Кодирование товаров

 

Кодирование— образование и присвоение кода классифика­ционной группировке и/или объекту классификации.

Код— знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Целью кодированияявляется систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования (установления определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости) и присвое­ния условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования воз­росла в последние десятилетия с внедрением электронно-вы­числительной техники. В результате расширилось целевое на­значение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эф­фективность функционирования АСУ.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

Правила кодирования состоят в следующем:

• код должен иметь определенную структуру построения;

• код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

• код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода— условное обозначение состава и последо­вательности расположения знаков в нем.

Структура кода состоит из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответст­венно различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кодаалфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, консервам Молоко сгущенное Об­щероссийским классификатором продукции (ОКП) присвоен код 67.

Буквенный алфавит кодаалфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, в Общероссийском классификаторе стандартов классу сельскохо­зяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пище­вой промышленности — Н.

Буквенно-цифровой алфавит кода— алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи — С4.

Штриховой алфавит кодаалфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считы­вают в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике.

Основанием коданазывается общее число знаков в его алфа­вите. Последовательность расположения знаков в коде определя­ется его разрядом.

Разряд кодапозиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, разряд кода несет определенную смысловую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим от­беливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 1 м2 60 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бу­мажной промышленности.

Пробел— определенное расстояние между знаками (буква­ми, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 — продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 — бумага и ее общая харак­теристика, 1211 — частные признаки бумаги).

Код характеризуется также длиной.

Длина кода— число знаков в коде без учета пробелов. На­пример, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание — 12. Таким образом, длина (Д,) отличается от основания (Ос) коли­чеством пробелов (Кп):

Дл = Ос - Кп.

Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вво­дится контрольное число, используемое для проверки записи кода.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется не­сколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийно-порядко­вый, последовательный, параллельный способы. Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации.

Порядковый метод кодирования — образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового мето­да кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий опре­деленных знаний в данной области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Напри­мер, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т. п.) случайны.

Серийно-порядковый метод кодирования — образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление от­дельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классифи­кации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промыш­ленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша.

Последовательный метод кодирования— образование и при­своение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно рас­положенных подчиненных группировок, полученных при иерар­хическом методе классификации. Для этого метода характерны все преимущества и недостат­ки иерархического метода классификации. Его главными дос­тоинствами являются высокая степень упорядочения и возмож­ность выявления общих и частных признаков.

Параллельный метод кодирования— образование и присвое­ние кода классификационной группы и/или объекта классифи­кации сиспользованием кодов независимых группировок, по­лученных при фасетном методе классификации.

При достаточно высокой степени упорядочения независи­мость группировок не позволяет выявить в полной мере общ­ность и различия признаков. Однако для этого метода кодиро­вания возможна любая, заранее обусловленная емкость класси­фицируемых объектов и позиций. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на под­виды в ассортиментной части ОКП.

Каждому методу кодирования присущи определенные дос­тоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов представлен в табл. 2.

Таблица 2 Достоинства и недостатки разных методов кодирования

Метод Достоинства Недостатки
Порядковый Простота присвоения ко­дов Экономичность использо­вания 9999 кодов, приня­тых в классификаторах Отсутствие дополнитель­ной информации об объ­ектах Невозможность выделе­ния общности и разницы между объектами
Серийно-порядковый Упорядочение объектов по сериям, в результате чего появляется дополни­тельная информация Требуется дополнитель­ное распределение мно­жества по объектам по определенным признакам
Последова­тельный При малой значности ко­да большая информаци­онная емкость Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируе­мых признаков, слож­ность изменения в коде с целью введения новых признаков
Параллель­ный Хорошая приспособлен­ность для машинной об­работки, гибкость кода облегчает введение необ­ходимых изменений в фа­сету Недостаточная связь меж­ду отдельными группи­ровками

 

Совокупность правил и методов кодирования классифика­ционных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.