Электровозы переменного тока.
Последовательность приведения электровоза в рабочее состояние такова:
включают вверх рубильники на распределительном щите;
проверив напряжение аккумуляторной батареи, при необходимости включают освещение; уложив изоляционные штанги на место, убедившись, что в ВВК всех секций нет людей, посторонних предметов, блокируют ВВК шторами;
приводят пневматическую цепь управления в состояние, предусмотренное для поездной работы; при необходимости производят заправку электровоза сжатым воздухом;
на кнопочных выключателях, в коридорах включают необходимые кнопки;
в рабочей кабине включают автоматические выключатели блоков автоматов;
разблокировав кнопочный выключатель 223, убедившись, что главная рукоятка контроллера находится в нулевом положении, поднимают токоприемник (соблюдая требования правил безопасности);
включают ГВ;
запускают вспомогательные машины;
включают и опробуют действие тормозов и проверяют утечки воздуха в магистралях;
опробуют действие остальных электрических цепей.
Заправка электровоза сжатым воздухом.
Случай заправки электровоза от магистрали или другого электровоза (предполагая, что заряд батареи недостаточен для длительной работы вспомогательного мотор-компрессора с целью подъема токоприемника и включения ГВ). Для заправки питательной магистрали в этом случае предварительно убеждаются, что все концевые краны на торцах электровоза перекрыты, закрыты краны маслоотделителей главных резервуаров. Остальные краны устанавливают в положение, предусмотренное заводской Инструкцией по эксплуатации электровоза данной серии. Кнопки управления в кабинах выключают, чтобы не произошло преждевременного подъема токоприемников.
На электровозах, рассчитанных на вождение сдвоенных поездов, на период заправки следует перекрыть разобщительный кран КН9 между питательной магистралью и уравнительным резервуаром каждой кабины управления (обычно они открыты, а разъединение питательной магистрали с уравнительным резервуаром РС7 осуществляется трехходовым краном КН53, рабочее положение ручки которого при управлении не сдвоенными поездами вертикальное).
Присоединив рукав питательной магистрали на торце электровоза к магистрали депо (другого локомотива), открывают вначале концевой кран питательной магистрали на заправляемом электровозе, а затем у магистрали другого локомотива (или депо). Для нормального выключения главного выключателя ВОВ-25-4 необходимо давление не менее 0,6 МПа, поэтому до такого значения (наименьшее) и заряжают питательную магистраль. После наполнения главных резервуаров РС1—РСЗ, резервуаров главного выключателя РС6 и токоприемника РС5 сжатым воздухом краны питательной магистрали заправляемого электровоза и депо (второго электровоза) перекрывают, а рукава разъединяют. У электровозов ВЛ80 (всех индексов) при необходимости допустима заправка сжатым воздухом вначале одной секции при перекрытом межсекционном кране питательной магистрали.
На период заправки воздухом 1-й секции необходимо переключить блокировочное устройство штор ВВК 2-й секции в положение Реле давления зашунтировано. После подъема токоприемника питательные магистрали следует соединить, открыв их краны, а блокировочное устройство штор переключить в рабочее положение; после этого можно начать включение электрических цепей 2-й секции. Рабочее давление в резервуаре токоприемника (он же «резервуар управления») — 0,5 МПа; поездное положение крана КН9 — открытое. Заправив воздухом обе секции электровоза, но оставив тормозную магистраль временно не включенной, далее проверяют положение кранов пневматической магистрали управления. Трехходовой кран КН54 должен стоять в положении, при котором резервуар РС5 соединен с магистралью управления, имеющей давление 0,5 МПа.
Подготовка аппаратов.
Вначале следует убедиться, что на крыше и в высоковольтной камере электровоза никого нет, а посторонние предметы с крыши и из камеры убраны (инструмент, материалы и т. п.), машины и аппараты готовы к работе.
На электровозах ВЛ80 (всех индексов) все отключатели ножевого типа должны быть включены крышевые разъединители РВН, отключатели двигателей ОД, разъединители выпрямительных установок, переключатели вспомогательных цепей 111 и т. д., кроме шинных разъединителей 19, 20 ввода электровоза в депо и разъединителей трехфазных цепей секций 126; переключатель режимов ПР следует установить в положение Рабочий режим электровоза. Указатели (блинкеры) сигнальных реле нужно восстановить. Затем снимают заземляющую штангу с ввода тягового трансформатора. После закрывания штор и дверей ВВК включают необходимые кнопки управления вспомогательными машинами на кнопочных выключателях в коридоре кузова, а в зимнее время и кнопки 1 подогрева картера компрессора, спускных кранов резервуаров, бака санузла. Кнопки Низкая температура масла и Обогрев ЭКГ включают при температуре атмосферного воздуха — 20°С и ниже. При слабозаряженной аккумуляторной батарее обогрев влагосборников резервуаров включают позднее, после подъема токоприемников; замыканием выключателя ВА36 блока автоматов 216 включают контактор 160, подавая напряжение на РЩ.
Подъем токоприемников.
После подачи дежурным напряжения в контактный провод машинист громко объявляет:
Поднимаю токоприемник», затем подает звуковой сигнал свистком или тифоном, после чего включает кнопки Токоприемники и Токоприемник задний, иногда Токоприемник передний (например, когда над задним токоприемником нет контактной сети). О том, что токоприемник поднялся, машинист узнает по колебанию контактной сети и легкому потрескиванию дуги в момент подхода полоза к проводу, а ночью — по небольшому искрению при этом.
При включении кнопок Сигнализация на выключателе 224, рукояток блока автоматов 215 и кнопок 401 (Секция 1), 402 (Секция 2) на пульте машиниста загораются лампы CI, С2 и на сигнальном табло — лампы ГВ, ФР, МН, МВ1—МВ4, ЗБ.
На электровозе BЛ60K в момент нажатия кнопки Токоприемники на пульте машиниста загораются сигнальные лампы ГВ (главный выключатель выключен), ФР (расщепитель фаз не работает), ВУ1, ВУ2 (защита выпрямителей не восстановлена), ТД (контакторы цепи двигателей не включены), РП (защитное реле цепи двигателей не восстановлено), ОВУ (охлаждение выпрямителей не работает), 0, ХП (ЭКГ находится на нулевой или ходовой позиции), TP (охлаждение трансформатора не включено). По мере включения вспомогательных цепей красные сигнальные лампы гаснут и загораются зеленые лампы отдельных цепей.
Запуск остальных вспомогательных машин.
Включив кнопку Компрессоры, проверяют их действие по стрелке манометра и на слух. Замечают момент срабатывания регул я юра давления [(0,94=0,02) МПа] и остановки компрессоров (момент размыкания контактов регулятора при нижнем пределе давления 0,75 МПа).
В момент запуска компрессора в течение некоторого времени может быть слышен шум воздуха, выходящего из цилиндра высокого давления в атмосферу через разгрузочный клапан. Кроме того, в начале сбора цепей управления компрессорами на некоторых восьмиосных электровозах кратковременно загораются сигнальные лампы МК и C1 С2.
Затем поочередно включают кнопки вентиляторов. Работа вентиляторов воспринимается на слух, а включение тех вентиляторов, которые обеспечивают охлаждение выпрямительных установок, контролируют и по погасанию соответствующих сигнальных ламп (в зависимости от серии электровоза это лампы В, ОВУ и др.).
Проверка действия компрессоров и тормозов.
Подачу обоих компрессоров проверяют раздельно по времени повышения давления в главных резервуарах с 0,7 до 0,8 МПа. Оно должно быть не более 35 с.
Включают тормозные приборы и краны.
Проверяют утечки воздуха в питательной и тормозной магистралях, а также магистрали цепи управления. Проверяют действие тормозов с помощью основного и вспомогательного локомотивного кранов машиниста. Проверку выполняют в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов. Проверка действия цепей управления тяговыми двигателями.
На электровозах BJI80C, выключив кнопку Мотор-насос (Масло-насос) включают кнопки Главный контроллер на блоке автоматов и Цепи управления. При включенных тормозах и ЭПК возможно проверить действие обоих главных контроллеров ЭКГ во всех режимах управления. При замыкании кнопок Цепи управления валы ЭКГ возвращаются в исходное положение, на что укажут лампы 0, ХП и стрелки указателей позиции. Поставив реверсивную рукоятку в положение Вперед, а главную поочередно;- в положения РП, ФП, проверяют действие ЭКГ при ручном пуске - затем при ручном выключении (РВ, ФВ); так же проверяют действие цепей ЭКГ при автоматическом пуске и выключении. О синхронности поворота валов ЭКГ судят, сверяя показания указателей позиции. При такой проверке контакторы 51—54 цепи тяговых двигателей не включаются.
Для полной проверки цепей следует затормозить электровоз, включить мотор-насос и набрать несколько позиций ЭКГ тем же порядком. Амперметры на пульте показывают ток тяговых двигателей. Лампа ТД гореть не должна.
На период проверки цепей кнопку Автоматическая подсыпка песка отключают, а по окончании проверки включают.
Проверка остальных узлов.
В исправности световых и звуковых сигналов убеждаются, поочередно включая соответствующие кнопки. При переходе в другую кабину проверяют, работает ли освещение коридора, высоковольтной камеры и машинных помещений. В процессе приемки электровоза убеждаются в исправном состоянии окон, дверей, жалюзи; проверяют, открыты ли в ВВК воздушные заслонки (шиберы) на воздухопроводах тяговых двигателей. При открывании этих заслонок увеличивается давление воздуха внутри кузова, что препятствует попаданию в него пыли и снега через неплотности дверей, окон и пола, а в летнее время усиливает охлаждение внутрикузовного оборудования.
Проверяют также действие радиостанции, электропечей, стеклоочистителей (зимой — стеклообогрева) и песочниц.
Помощник машиниста смазывает узлы механической части. При наличии времени большинство указанных проверок производят и из 2-й кабины.
Если при проверке устанавливают, что все оборудование действует нормально, то электровоз считают пригодным к дальнейшей работе.
25. Приемка электровоза при смене бригад и в пункте оборота
Приемка электровоза при смене бригад.
В повседневной деятельности локомотивные бригады имеют значительно меньше времени на приемку, так как ее выполняют на станционных путях в парке отправления, зачастую без отцепки электровоза от поезда. За 20— 30мин, выделяемых обычно на приемку, бригада осматривает и проверяет только самое основное.
Перед тем как приступить к приемке электровоза, машинист узнает у прибывшей бригады, как работали локомотив в целом и его отдельные узлы во время рейса. Если сдающая бригада отмечает, что токоприемники, вспомогательные машины, тяговые двигатели и выпрямительные установки действуют хорошо, машинист уделяет основную часть времени, отводимого на приемку, проверке механического оборудования, подшипниковых узлов и быстрому осмотру аппаратуры, установленной в высоковольтной камере, проверяет наличие пломб на защитной и контрольной аппаратуре.
При любых условиях бригада внимательно осматривает колесные пары, буксы, тормозную и рессорную системы, приемное устройство автостопа и автосцепку, так как от состояния этих узлов в первую очередь зависит безопасность движения, а также проверяет действие песочниц, световых и звуковых сигналов, измерительных приборов и запас песка.
Если во время приемки электровоз не отцепляют от состава, то действие тормозной рычажной передачи проверяют краном вспомогательного локомотивного тормоза. Работу воздухораспределителя электровоза в этом случае контролируют при опробовании тормозов всего поезда. Действие вентиляторов и компрессоров с целью экономии времени проверяют во время пробы тормозов; подачу компрессоров в этом случае точно установить невозможно, так как нельзя отключать тормозную магистраль.
В процессе приемки необходимо периодически проверять давление в главных резервуарах, напряжение аккумуляторной батареи.
Помощник машиниста устанавливает, есть ли на электровозе запас смазочных и обтирочных материалов, принимает сигнальные принадлежности, тормозные башмаки, противопожарный инвентарь и инвентарь по технике безопасности, а также инструмент.
В обязанности помощника машиниста входит проверка состояния подшипниковых узлов колесных пар и тяговых двигателей. По указанию машиниста он может принимать участие в осмотре и других узлов электровоза. В сильные морозы во время приемки помощник периодически продувает влагосборники и маслоотделители пневматических магистралей.
Рели от букс моторно-осевых подшипников в сырую погоду идет пар, а зимой снег на них подтаивает, это указывает на ненормальный нагрев подшипников. Такие подшипники осматривают через верхний люк буксы и перебирают подбивку.
Во время сдачи электровоза машинист прибывшей бригады обычно большую часть отведенного времени осматривает внутрикузовное оборудование. Помощник машиниста в это время пополняет запас смазки, приводит в порядок внутрикузовные помещения и вытирает детали механической части. Если сдающий машинист высказывает замечания о нечеткой работе того или иного узла, то принимающий машинист выделяет время на осмотр этого узла.
Неисправность, обнаруженную в процессе приемки-сдачи, устраняет прибывшая бригада. При невозможности устранить неисправность своими силами принимающий машинист ставит в известность дежурного по депо (пункту оборота) для принятия мер.
Прибывший машинист записывает в Журнале технического состояния электровоза, как работал локомотив и какие замечены неполадки. Принимающий машинист читает эту запись и, если было отмечено, что нужен ремонт, проверяет, выполнен ли он, после чего расписывается в приемке электровоза.
Приемка и заправка электровоза в пункте оборота.
Возможны четыре основных варианта обслуживания электровозов бригадой: локомотивная бригада не отдыхает в пункте оборота, а на этом же локомотиве сразу возвращается с поездом обратного направления;
прибывшая в пункт оборота бригада сдает электровоз другой бригаде, а сама после отдыха отправляется в обратный рейс на другом электровозе;
электровоз простаивает, пока отдыхает локомотивная бригада;
пункт оборота служит пунктом подмены бригад: на время отдыха бригады локомотив следует далее с подменной бригадой по укороченному плечу и к моменту окончания отдыха основной бригады возвращается в пункт подмены.
Способ обслуживания определяет характер приемки электровоза в пункте оборота.
В первом и третьем случаях бригада выполняет на приемку, а осмотр, поскольку электровоз был ею уже принят в пункте основного депо. Во время осмотра основное внимание обращают на ходовые части, а также на песочницы, учитывая, что движение электровоза будет в обратном направлении. Из новой кабины опробуют работу токоприемников, световых и звуковых сигналов, действие тормозов и проверяют правильность работы цепей (проверка секвенции).
При отправлении «с оборота» такую упрощенную приемку начинают сразу же по прибытии с поездом прямого направления, когда бригада переходит в другую кабину для следования из парка прибытия в парк отправления; заканчивают приемку уже после прицепки к поезду обратного направления. Если в пункте оборота выполняют экипировку песком, то машинист частично использует это время для более подробного осмотра электровоза, например, проверяет состояние токоприемников.
Если электровоз простаивал, пока отдыхала бригада, то его сначала заправляют сжатым воздухом. После подъема токоприемника и наполнения главных резервуаров до давления 0,9МПа выполняют упрощенную приемку, так как по прибытии бригада, прежде чем сдать электровоз дежурному по пункту оборота, его уже осматривала.
Во втором и четвертом случаях локомотив принимают на станционных путях в уже описанном порядке. Иногда электровоз принимают не от другой бригады, а от дежурного по оборотному депо.
В любом случае принимающая бригада вначале просматривает Журнал технического состояния электровоза. Если в нем записаны замечания, то, прежде всего проверяют, устранены ли отмеченные дефекты и как выполнен ремонт. После приемки электровоза машинист расписывается в соответствующей графе Журнала.
Описание действий по подъему токоприемника в случае, когда на электровозе нет сжатого воздуха и его нельзя взять из другого источника.
Подъем токоприемника вспомогательным мотор-компрессором.
На электровозах ВЛ10 (см. рис. 21) для подъема токоприемника таким мотор-компрессором включают кнопки Токоприемники и Токоприемник задний (или Токоприемник передний) в кабине с таким расчетом, чтобы можно было удобно управлять кнопкой Токоприемник на выключателе 83-1 поскольку магистраль токоприемника 45-I короче, чем токоприемника 45-II
Затем закрывают краны 6, 11 на магистралях ВВК и закрывают кран 10 на трубе, идущей к резервуару 19 токоприемника трехходовым краном 9 подключают вспомогательный компрессор к магистрали токоприемника и нажимают кнопку Компрессор токоприемника. После подъема токоприемника включают кнопки управления БВЗ (КВЦ) и кнопки управления основными компрессорами, не прекращая работы компрессора токоприемника, пока давление в главных резервуарах не достигнет 0,4 МПа. Контроль давления по манометру 16 при открытом кране 15. Затем кран 15 закрывают, ручку крана 9 ставят в рабочее положение, а краны 10, 6,11 открывают. При хорошо заряженной батарее краны 6 и 11 можно не перекрывать.
Если заранее был запасен воздух в резервуаре 19, то токоприемник можно поднять без использования вспомогательного компрессора.
Для этого при заранее нажатых кнопках Токоприемники и Токоприемник задний перекрывают краны 6 и 11 и открывают кран 10. После подъема токоприемника включают кнопки управления основными компрессорами и, когда давление воздуха в главных резервуарах станет выше 0,4—0,5 МПа, переставляют ручки кранов 6 и 11 в нормальное положение.
Если электровоз должен стоять с опущенными токоприемниками и необходимо на возможно более длительное время сохранить сжатый воздух в резервуаре 19, то поступают так: кран 10 перекрывают и при работающих компрессорах открывают кран 15 до полной зарядки резервуара 19.
Рис. 21 Электропневматическая схема управления токоприемниками электровоза ВЛ10:
1,3 — клапаны токоприемников, 2,9 — краны трехходовые, 4,5,7 — блокировки дверей ВВК и люка на крышу, 6, 10, 11, 15, 18, 20— краны разобщительные, 8 — вентиле защитный, 12 — компрессор вспомогательный, 13 — фильтр, 14 — редуктор понижающий; 16— манометр; 17— клапан обратный, 19— резервуар токоприемника.
26. Экипировка электровоза
Под экипировкой понимают пополнение запаса песка, смазочных и обтирочных материалов, а также необходимых запасных частей и инвентаря. В зависимости от местных условий экипировку электровозов выполняют в основном или оборотном депо, а в некоторых случаях и на станционных путях без отцепки локомотивов от состава. Время всех операций по подготовке электровоза к следующему рейсу составляет 15—20 мин. Наиболее продолжительная операция экипировки — набор песка в песочницы.
На всех электровозах песок в песочницы подают через отверстия в крыше кузова. У электровозов ВЛ10, ВЛ10У — по восемь песочниц в каждом кузове, на ВЛ80 (всех индексов) — по шесть.
На электровозах используют песок нормального и повышенного качества. На дорогах, расположенных в районах, где рельсы часто покрываются инеем и обледеневают, применяют песок только повышенного качества. Качество песка определяется размером зерен, его минеральным и химическим составом; соответствие песка нормам регулярно проверяют в лаборатории депо.
Перед засыпкой в банки электровоза песок просушивают и медленно охлаждают до температуры окружающего воздуха. Заправка теплого песка недопустима, так как приводит к смерзанию его внутри банок, а прекращение подачи песка хотя бы под одну первую по ходу колесную пару электровоза при движении по крутому подъему с тяжелым поездом в неблагоприятную погоду может привести к остановке поезда на перегоне (растяжке).
Последовательность операции при заправке электровоза песком такова:
локомотив устанавливают под эстакадой так, чтобы обе секции находились под бункерами;
затормаживают ручным тормозом (из одной кабины);
выключают все кнопки на кнопочных выключателях токоприемниками и вспомогательными машинами (в том числе и ГВ);
убедившись, что токоприемники опустились, машинист делает заявку дежурному по депо (дежурному по пункту экипировки) на; снятие напряжения с контактного провода;
после снятия напряжения дежурные экипировщики приступают; к засыпке песка.
Перед засыпкой открывают крышки банок и наконечники шлангов направляют на сетки электровозных песочниц; убедившись в исправности сеток, открывают заслонки раструбов.
На некоторых пескоэстакадах для засыпки банок 2-й секции электровоза его продвигают, для чего к пескоэстакаде подведен кабель пониженного напряжения. Перед присоединением к подкузовной розетке (или шине) нож шинного переключателя переводят в верхнее положение.
Порядок передвижения электровоза определен правилами безопасности. Следует учесть, что при питании током пониженного напряжения электровоз может двигаться с открытой дверью высоковольтной камеры, однако находиться в камере нельзя, так как и пониженное напряжение опасно для жизни. Даже если электровоз будет передвигаться другим локомотивом, пребывание в высоковольтной камере опасно и запрещено, так как тяговые двигатели в этот момент работают в генераторном режиме с разомкнутой цепью (на холостом ходу), их ЭДС. зависит от остаточного магнетизма полюсов и скорости движения. Нельзя также во время движения находиться на крыше электровоза, поэтому люди, выполняющие экипировку, переходят на помост эстакады.