э18 можно подать постоянной перемычкой от провода НОЮ (при включенном автомате В А10 Вспомогательные машины) и кратковременно на Э9 от любого провода.

При к. з. в проводе Э18 (срабатывает автомат ВА9 в момент включения кнопки Вспомогательные машины на КУ 224) следует заизолировать блок-контакты контактора 125 в проводах Э18-Н199 и Э18-Н100, а также реле 431 в проводах Э18-Н502 и подать постоян­ное напряжение в кабине на провод Э9 с провода Э13 реле 431 (панель № 6) включить принудительно; контакторы 125 всех секций будут включать расщепители фаз одновременно с замыканием си­ловых контактов ГВ.

После разгона расщепителей фаз до синхронной частоты вра­щения следует подать напряжение на провод Н100 у реле 259 на каждой секции с целью включения этих промежуточных реле и пуска остальных вспомогательных машин. Напряжение на провод Н100 можно подать перемычкой с любого из проводов Э27, Э28, Э35 у блок-контактов переключателей 111 или 126 на панели № 1.

При к, з. в проводе Э9 (автомат ВА9 срабатывает при нажатии кнопки Фазорасщепители) кнопку не включать; следует закоротить блок-контакты контактора 125 в проводах Э18-Н199 всех секций и включить кнопку Вспомогательные машины на КУ 224; после разгона расщепителей фаз подать напряжение на провод Н100, как указано выше. Для ускорения вывода поезда с перегона можно выполнить указанные переключения только на головной секции электровоза, но при этом будут работать только мотор-компрессор и вентиляторы данной секции, а тяговые двигатели, выпрямительные установки и трансформаторы 2—4-й секций останутся без охлаждения. Для сбора цепи управления линейных контакторов необходимо на прицеп­ных секциях включить кнопку Низкая температура масла. На первой же станции восстановить работу компрессоров и охлаждение ука­занных агрегатов, поставив под напряжение,провод Н100 каждой секции.

Отключается один из расщепителей фаз. Если это сопровождается отключением ГВ со срабатыванием РП 113, то возможно имеется к. з. в трехфазной системе вспомогательных цепей. Следует отключить все нагрузки переменного тока, включить ГВ, а затем расщепитель фаз; если при этом защита вновь срабатывает, расщепитель более не включать; перейти на схему резервного питания вспомогательных цепей от другой секции, для чего поставить переключатель 111 на не­исправной секции в среднее положение и включить резъединители 126 обеих секций, сняв пломбы. Если после этого произойдет выключе­ние ГВ на другой (питающей) секции, разъединители 126 вернуть в отключенное положение, неисправную секцию отключить переклю­чателем режимов ПР.

Когда же ГВ включен, но расщепитель фаз одной из секций не запускается, это может быть следствием обрыва провода Э18 или Э9У не включения кнопки «Фазорасщепитель» на кнопочном выклю­чателе 227, нарушения цепи катушки контактора 125 в контактах переключателя режимов (провода Н199-Н101) или в контактах реле ТРТ 139, 137. При наличии напряжения на проводе Э и включенных кнопках расщепителей фаз следует кратковременно подать напряжение с провода Э18 на Э9 на той секции, где не вклю­чается расщепитель; если же на проводе Э18 нет напряжения, то надо поставить перемычку с блок-контакта переключателя 111 (т. е. соединить провода Э27 и Э28), а затем кратковременно подать напря­жение на провод Э9 нажатием кнопки Фазорасщепитель в кабине управления. Любой из неисправных блок-контактов (один) в цепи катушки контактора 125 можно закоротить, но в случае повторного срабатывания РП ИЗ, ГВ, РКЗ расщепитель отключить.

При нарушении управления контактором 125 одной из секций электровоза цепь его катушки можно восстановить, поставив пере­мычку с плюсового зажима катушки контактора 134 печей на провод Н107 у ТРТ 139, а при неисправности ТРТ — непосредственно на катушку контактора 125. В жаркую погоду обеспечить не­ включение контактора 134, отсоединив провод от катушки его привода.

В случае неисправности расщепителя фаз или его контактора 125 перейти на резервное питание трехфазных цепей от другой секции. Для выключения цепей расщепителя фаз отключают соответ­ствующую кнопку КУ 227 в коридоре и включают кнопку. Без фазорасщепителя, что обеспечивает питание катушки реле 259 и запуск остальных вспомогательных машин. При отключенном расщепителе фаз соблюдать такую последовательность пуска остальных двига­телей: один из MB, затем МК и МН. При работе в составе трех секций соединение цепей напряжением 380 В между электровозом и 3-й секцией схемой не предусмотрено.

Расщепители фаз включены, остальные вспомогательные машины всех секций не включаются, срабатывает автомат ВА10. Это воз­можно при к.з. в проводе НОЮ или кнопках КУ 224 (см. рис. 56 *), соединенных с этим проводом; вскрыть КУ и по искрению в момент восстановления автомата ВА10 определить место к. з. Неисправ­ный контакт отсоединить и восстановить цепь управления соответ­ствующих машин помимо кнопки; управлять цепью непосредственно автоматом ВА10.

Не включаются все компрессоры. Причины: не включается регулятор давления 230 в кабине управления или нарушена цепь провода Н102 (возможно в кнопке Компрессоры). Проверить поло­жение контакторов регулятора, наличие или отсутствие напряжения проверить контрольной лампой на рейке зажимов в кабине. При неисправности регулятора его контакты замкнуть принудительно, управление компрессорами вести с помощью кнопки Компрессоры, усилив наблюдение за манометром питательной магистрали (прив­лечь помощника машиниста).

В случае отсутствия напряжения на проводе Н102 поставить перемычку на провод Н102 с провода Н012 или Н013, отключая компрессоры автоматом Фонари буферные или Освещение и обогрев кабины. На ближайшей станции поезд остановить и в одной из кабин задних секций подать напряжение на провод Н102 от провода Э18, включив этим в цепи управления другой регулятор давления. Кнопку Компрессоры в головной кабине не включать.

Выключается компрессор на одной из секций, лампа МК не гас­нет, хотя регулятор давления включен и стрелка манометра пока­зывает повышение давления в питательной магистрали. Через 1—2 мин после отключения компрессора нажать на кнопку Фазорас- щепитель с целью восстановления ТРТ 154, 156 и реле 431 и, дождав­шись повторного включения компрессоров, проверить сигнал лампы МК. Если компрессор не включился, следует проверить включение реле 430 и 431 (панель № 6); при необходимости включения 2-го и 3-го компрессоров (длинный состав, большой расход воздуха на действие песочниц), реле 430 закрепить во включенном положе­нии принудительно, а у реле 431 якорь притянуть к сердечнику на 1—2 с. Следует также проверить включение кнопки «Компрессоры» на КУ 226 и состояние блок-контактов промежуточных реле 259, 430, 431 в цепи катушки контактора 124 (и клапана 246).

Не работают компрессоры на 2—4-й секциях. Оборван провод Э20 между 1-й и 2-й (2-й и 3-й или 3-й и 4-й) секциями. Следует использовать резервные провода с маркировкой Э, присоединив к такому проводу перемычкой провод Э20 на головной и неисправной сек­циях. В качестве резервного можно использовать провод Э84 или Э104 (при двух- или трехсекционном электровозе) и др.

При отключении секции электровоза переключателем режимов можно включить двигатель компрессора, применив схему резервиро­вания, т. е. обеспечив питание его от трехфазной системы другой секции (при выключении разъединителя 111 замыкается его блок-контакт в цепи катушки контактора 124).

В случае повреждения компрессора, его двигателя или контак­тора 124 следует отключить кнопку Компрессор на КУ 228 (торец ВВК).

Не включается один из мотор-вентиляторов, горит лампа МВ1 (или МВ2, возможно, и МН). Если профиль пути не очень тяжелый и мощность электровоза недоиспользована, можно следовать далее. Соответствующая группа двигателей (2 шт.) будет автоматически отключена. Не следует применять какие-либо искусственные переклю­чения, если без охлаждения останется трансформатор или любая из выпрямительных установок 1. Реостатное торможение не применять.

Когда масса поезда велика, а профиль пути тяжелый, следует попытаться восстановить действие мотор-вентилятора. Причинами не включения контактора 127 мотор-вентилятора № 1 могут быть: нарушение цепи проводов Н511, Н127, Н491,... в блок-контактах реле 259, у ТРТ 141, 143, а также в кнопке Вентилятор 1 на КУ 227. В случае потери цепи питания катушки контактора вентилятора, следует несколько раз включить и выключить соответствующую кноп­ку на КУ 224, 226 или 227. Если контактор не включается, следует подать питание катушке данного контактора от другой кнопки, например при не включении контактора 127 вентилятора № 1 надо на КУ 227 соединить провода Н127 и Н131. При нажатии кнопки Вентилятор 3 включатся вентиляторы МВ1 и МВЗ в подобном случае для включения мотор-вентилятора МВ4 следует соединить провода Н128, Н138. Можно такие же соединения выполнить у ТРТ.

В случае нарушения цепи контактами какого-либо реле ТРТ его можно закоротить, но при срабатывании других видов защит (реле РП 113, РКЗ и тем более ГВ) данный вентилятор отключить; блок-контакт реле 259 можно закоротить после разгона расщепителя фаз до синхронной частоты вращения.

Не включается мотор-насос трансформатора, горит лампа МН. Причины могут быть следующие: нажата кнопка «Низкая температура масла», нет контакта у реле 259, ТРТ (141, 143) не включены венти­ляторы № 3 и 4, оборвана цепь катушки контактора 133. Цепь катуш­ки контактора 133 по возможности восстановить; допустимо зако­рачивание любого неисправного (одного) из указанных блок-кон­тактов (у реле 259 после разгона расщепителя фаз); при срабаты­вании других видов защит (РКЗ, РП 113) мотор-насос отключить.

Использование тяговых двигателей данной секции электровоза ограничить по условиям нагрева трансформатора (только до 30 °С). Для сбора цепи тяговых двигателей включить кнопку Низкая тем­пература масла. На ближайшей станции принять решение о допусти­мости дальнейшего движения поезда с полным составом при отклю­ченной секции электровоза, руководствуясь местной инструкцией.

64. Неисправности цепей вспомогательных машин электровозов BJ180T и BJ180K

Не включаются оба расщепителя фаз на электровозе BJ180К. На этих электровозах, начиная с № 1877, введена усовершенствованная схема управления и сигнализации расщепителей фаз (рис. 108), внедряемая и на некоторых электровозах ВЛ80Т и ВЛ80К более ран­них выпусков. Данная схема пуска и сигнализации позволяет быстро определить, на какой секции не произошел пуск расщепителей. Если при нажатии кнопок Фазорасщепитель и Возврат реле лампа ФР через некоторое время не гаснет, то по горению одной из ламп «В» при включении кнопок Вентиляторы можно определить, на какой из сек­ций не произошло включение расщепителя (если это не было опре­делено на слух).

Невключение обоих расщепителей возможно из-за срабатывания автомата ВАЗ (Вспомогательные цепи) и отсутствия контакта в кнопках управления расщепителями. Выключение автомата ВАЗ в момент включения кнопки Фазорасщепитель указывает на к. з. в проводе Э18. Следует на обеих секциях заизолировать контакты реле оборотов 249 (в проводах Э18, Э19) и на панелях № 1 соединить перемычками провод Н101 с Э55 кнопку Фазорасщепитель не вклю­чать, а управление расщепителями производить кнопкой Сигна­лизация. Для питания цепей управления остальных вспомогательных машин обеспечить включение контакторов 209 подачей напряжения на провод Э19, поставив перемычку Э19-Э1 на головной секции и включая кнопку Цепи управления после полного разгона расще­пителей фаз. Так же поступать и при к. з. в проводе Э41, т. е. при срабатывании автомата ВАЗ в момент нажатия кнопки Возврат реле.

На модернизированных в депо электровозах, не имеющих блока автоматов, такие же действия выполняют при сгорании предохра­нителя Н47 (Вспомогательные цепи).

Не включается расщепитель фаз одной из секций. На электрово­зах ВЛ80Т следует проверить, включено ли реле 429 у данной секции, и состояние блок-контактов реле оборотов 249 и реле 429 в цепи проводов Э18-Н107-Н101-Н105; если положение блок-контактов правильное, а контактор 119 не включается, следует на период пуска расщепителя включить его принудительно. Однако если при включен­ном контакторе 119 контактор 125 не включается, то контактор 119 следует срочно отключить во избежание сгорания пускового резисто­ра P31-P33.

Если неисправность в цепи управления не найдена, то допус­тим запуск расщепителя фаз данной секции упрощенным способом: от катушек контакторов 125 и 129 отсоединяют провода со стороны

плюса; на их место ставят перемычки на вывод катушки контактора 125 от контактора 134 (две электропечи) и на контактор 119 от контактора 159 (три электропечи). Для пуска расщепителя фаз включают сразу обе кнопки обогрева кабины и, после достижения расщепителем фаз синхронной частоты вращения (примерно через 5 с), отключают кнопку отопления, которая управляет контакто­рами 119 и 159 (предложение инж. Л. П. Макарова). Данная схема пуска расщепителей фаз может быть применена и на электро­возах ВЛ80К, ВЛ80Т до № 1877.

При выходе из строя самого расщепителя фаз, неисправностях контакторов 119, 125 следует переходить на схему резервирования, отключив переключатель вспомогательных цепей 111 на неисправной секции и включив разъединители 126 на обеих секциях.

Не включаются компрессоры, вентиляторы, мотор-насос на одной из секций, расщепитель фаз работает, лампа ФР не горит. Не вклю­чился контактор 209; если расщепитель фаз работает нормально, включить контактор принудительно; перед отключением расщепителя фаз следует контактор 209 вернуть в выключенное положение.

Не включаются оба компрессора. Нарушен контакт у регулятора давления 230. Следует восстановить действие регулятора, а если это невозможно, его контакты замкнуть принудительно; управлять компрессорами кнопкой Компрессоры (для усиления контроля за давлением воздуха привлечь помощника машиниста). На станции остановить поезд и обеспечить подачу напряжения на провод Э20 через другой регулятор давления, для чего на рейке зажимов 501 в кабине задней секции подать напряжение на провод Н102 регуля­тора давления, кнопку Компрессоры не включать.

Не включается один из компрессоров. Проверить положение кнопки Компрессор на КУ 226 и состояние контактов тепловых реле 154, 156.

На электровозах, имеющих сигнальную лампу МК, ее горе­ние указывает на исправное состояние кнопки Компрессоры на КУ 226 и отключенное положение контактора 124. При нарушении цепи питания катушки 124 в одном из контактов ТРТ его можно зако­ротить, но при любом срабатывании защитных аппаратов вспомо­гательных цепей (РП 113, ГВ, РКЗ) компрессор больше не включать.

Включение в работу компрессора на секции с неисправной цепью тяговых двигателей без разблокирования ВВК. В случае двукратного срабатывания защиты при включении тяговых двига­телей секцию электровоза отключают переключателем режимов, а для обеспечения работы вспомогательных машин можно перейти на схему резервирования, отключив переключатель 111 и переключив разъединители 126 на обеих секциях. Однако это требует остановки поезда. Для восстановления работы компрессора и сохранения работоспособности 2-й секции можно, не переключая ПР и не оста­навливая поезд, после установки вала ЭКГ на нуль, вынуть предо­хранитель в цепи провода Н49 (Серводвигатель) и соединить на рейке зажимов межэлектровозных соединений провода ЭЗО и Э39 включить ГВ, расщепители фаз и компрессоры. Набор позиций ЭКГ исправной секции производить обычным путем, п Неисправности цепей мотор-вентиляторов электровозов ВЛ80Т ВЛ80 и методы их устранения аналогичны рассмотренным для цепей электровоза ВЛ80С (см. параграф 63).

65. Не собираются цепи тягового режима

На электровозах ВЛ80С, ВЛ80Т и ВЛ80К цепи тяговых двигателей как известно, включаются линейными контакторами (ЛК) 51—54 а напряжение на двигателях изменяется переключением выводов тягового трансформатора контактами главного контроллера ЭКГ- схемы управления приводом ЭКГ и линейными контакторами этих электровозов построены примерно одинаково, хотя имеются сущест­венные отличия в деталях. Можно выделить три основные при­чины, по которым нет сбора цепей питания тяговых: включается контактор 206.

Контакторы 206 не включаются. 1. На электровозе ВЛ80С при постановке главной рукоятки КМЭ в положение АП на всех сек­циях не включаются контакторы 206, указатели позиций УП стоят в положении 0, лампа ТД погасла. Если реле 265 и 266 на панели № 3 включены, а реле 437 (панель № 7) нет, то нарушена цепь провода Э8 в контроллере. Цепь восстановить, а если это невозможно то поставить на рейке зажимов в кабине перемычку между проводами 38 и HI60, управляя контакторами 206 на период набора позиций кнопкой Обогрев кабины, 2 печи на пульте помощника; можно вос­пользоваться и кнопкой Песок, соединив провода Э8-Э36, но тогда следует перекрыть краны КН27 магистралей песочниц (см. рис 53) на всех секциях.

Если контактор 206 не включается на одной из секций электро­воза, следует проверить включение реле 437 и его блок-контакта при установке главной рукоятки на позиции пуска, а также состояние блок-контактов контактора 206 в цепи катушки 208; включать принудительно реле 437 или его блок-контакт нельзя. Для своевремен­ного включения контакторов 206 и 194 (контактор синхронизации работы ЭКГ) следует подать напряжение от провода Э8 непосред­ственно на катушку 206.

2. На электровозах ВЛ80Т и ВЛ80К в аналогичном случае для восстановления управления контакторами 206 обеих секций можно использовать цепь провода Э36у поставив перемычку на Э8, и пере­крыть краны магистрали песочниц; для набора позиций в этом случае необходимо нажимать кнопку Песок.

Не включаются J1 К. 1. На электровозе ВЛ80С не включаются линейные контакторы 51—54 на всех секциях при установке главной рукоятки КМЭ в положение РП или ЛЯ, лампы ТД и С не гаснут, вентиляторы и насосы работают, все ЭКГ набирают позиции. Следует восстановить автомат ВА2 и включить кнопку Цепи управ­ления,, проверить напряжение на проводах Э1 и Э2 (ЭЗ). Наличие напряжения на проводе Э1 (рис. 109) при включенной блокировке тормозов усл. № 367 (213) можно установить по включению реле 272 (панель № 3), а в ночное время — включением кнопки Освещение тележек (от проводов Э1-Н1 включается реле 450, блок-контакты которого заведены в цепь катушки реле 255 включения освещения). Если напряжения нет, то для проверки цепи катушек ЛК 51—54 сле­дует при неподвижном электровозе несколько раз переставить реверсивную, а затем и главную рукоятку КМЭ в различные поло­жения К Дальнейшая проверка цепи Л К сводится к установке перемычки на рейке зажимов 602 (см. табл. 12) в кабине; соеди­нение проводов Э1 и Э2 (ЭЗ) обеспечит включение^ ЛК на всех или на нескольких секциях электровоза. На ближайшей станции уточнить место обрыва цепи проводов Э1-Н1-Н2-Н303-Н304-Н306 *, поскольку в данной цепи имеются блок-контакты аппаратов, обеспе­чивающих безопасность движения; повреждение по возможности устранить.

2. На одной из секций электровоза ВЛ80С не включаются линейные контакторы, лампы ТД и CI (С2, СЗ,...) не гаснут, все ЭКГ набирают позиции, вентиляторы и насосы работают. Осуществле­ние режима тяги на одной или нескольких секциях указывает на наличие напряжения на проводе Э2 (ЭЗ). Для выявления Л К на неисправной секции достаточно подать напряжение на провода Н15 и Н16 у блок-контактов контакторов 129 и 130 (панель № 1) от плюсовых зажимов катушек этих же контакторов (провода HI 35 и HI 36 соответственно данной секции). Управление ЛК будет производиться кнопками Вентилятор 3, Вентилятор 4, что необ­ходимо помнить при необходимости снижения скорости. Если такие переключения необходимо выполнять после маневровой работы или применения режима реостатного торможения, следует проверить положение и состояние всех аппаратов, создающих цепь проводов Н5 (133)-Н6 (ГПО)-Н7 (270)-Н9 (49)-Н331у Н332 {251, 252)-Н15 (81)-Н17 и контактов в подобной цепи двух других линейных контакторов.

3. На электровозе BJ180T (ВЛ80К) на обеих секциях не вклю­чаются линейные контакторы 51—54, при установке главной рукоятки КМЭ в положение ФП или АП, лампа ТД не гаснет, хотя оба ЭКГ набирают позиции, вентиляторы и насосы работают. Нарушена цепь провода Э2 (ЭЗ). При неподвижном электровозе подать на­пряжение на Э2 (ЭЗ) от провода Э7 (см. рис. 86 *) на рейке зажимов 501 в кабине.

Когда не включаются ЛК на одной из секций, следует проверить состояние блок-контакта контактора 133, зашунтировав его кнопкой Низкая температура масла. Если положительного результата нет, подать напряжение на провода Н13 и Н14 у блок-контактов контакторов 129 и 130 с проводов Н135 и Н136, т. е. с плюсовых выводов катушек 129 и 130 на неисправной секции. Управление ЛК этой секции будет производиться кнопками Вентилятор 3, Вентиля­тор 4У о чем следует помнить при необходимости снижения ско­рости движения.

Перед установкой перемычек следует убедиться, что аппараты, блок-контакты которых включены в цепь катушек ЛК, занимают требуемое схемой положение (реверсоры, реле 270, тормозной переключатель, УПВ 251, 252 и т. д.).

Не работают приводы ЭКГ. Основные причины таких неисправ­ностей: вышел из строя серводвигатель СМ, заклинило или плохо работает редуктор ЭКГ; поврежден контактор 208.

Во всех этих случаях происходит отказ в работе одной секции, так как маловероятно, что на нескольких из них одновременно произойдут сходные по характеру повреждения.

Вышел из строя двигатель СМ или плохо работает редуктор. В обоих этих случаях, происшедших при движении, что обнаружива­ется по несовпадению позиций указателей У7 на пульте, лампам 0, ХПУ а также и по выключению ГВ на одной из секций электровоза с загоранием лампы ГП (из-за срабатывания реле времени 204), сле­дует переставить главную рукоятку КМЭ в положение АВУ затем в ну­левое и при выключенном контакторе 208 проверить целость предо­хранителя в цепи провода Н49 на PLLI неисправной секции; если заме­на предохранителя и попытка вернуть ЭКГ на нулевую позицию вруч­ную результата не дают, отключить секцию переключателем ПР и продолжать движение с поездом до ближайшей станции.

Проверку предохранителя в цепи провода Н49у а заодно и исправ­ности катушки контактора 208 на любом электровозе можно произвести постановкой перемычки между плюсовым контактом этого контактора (к нему подходит провод Н49) и плюсовым выводом его катушки; включение контактора указывает на его исправность и це­лость предохранителя. Сгорание предохранителя в цепи провода Н49 в цепи СМ может происходить из-за большой вязкости масла в редук­торе ЭКГ в сильные морозы; выключения ГВ может и не произойти, если вал ЭКГ еще не сошел с ходовой позиции «У», например, при дли­тельном движении по спуску, когда привод не работал и обогрев его не включен.

Если заклинило редуктор ЭКГ и вал его остановился на ходовой позиции, то помощник машиниста должен доложить машинисту об этом немедленно, так как положение ЭКГ на ходовой позиции не вызывает отключения ГВ, что может сохранить усилие тяги больше, чем необходимо по условиям движения (выключение тяги можно обеспечить переводом рукоятки КМЭ в нулевое положение).

В случае неоднократного сгорания предохранителя Н49 следует при первой возможности осмотреть щеточный аппарат двигателя СМ и проверить, не касаются ли шунты щеток корпуса; шунты можно укоротить скручиванием. В зимнее время следует проверить действие обогрева картера редуктора. Если заклинивания редуктора не про­изошло, поезд до ближайшей станции можно довести или, отключив секцию электровоза, или используя ручной привод вала ЭКГ, на одной из ходовых позиций (5, 9, 13-й); набор позиций контрол­лером для управления секциями, оставшимися исправными, маши­нист может выполнять, ориентируясь по показаниям УП той секции, вал ЭКГ которой переводит помощник машиниста, что обеспечит синхронизацию ЭКГ.

В случае отключения секции электровоза переключателем ПР при необходимости можно восстановить действие компрессора данной секции, как пояснялось выше.

На трех- и четырехсекционном электровозах ВЛ80С при загорании ламп ГВ, ГП и СЗ и С4 выявление рассмотренных повреждений и принятие мер возможно лишь после остановки поезда на участке пути, удобном для последующего взятия его с места или на станции.

Неисправен контактор 208. При повреждении самого контак­тора 208 его подменяют другим аппаратом (например, реле 268 на электровозах ВЛ80Т и ВЛ80С или 267 на ВЛ80К), установленным на той же панели. В этом случае необходимо выполнить следующие пере­ключения: с контактора 208 снять дугогасительную камеру и под­вижную планку; от реле 268 отнять все провода, кроме провода Ж у катушки; поставить перемычки на плюсовые выводы катушек контактора и реле, с верхнего контакта тормозного контактора на размыкающий* блок-контакт реле, с нижнего пускового контакта контактора на замыкающий блок-контакт реле (с левой стороны контактора на левую сторону реле, с правой стороны контактора на правую сторону реле); на рейке зажимов в кабине соединить провода НОЗ и Н04 на ВЛ80Т, ВЛ80К и Н305, Н306 на ВЛ80С (пред­ложение инж. Л. П. Макарова).

Нарушение цепей управления ЭКГ. 1. На электровозе ВЛ80С при постановке главной рукоятки КМЭ в положения ФП, РП нет набора позиций ни на одной из секций, лампа ТД не горит. Нарушена цепь провода Э10 или Э11 (см. рис. 56 *), поэтому не включаются реле 265 (провод Э10) или 266 (провод Э11). Следует рукоятку КМЭ несколь­ко раз переставить с положения ФП на РП и обратно. Если валы ЭКГ стоят на нулевых позициях, проверить включение реле 265, 266 (панель № 3); при не включении реле 265 подать напряжение от провода Э36 на провод Э10, а при не включении реле 266 — на про­вод Э11 на рейке зажимов в кабине; если это не дает результата, то соединение выполнить на рейке в кузове. Когда не срабатывает реле 266, то следует убедиться, что реле 194 включено, а 202 (па­нель № 2) выключено и блок-контакт этого реле в цепи катушки 266 замкнут (провода Н25-НЗЗ); при этой проверке главная рукоятка КМЭ должна находиться в положении АП (или ее надо перестав­лять из положения РП на ФП и обратно).

2. На электровозах ВЛ80Т и ВЛ80К вал ЭКГ одной из секций остановился на промежуточной позиции. Если необходим набор позиций, то следует перевести главную рукоятку контроллера в поло­жение АП, при котором провод Э9 должен обеспечить включение реле 265; если это привело к набору позиций, продолжать движение до ближайшей станции; прекращение набора производить переводом рукоятки в положения ФП, РВ или АВ.

Когда же это не обеспечило набора позиций, то на панели № 3 проверяют включение реле 265 и контакторов 206, 208, а также замыкание их контактов; если реле 265, контактор 206 включены, а 208 нет, то, как указывалось выше, следует проверить исправ­ность катушки контактора 208 и предохранителя в цепи провода Н49 постановкой перемычки на плюс этой катушки (Н42 с прово­да Н49, подходящего к пусковому контакту контактора 208. Включение контактора подтверждает их исправность; эту перемычку убрать и поставить перемычку с провода НЗЗ (у реле 265) на провод Н42 (плюсовый вывод катушки 208). Набор позиций производить кратковременной постановкой главной рукоятки КМЭ в положе­ние РП. На электровозах ВЛ80Т и BJI80K при постановке рукоятки КМЭ в положения РВ, АВ нет перехода вала ЭКГ на нижние пози­ции (нет сброса). Неисправно реле 265, возможно, велик зазор между якорем реле и сердечником катушки. В таком случае сброс позиций производить переводом главной рукоятки в нулевое поло­жение, когда выключение контакторов ЛК 51, 53 приведет к закора­чиванию блок-контакта контактора 266 в цепи проводов Н34-Н36.

В момент установки главной рукоятки КМЭ в положение РП или АП выключается ГВ. Причина в нарушении контакта ГПО в про­водах Н72-Н73. Следует главную рукоятку КМЭ поставить в нулевое положение и, включив ГВ, проверить положение якоря и состояние блок-контакта реле 264 (панель № 3) в цепи катушки 4уд ГВ. Он должен быть замкнут. Если реле 264 не включено, нарушен один из блок-контактов РП1-РП4 или БРД 21, 22; включение реле 264 при нажатии на его якорь указывает на исправность блок-контактов РП и нарушение цепи БРД. Если с 4-й позиции вала ЭКГ выключения ГВ не произойдет, можно следовать с поездом дальше, поскольку сами БРД исправны. В случае повреждения выпрямительных установок (ВУ) срабатывание БРД вызовет подачу напряжения на электромагнит переменного тока ГВ от обмотки вспомогательных нужд тягового трансформатора.

При постановке главной рукоятки КМЭ в положения фик­сации набора позиций (ФП) или выключения (ФВ) вал ЭКГ одной из секций проскакивает заданную позицию. Причина — обгар тор­мозных контактов контактора 208. Следует зачистить эти контакты.

Нарушение синхронизации работы ЭКГ. Оно может возникнуть из-за разницы в напряжении цепей управления на разных секциях электровоза, повышенной вязкости масла в одном из редукторов ЭКГ, подгаре контактов ГП1-ГПЗ, а на электровозе ВЛ80С и при нечеткой работе контактора 194 или реле 202 (панель № 2). В боль­шинстве случаев достаточно отказаться от автоматического набора или сброса позиций ЭКГ и перейти на ручной набор (или сброс); на станции зачистить контакты ГП1-ГПЗ, а на ВЛ80С — блокировки аппаратов 194 и 202; следует также убедиться, что реле 265 и 266 не имеют механических заеданий в подвижной системе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Устройств ремонт электровозов постоянного тока/С. А. Алябьев, Е. В. Гор­чаков, С. И. Осипов и др., М.: Транспорт, 1977. 464 с.

Андреев А. А., Крошнев В. В. Техническое обслуживание электро­возов переменного тока. М : Транспорт, 1982. 136 с.

Быстрицкий X. Я., Дубровский 3. М., Ребрик Б. Н. Устройство и работа электровозов переменного тока. М.: Транспорт, 1982. 456 с.

Вольф А. М. Пути экономии электрической энергии при электровозной тяге. М.: Трансжелдориздат, 1960. 44 с.

Голованов Ю. М., Думби Ф. X., Минин С. И. Советы локомотивной бригаде электровоза ВЛ80К. М.: Транспорт, 1974. 152 с.

Г и о р г а д з е Д. П., Б о л а ш в и л и Д. Н. Особенности электрических цепей электровозов ВЛ11. М • Транспорт, 1983. 192 с.

Иноземцев В. Г. Тормоза подвижного состава. Вопросы и ответы. М.: Транспорт, 1982. 272 с.

Испытания локомотивов и выбор рациональных режимов вождения поездов /Е. В. Горчаков, И. П. Исаев, Н. В. Максимов и др.; Под ред. С. И. Осипова. М.: Транспорт, 1975. 271 с.

Косарев В. В. В таком деле нет мелочей.— Электрическая и тепловозная тяга, 1973, № 9, с. 12—13

Макаров Л. П. Знаете ли Вы локомотив? — Электрическая и тепловоз­ная тяга, 1978, № 3, с. 21—22; № 4, с. 20—22; № 5, с. 26—28.

Мелихов В. Л, Чернюк А. М. Особенности электрического обору­дования и схем электровоза ВЛ80Т. М.: Транспорт, 1974. 120 с.

Ремонт электровозов и электропоездов /В. М. Находкин, А. Г. Хрисанов, Р. Г. Черепашенец и др.; Под ред. В. М. Находкина. М.: Транспорт, 1981. 360 с.

Осипов С. И,Миронов К. А., Ревич В. И. Основы локомотивной тяги. М~.: Транспорт, 1979. 440 с.

Правила тяговых расчетов для поездной работы. М.: Транспорт, 1969. 319 с.

Панов В. Г. Режим ведения и поездная обстановка.— Электрическая и тепловозная тяга, 1981, № 5, с. 44—46.

Розенфельд В. Е., Исаев И. П., Сидоров Н. Н. Теория электри­ческой тяги. М.: Транспорт, 1983. 328 с.

Цукало П. В. Экономия электроэнергии на электроподвижном составе. М.: Транспорт, 1983 174 с.

Электровозы ВЛ10 и ВЛ10У. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1981. 513 с.

Электровоз ВЛ11. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1983. 591 с.

Электровоз ВЛ80Т. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1977. 568 с.

Электровоз ВЛ80С. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1982. 622 с.

Яковлев Д. В. Управление электровозом и его обслуживание. М.: Тран-' спорт, 1978. 299 с.

Я к о в л е в Д. В., С и д о р о в Н. И. Устройство, ремонт и эксплуатация элек­тровозов переменного тока. М.: Высшая школа, 1972. 368 с.

Яковлев Д. В., Косарев В. В., Мурзин Л. Г. Экономичный режим ведения поезда^—Электрическая и тепловая тяга, 1976, № 1, с. 32—35.

Режимы работы магистральных электровозов /О А. Некрасов, А. Л. Лиси­цын, Л. А. Мугинштейн, В. И. Рахманинов; Под ред О. А. Некрасова. М.: Транспорт, 1983, 231 с.

Паристый И. Л., Черепе шенец Р. Г. Вождение поездов повы­шенного веса и длины. М.: Транспорт, 1983. 240 с

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ