Подготовка панели управления (РЩ).

Во время осмотра и подготовки электровоза к работе все рубильники на панели управления электровоза постоянного тока должны быть включены. Нормальное положение рубильника генератора № 1 на электровозах ВЛ10 первых выпусков — вверх; переключатель вольтметра занимает положение Б, что обеспечивает показание напряжения аккумуляторной батареи, а после пуска вентиляторов — напряжение генератора (или генераторов) при низкой частоте вращения.

Включение рубильника аккумуляторной батареи обеспечива­ет питание любых цепей освещения и низковольтных розеток, а после подготовки пневматических цепей — приведение в дейст­вие всех необходимых электрических и электропневматических аппаратов.

На период заправки электровоза воздухом все кнопки на КУ в ка­бинах должны быть отключены, а ключ КУ — находиться у ма­шиниста.

Заправка электровоза сжатым воздухом.

Она может производиться от другого электровоза, воздушной ма­гистрали депо или станции, а при их отсутствии и с помощью вспомо­гательного компрессора данного электровоза.

Случай, когда электровоз стоит вблизи другого локомотива или кранов деповской магистрали сжатого воздуха с давлением 0,4МПа и выше. Для заправки питательной магистра­ли предварительно убеждаются, что все концевые краны на торцах кузовов электровоза и краны отстойников главных резервуаров перекрыты, краны машиниста отсоединены от магистралей блокировочным устройством усл. №367. Затем в коридорах открывают краны, соединяющие главные резервуары с питательной магистралью.

Присоединив рукав питательной магистрали на торце элек­тровоза 1 к магистрали другого электровоза (депо), открывают вначале концевой кран питательной магистрали на заправляемом электровозе, а затем у питающей магистрали, при необходимости используя удлинительный рукав. После наполнения главных ре­зервуаров сжатым воздухом до давления 0,5—0,9МПа краны ма­гистрали заправляемого электровоза и магистрали депо (второго электровоза) перекрывают, а рукава разъединяют.

Подготовка вспомогательной пневматической сети. Оставив тормозную магистраль временно отключенной, про­веряют положение кранов пневматической магистрали управления. На электровозе ВЛ10 (рис. 20) при перекрытом кране В10 (начало цепи управления) устанавливают кран В7 в одно из трех возможных положений — обычно для питания воздухом цилиндра одного из токоприемников — того, который будет подниматься первым; закрывают краны В6 и В11 (они редко бывают открыты); перекрывают кран В8 заправки Резервуара токоприемника высоким дав­лением; краны В9 и В10 устанавливают в положение заправки резервуара 7 сжатым воздухом, одновременно отсоединяя маги­страль вспомогательного компрессора 9 открывают краны В5 питания электропневматических аппаратов в ВВК и манометров ЦУ в кабинах управления; Стальные краны В1—В4, В13 (питания звуковых сигналов, песочниц, стеклоочистителей, противоразгрузочных цилиндров открывают или нет в зависимости от давления в питательной магистрали. В последнюю очередь открывают кран В10, соединяя магистраль управления с питательной; давление воздуха в заправленной магистрали может быть проконтролировано по манометру 5 или ЦУ.

Рис. 20. Пневматическая схема вспомогательных цепей электровоза ВЛ10: 1, 20—краны разобщительные; 2 — клапан обратный; 3 — фильтр контакторный; 4 — редуктор; 5, 24 — манометры; 6 — кран трехходовой; 7 — резервуар; 8—вентиль защитный; 9 — компрессор; 10 — блокировка пневматическая; 11, 23— рукава соеди­нительные; 12, 19, 26 — клапаны электропневматические; 13 — токоприемник; 14 — свисток; 15, 16 — клапаны пневматические, 17 — клапан переключательный; 18 — тифон; 21 — стеклоочиститель; 22 — клапан редукторный, 25 — цилиндр противоразгрузочный,

27 — регулятор давления

 

Подъем токоприемников.

Предварительно машинист должен убедиться в том, что смотровые люки вспомогательных машин закрыты сетками, в высоковольтной камере и на крыше кузова нет людей и посторонних предметов (материалов, инстру­ментов и пр.); с отремонтированных машин и аппаратов сняты все временные присоединения; изоляционные штанги уложены на свое место; машины, Аппараты и приборы готовы к пуску и работе; люди находятся в безопасных местах и подъем токо­приемника для них не опасен; складные лестницы электровоза сложены, закрыты двери высоковольтной камеры, а крышевые разъединители включены. Затем после подачи дежурным напряжения в контактный провод машинист ставит в известность помощника и других лиц о том, что понимает токоприемник (громко объявляет: «Поднимаю токоприемник» и подает звуковой сигнал). Затем отпи­рает кнопочный выключать в кабине и включает кнопки Токоприем­ники и Токоприемник задний. Иногда в зависимости от местных условий (например, если над задним токоприемником нет контактной сети) следует включить кнопку Токоприемник пе­редний.

О том, что токоприемник поднялся, машинист узнает по по­казанию вольтметра сетей, колебанию контактного провода, а также по погасанию сигнальной лампы РКЗ (на электровозах BJI10, ВЛ10У, ВЛ11), что указывает на исправность высоковольт­ной цепи защитного вентиля и на наличие высокого напряжения на электровозе.

Включение вспомогательных высоковольтных цепей.

Если воздуха достаточно, а аккумуляторная батарея за время осмотра электровоза несколько разрядилась, то прежде всего включают вентиляторы, чтобы сразу пустить в работу генерато­ры управления. Если же давление воздуха в главных резервуарах низкое (ниже 0,5 МПа), то сначала запускают компрессоры. Для включения вспомогательных машин вначале восстанав­ливают защитные аппараты, нажимая на соответствующие кнопки.

Включение кнопок БВ-1, БВ-2, (КВЦ), Вентиляторы, низкая скорость (или Вентиляторы, высокая скорость), Компрессор I, Компрессор II обеспечивает пуск (и защиту) основных вспомога­тельных машин.

При исправном состоянии всех цепей до включения указанных кнопок, но поднятом токоприемнике в кабинах управления горят сигнальные лампы: ТМ, Bl, В2, БК, АВР, БВ-1, БВ-2, РОТ (или ГУ-1).

После включения быстродействующих выключателей БВ-1, БВ-2 и запуска вспомогательных машин все лампы, кроме ТМ, гаснут; если вентиляторы включены на низкую частоту вращения, то будет гореть и лампа В1. На некоторых электровозах ВЛ10, ВЛ10У.

Проверка действия аппаратов, электрических машин и компрессоров.

Действие всего оборудования — электрических машин и компрессоров, печей, аппаратов, песочниц, тормозов и освещения — проверяют из обеих кабин управления, обычно начиная с головной по ходу ожидаемого направления движения с поездом. При проверке внимательно наблюдают за показаниями измерительных приборов и сигнальных ламп на пульте управления. Примерная последовательность действий машиниста и основные моменты проверки следующие. Токоприемник должен подниматься плавно, а при опуска­нии отрываться от провода резко и затем плавно касаться аморти­заторов. Полное время подъема токоприемника составляет 7—10с, а опускания — 3,5—6с (токоприемника П-5 — 4—7с как на подъем, так и на опускание).

Поочередной проверке подлежат все токоприемники.

При медленном отходе полоза от контактного провода машинист требует изменить регулировку клапана токоприемника или проверить статическую характеристику токоприемника.

Состояние аккумуляторной батареи проверяют, включая лампы освещения кабины и прожектор. Если батарея исправна, то в течение 1мин не должно произойти заметного уменьшения накала ламп. Вентиляторы на это время останавливают.

Подачу компрессоров проверяют, повышая давление с 0,7 до 0,8МПа раздельно для каждого; подача компрессоров в данном диапазоне давления должна удовлетворять требованиям Инструкции по эксплуатации автотормозов (не более 35с).

Включают тормоза; проверяют утечки в напорной и тор­мозной магистрали, а также в магистрали цепей управления; проверяют действие воздухораспределителя. Проверку ведут в соответствии с инструкцией по автотормозам. Помощник маши­ниста проверяет действие тормозной рычажной передачи и выход штоков тормозных цилиндров (75—125мм).

Действие вентиляторов проверяют на слух.

При высокой и низкой частотах вращения гул должен быть равномерным, но разного тона. На некоторых электровозах, наблюдая через сетку двери высоковольтной камеры, проверяют включение контакторов пусковых панелей, так как если эти контакторы не включаются, то могут перегореть пусковые резисторы в цепи двигателей вентиля­торов. При хорошей балансировке якоря двигателя и вентилятора в момент остановки мотор-вентиляторов пол кузова не вибрирует.