Ведение поезда по перевалистому профилю.
Если чередуются короткие площадки, подъемы и спуски, то поезд надо вести растянутым при включенном контроллере, усиливая силу тяги при подходе и проследовании подъемов и уменьшая ее при входе на спуск.
Остановка поезда.
В зависимости от профиля пути остановку поезда выполняют по-разному. Для остановки на площадке выключают контроллер и ставят рукоятку крана машиниста в тормозное положение, не переводя ее в положение отпуска до полной остановки поезда. Если поезд еще движется, а необходимость в торможении отпала, то приводят в действие локомотивный тормоз, после чего тормоза состава отпускают. Когда условия движения позволяют, лучше остановить состав на прямом участке пути, а не на кривой.
При наличии на участке пути переезда автомобильного транспорта можно предусмотреть возможность остановки поезда без занятия этого переезда.
При остановке на спуске вначале выключают контроллер, а затем приводят в действие автоматические тормоза.
За 30—50 м до остановки поезда следует привести в действие песочницу, имея в виду, что коэффициент трения между колодками и бандажами колес при малой скорости резко повышается и возможен юз с образованием выбоин на поверхности катания.
Когда поезд полностью остановится, т. е. после полной оттяжки вагонов состава, следует затормозить локомотив вспомогательным тормозом, при необходимости и ручным тормозом, после чего отпустить тормоза состава. Если на крутом спуске поезд придет в движение, произвести ступень торможения снижением давления в магистрали на 0,07—0,08МПа, помощнику машиниста переключить воздухораспределители вагонов (не менее 1/3 состава) на горный режим. В случае движения поезда после первой ступени торможения произвести вторую ступень, снизив давление в магистрали еще на 0,07— 0,08МПа, и остановить поезд; привести в действие тормоз локомотива и ручные тормоза вагонов тормоза держать заряженными.
При вынужденной остановке с применением песка одиночного электровоза на пути с электрическими рельсовыми цепями системы автоблокировки машинист должен после остановки передвинуть электровоз на место, очищенное от песка, для надежного замыкания рельсовой цепи.
Перед началом движения в любом случае машинист должен полностью зарядить тормоза состава (перевести их на нормальный режим, если было переключение на горный), отпустить ручные тормоза (вынуть тормозные башмаки) и после полного отпуска тормозов состава постепенно отпустить тормоз локомотива, при необходимости включить контроллер, а после начала движения головных вагонов контроллер выключить и вновь применить локомотивный тормоз до момента начала движения всего поезда.
Для остановки состава на подъеме рукоятку контроллера переводят на низшие позиции, после некоторого снижения скорости приводят в действие автотормоза и выключают контроллер. После полной остановки всех вагонов (т. е. после «оттяжки» состава) электровоз затормаживают вспомогательным, а в случае снятия напряжения — ручным тормозом (из обеих кабин).
Далее действуют так же, как при остановке поезда на спуске: помощник машиниста приводит в действие ручные тормоза вагонов головной части состава и подкладывает тормозные башмаки под колеса вагонов. Убедившись, что состав заторможен, машинист отпускает автотормоза и затем все время держит их заряженными.