Классификация товарных знаков

1.В зависимости от назначе­ния товарные знаки подразделяют на три подгруппы — фир­менные, ассортиментные (именные) и страны происхождения.

1.1.Фирменные знаки ~ знаки, предназначенные для идентифи­кации изготовителя товаров или услуг.

Существуют три основных типа обозначения фирменных знаков:

- фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, кото­рые могут быть произнесены;

- фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

- торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товар­ный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак ®, размещаемый рядом с товарным знаком. Ес­ли товарные знаки являются собственностью фирмы, они могут иметь знак ©.

По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

1.1.1.Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владель­цем или по его поручению специалистами-дизайнерами и реги­стрируются в порядке, установленном Федеральным законом. При этом в Законе о товарных знаках не предусмотрена обяза­тельность регистрации товарного знака, которая дает исключи­тельное право владельцу на пользование и распоряжение им. Владелец товарного знака может и не регистрировать свой фир­менный знак, однако при этом он не приобретает авторское право на него.

1.1.2.Престижные знакиприсваиваются фирмам за их особые за­слуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международ­ных, региональных и национальных выставках.

В некоторых зарубежных странах такие престижные знаки (эмблемы) присуждаются государственными или общественны­ми органами в качестве специально утвержденного приза — премии. Фирма-лауреат получает право в течение определенно­го времени помещать этот знак на маркировке, а также на сво­их рекламных и деловых документах и материалах.

Основанием для присуждения премий-наград и престижных знаков являются значительные успехи в экспорте товаров и ус­луг и/или содействие экспорту национальных товаров в тече­ние определенного срока. Развивая экспорт своей продукции, фирма поднимает престиж своей страны, способствует стабиль­ности ее экономики и обеспечению занятости населения, улуч­шает торговый баланс. В свою очередь, государственные и об­щественные органы, отмечая это, морально стимулируют дея­тельность фирмы.

К престижным знакам можно отнести и медали, используе­мые как элемент производственной маркировки на этикетках марочных и коллекционных виноградных вин, водки и другой продукции, полученные изготовителем на международных вы­ставках. Престижные знаки присваиваются и не подлежат реги­страции в патентных органах.

1.2.Ассортиментные товарные знаки— знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности.

Ассортиментные знаки делятся на типы — видовые и мароч­ные.

1.2.1.Видо­вые — по виду товара. Примером видового товарного знака могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продук­та. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще — в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

1.2.2.Марочные — по торговой марке или наименованию.

Торговая маркаимя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отли­чающими его от других товаров того же вида.

Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквен­ной, изобразительной или комбинированной формы. Напри­мер, марочный знак шоколадных батончиков — Сниксрс, Марс, Баунти и пр. — имеет словесную форму, причем иден­тифицирующие функции выполняют и цветовая гамма, и гра­фическое исполнение надписи. Цифровые марочные знаки распространены в России для ординарных вин (портвейн 33, портвейн 777 и др.), чая (№ 36, № 72 и др.). Примером изобра­зительного марочного знака может служить изображение Мос­ковского Кремля на Кремлевской водке, ячменного колоса на пиве того же наименования и др.

Однако самыми распространенными являются комбиниро­ванные марочные знаки. Многие марочные товары неизбежно ассоциируются у потребителя с марочными знаками: шоколад Вдохновение, Сказки Пушкина, обувь фирмы Адидас и др.

 

1.3.Знаки страны происхождения товараподразделяются на ме­ждународные и национальные. Во внешнеторговой деятельно­сти принято применять международные знаки, включающие одну или несколько букв и цифровой код. Знаки страны проис­хождения могут включаться в состав других информационных знаков (например, знаков соответствия) или в товаросопрово­дительные документы (сертификаты, эксплуатационные и дру­гие документы).

Наряду или взамен могут применяться национальные знаки страны происхождения товара. Например, в СССР был нацио­нальный знак «Made in USSR» (Сделано в СССР), а сейчас в России — «Made in Russia» (Сделано в России); в США — «Made in USA» (Сделано в США). Национальный знак может иметь символику с изображением национального флага.

Знаки наименования мест происхождения товара. Наименова­ние мест происхождения товара — это название страны, насе­ленного пункта, местности или другого географического объек­та, используемое для обозначения товара, особые свойства ко­торого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природны­ми условиями или людскими факторами либо природными ус­ловиями и людскими факторами одновременно.

К знакам наименования мест происхождения товара отно­сятся: знаки наименования населенного пункта, местности, ис­торического названия географического объекта.

В Законе о товарных знаках указывается, что «не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географиче­ского объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеоб­щее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления». Например, масло Во­логодское (до революции — парижское), сыры Ярославский, Костромской, Пошехонский производятся не только в облас­тях, название которых совпадает с наименованием товара, а во многих регионах России, поэтому их наименование свидетель­ствует не о месте происхождения, а об ассортиментной принад­лежности.

Правовая охрана наименования места происхождения това­ра в Российской Федерации возникает на основании его реги­страции в установленном порядке. Регистрация наименования мест происхождения товара действует бессрочно [2, ст. 31 п. I, 4].

Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется Роспатентом в Государственном реестре наиме­нований мест происхождения товаров. На право пользования наименованием места происхождения товара выдается свиде­тельство, которое действует в течение десяти лет. Срок дейст­вия свидетельства продлевается на основании заявки, поданной в течение последнего года его действия, каждый раз на десять лет.

Знаки населенного пункта, местности, исторического назва­ния географического объекта не имеют общепринятой симво­лики, но довольно часто служат одновременно и марочным знаком. Например, в марочном знаке вина Букет Кубани ис­пользуется наименование местности происхождения товара.

2.Деление товарных знаков по форме представления товарной информации.Виды товарных знаков определяются формой представ­ленной в них информации. Различают следующие виды товар­ных знаков: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изо­бразительные, комбинированные.

3.По виду собственности владельца товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуаль­ные.

Товарные знаки могут принадлежать одному или несколь­ким владельцам. За исключением знаков страны происхожде­ния все они не предназначены для общего пользования.

3.1.Коллективным является товарный знак союза, хозяйствен­ной ассоциации или иного добровольного объединения пред­приятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качест­венными или иными общими характеристиками. Коллектив­ный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Эти нормы применения коллективных знаков регламентируются Законом о товарных знаках.

3.2.Индивидуальные товарные знаки— это знаки, принадлежа­щие одному владельцу, однако они не указываются в дейст­вующем законодательстве и нормы их применения не установ­лены.

В отличие от товарных знаков все остальные группы информационных знаков предназначены для общего пользования внутри страны, региона или мировом масштабе (транснациональном).

Второй вид информационных знаков - знаки соответствия или качества. Эти знаки подразделяются на знаки соответствия, знаки обращения на рынке и знаки ка­чества.

Первые два знака регламентируются Федеральным за­коном «О техническом регулировании», а также международ­ным стандартом — Руководством ИСО/МЭК 2.

2.1.Знак соответствия— обозначение, служащее для информи­рования приобретателей о соответствии объектов сертифика­ции требованиям системы добровольной сертификации или на­циональному стандарту. Таким образом, статус этого знака сведен до средства информации о подтверждении соот­ветствия требованиям на добровольной основе.

2.2.Знак обращения на рынке— обозначение, служащее для ин­формирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Этим знаком должна маркироваться продук­ция, прошедшая подтверждение соответствия при обязательной сертификации или декларирования.

В зависимости от сферы применения различают националь­ные и транснациональные знаки соответствия.

2.1.1.Национальный знак соответствия— знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он раз­рабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по стандартизации и сертификации.

Знак соответствия разрешается использовать для маркирова­ния только сертифицированной продукции. Заявители (изгото­вители, продавцы) любой страны могут маркировать свою продукцию национальным знаком соответствия при наличии сер­тификата, выданного одним из национальных органов по сертификации, или при наличии соглашений о взаимном при­знании результатов сертификации (сертификатов), а также по­сле получения лицензии на применение знака соответствия. Национальные знаки соответствия могут быть общими для всех видов продукции или групповыми, подтверждающими соответ­ствие определенной группы или групп однородной продукции.

Во многих странах также применяются общие знаки соот­ветствия (рис.). Например, в Германии национальным зна­ком соответствия стандартам является знак DIN; во Фран­ции — NF; в Великобритании — Kitemark; Польше — В; Юж­ной Корее — К.

В то же время в некоторых странах распространены и груп­повые знаки соответствия. Например, в Японии национальный знак соответствия для продовольственных товаров, сельскохо­зяйственной продукции, продукции лесного хозяйства, рыбной продукции — JAS.

2.1.2.Транснациональные (региональные) знаки соответствия— знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установ­ленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизирован­ных стандартов и взаимного признания результатов сертифи­кации.

Примерами транснациональных знаков соответствия могут служить знак CEN, учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CEN), и знак CENELEC, учрежденный Евро­пейской электротехнической комиссией (CENELEC). В эти региональные организации по стандартизации входят страны Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли. Указанные транснациональные знаки подтверждают соответст­вие требованиям соответствующих европейских стандартов (EN) или документов CEN (CENELEC) по гармонизации стан­дартов.

В странах ЕС применяется транснациональный европейский знак соответствия СЕ, подтверждающий соответствие продук­ции предписаниям европейских директив и технических агре­манов (ATE). Под термином «технический агреман» понимает­ся документ, содержащий детальные технические характеристи­ки материалов, оборудования или технических процессов, которые отвечают требованиям безопасности и эксплуатацион­ной надежности. Эти документы разрабатываются и действуют в случае отсутствия соответствующих стандартов по причине того, что объекты агреманов являются техническим новшест­вом. Требования агреманов касаются показателей безопасно­сти, прочности, гигиеничности, экологической чистоты, эрго­номических характеристик.

Знак СЕ не может присваиваться, если подтверждение со­ответствия производится по требованиям национальных или международных стандартов. Знак не применяется и для про­дукции, не являющейся объектом европейского законодатель­ства.

2.3.Наряду со знаками соответствия в некоторых странах при­меняются и знаки качества. В отличие от первых знаки качест­ва могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации.

В Германии пользуются несколькими знаками соответствия и качества. Так, Общество по сертификации «Дин-ГОСТ-Тюф» (Бсрлин-Бранденбург) ввело знак «Проверено на безопас­ность».

Кроме того, применяют еще несколько знаков качества: знак «Исследован на пригодность для производства пищевых продуктов», знак СМА, Markengualitat aus deutschen Lander (марка качества немецких земель). Такие знаки в виде наклей­ки на маркировке можно встретить на германских товарах, по­ступающих на российский рынок.

Третий вид информационных знаков - компонентныезнаки — знаки, предназначенные для инфор­мации о применяемых пищевых добавках или иных компонен­тах, свойственных (или несвойственных) товару.

К наиболее часто встречающимся на импортных товарах ин­формационным знакам относятся компонентные знаки, обо­значаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.

Е-компонснтные знаки используются как альтернативное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны. Например, пищевая добавка Е 464, применяемая как загуститель, эмульгатор и стабилизатор, на­зывается гидрооксипропилмстилцеллюлоза. Для таких сложных наименований требуется значительная площадь носителя, кро­ме того, затрудняется восприятие другой информации на мар­кировке, а главное, многим потребителям эти названия непо­нятны и даже могут пугать — продукт содержит химические ве­щества.

Для устранения указанных недостатков была разработана система цифровой кодификации с литерой «Е» пищевых доба­вок. Она была апробирована в странах Европейского Сообще­ства. С незначительными изменениями эта система была вклю­чена в Кодекс ВОЗ-ФАО для пищевых продуктов (Codex Alimentarius, Ed. 2. Vol. Кодекс Алиментариус. 2-е изд. Т. 1: Общие требования. Рим, 1992. С. 53-83.) как Международная цифровая система кодификации пищевых добавок — INS (International Numbering System) и рекомендована для использования.

Согласно данной системе все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций:

Е 100 — Е 182 — красители (применяются для окраски не­которых пищевых продуктов);

Е 200 и далее — консерванты (применяются для продления сроков хранения пищевых продуктов);

Е 300 и далее — антиокислители (антиоксиданты) (замедля­ют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи);

Е 400 и далее — стабилизаторы (сохраняют заданную конси­стенцию пищевых продуктов);

Е 500 и далее — эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания);

Е 600 и далее — усилители вкуса и аромата (усиливают вку­совые и ароматические свойства пищевых продуктов);

Е 700 и далее — запасные индексы;

Е 800 и далее — антифламинги (понижают пенистость пи­щевых продуктов);

Е 1000... — формируемая группа: глазирующие агенты, под­сластители, античерствители и др.

В нашей стране пищевые добавки применяются давно. Пе­речень разрешенных добавок и их предельно допустимые кон­центрации регламентируются СанПиН 2.3.2.1078-2003 «Гигие­нические требования к качеству и безопасности пищевых про­дуктов» и Санитарными правилами по применению пищевых добавок. Многие пищевые добавки, разрешенные этими нор­мативными документами, совпадают с INS, но в то же время есть и отдельные различия.

В производстве пищевых продуктов разных стран использу­ется около 2500 наименований пищевых добавок, не считая не­которых разновидностей, комбинированных добавок, отдель­ных душистых веществ и ароматизаторов. Некоторые пищевые добавки имеют несколько синонимов.

В настоящее время в нашей стране допускается использова­ние и присутствие в отечественных и импортных пищевых про­дуктах около 500 видов пищевых добавок.

К сожалению, в России бытует неверное представление о Е-компонентных знаках, вызванное публикациями в ряде СМИ информации о вреде, наносимом отдельными пищевыми до­бавками с такими знаками.

Кроме Е-компонентных знаков, позволяющих идентифици­ровать пищевые добавки, целый ряд непродовольственных то­варов содержит на маркировке компонентные знаки, свиде­тельствующие об их составе. К таким товарам относятся, в ча­стности, лакокрасочные товары, моющие средства. Например, М-11 означает, что это краска масляная (М), для наружных ра­бот (1) на натуральной олифе (1), а М-15 — тоже масляная краска для наружных работ, но на комбинированной олифе (5). Слово «Био» или буквы /'либо Рс названием моющего средст­ва указывают на то, что в него введены энзимы, улучшающие удаление с любой поверхности белковых загрязнений.

 

Размерные знаки (подвид компонентных)— знаки, предназначенные для обозначе­ния конкретных физических величин, определяющих количест­венную характеристику товара.

В нашей стране такие размерные знаки ранее не применя­лись. Физические величины обозначали полным названием. С 1980 г. эти названия должны соответствовать Международной системе единиц физических величин (СИ). Однако на упаковке некоторых импортных и отечественных товаров размер может быть выражен в национальных единицах. Например, в США и Великобритании массу указывают в унциях (1 унция = 28,34 г).

Появление на российском рынке импортных товаров, на маркировке которых было множество «загадочных» для потре­бителя знаков, заставило отечественных изготовителей также применять некоторые из них, тем более что они очень кратко характеризуют физическую величину, название которой состо­ит из одного или нескольких слов.

Наиболее часто для обозначения массы нетто применяется размерный знак е (от англ. exactly, нем. exart — точно, ровно, одинаково), объема — знак К

Код размерных знаков чрезвычайно прост. К условному обозначению физической величины (е, Vи др.) добавляется се фактический размер в принятых единицах измерения. Чаще всего применяются единицы измерения по системе СИ, гораз­до реже — национальные единицы измерения страны-импорте­ра (фут, дюйм и т. п.).

Как правило, расшифровать размерные знаки по числовому значению размерной характеристики и применяемым единицам измерения несложно. Например, если на маркировке нанесено обозначение 450 ge, это означает, что масса нетто равна 450 г.

Размерные информационные знаки в виде номера или гра­фических изображений, указывающих длину и объем бедер для каждого номера, применяются для колготок.

Четвертый вид информационных знаков - эксплуатационные знаки— знаки, предназначенные для ин­формирования потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наиболее распространены международные символы, принятые для тек­стильных изделий.

Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что даже без особых пояснений их смысл понятен: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья и т. д.

Разновидность эксплуатационных знаков — знаки управле­ния. Их можно встретить и на сложнотехнических товарах, а также в эксплуатационных документах. Например, на некото­рых электроутюгах разные режимы глаженья обозначают од­ной, двумя и тремя точками с соответствующим пояснением в сопроводительных документах.

На бытовых холодильниках и морозильниках количество звездочек служит информационным знаком — показывает диа­пазон температур ниже 0 'С, которые возможны при эксплуата­ции морозильника или низкотемпературного отделения холо­дильника.

На многих электробытовых приборах и радиоаппаратуре по­казаны стрелками или иными условными обозначениями места включения в электросеть, переключения программ, изменения рода работы, регулирования громкости и другая информация.

В странах Европейского Сообщества уделяется большое вни­мание проблемам рационального использования электроэнер­гии при эксплуатации бытовой техники. Поэтому применяются специальные этикетки, информирующие потенциальных поку­пателей о потреблении электроэнергии конкретным изделием.

Манипуляционные знаки (подвид эксплуатационных)— знаки, предназначенные для ин­формации о способах обращения с товарами.

До сих пор манипуляционные знаки считались указателями способов обращения с грузами и наносились в основном на транспортную тару. Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ 14192-2003 «Маркировка грузов».

Однако в последнее время отдельные манипуляционные знаки появились и на потребительской упаковке. Так, знак «от­крывать здесь»наносят на коробки с молоком, стиральными порошками и т. п. Поэтому можно говорить о расширении сферы применения манипуляционных знаков.

Пятый вид информационных знаков - предупредительные знаки— знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем преду­преждения об опасности или указания на действия по преду­преждению опасности.

Предупредительные знаки подразделяют на два вида:

1) предупреждающие об опасности;

2) предупреждающие о действиях по безопасному использо­ванию.

В соответствии с международными требованиями по класси­фикации и маркировке опасных веществ и материалов, разрабо­танными органами ООН и Международной организации труда (МОТ), каждому виду предупредительных знаков свойствен оп­ределенный символ, состоящий из литеры «Л» — для знаков, предупреждающих об опасности, или «5» — для знаков, преду­преждающих о действиях для избежания опасности, и двузнач­ного номера-кода, указывающего на конкретную опасность. На­пример, Л-12 — чрезвычайно опасно, Л-34 — вызывает ожоги.

Предупредительные знаки дополняются символическим изображением опасности.

Указанные информационные знаки являются частью преду­предительной маркировки, которая должна обращать внимание пользователей опасных товаров на их свойства. Целью преду­предительной маркировки является информирование о послед­ствиях вредного воздействия опасных товаров, указание спосо­бов и средств защиты, обеспечивающих безопасное обращение с ними. Предупредительная маркировка может содержать также информацию о мерах первой помощи при нежелательном кон­такте с опасным товаром, который может нанести ущерб здоро­вью потребителя. Выпуск и реализация опасных товаров без со­ответствующей маркировки запрещаются.

К опасным товарам относятся: взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие (разъедающие), инфекционные, радиоактив­ные вещества, окислители, а также вредные вещества, оказы­вающие канцерогенное, мутагенное, тератогенное, ингибитизирующее воздействия, влияющие на репродуктивную функ­цию.

Из потребительских товаров наибольшее количество опас­ных веществ содержат товары бытовой химии. Для них преду­предительная маркировка обязательна.

Предупредительная маркировка должна включать:

• наименование опасного вещества, включая торговую мар­ку и общепризнанные синонимы;

• серийный номер ООНи классификационный шифр ве­ществ по ГОСТ 19433-88;

• символы опасности;

• сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и ис­пользуемое в зависимости от степени опасности:

• «ОПАСНО!»— для привлечения внимания к большей сте­пени риска, характеризуемой высокой вероятностью смерти или тяжелых повреждений;

«ОСТОРОЖНО!»— для привлечения внимания к средней степени риска и потенциальной угрозе нанесения ущерба здо­ровью людей и окружающей среде.

Символы опасности должны сопровождаться надписями, ха­рактеризующими вид опасности. Они выполняются черным цветом на оранжевом или желтом фоне.

Экологические знаки (подвид предупредительных).Одной из наиболее актуальных про­блем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути се решения многооб­разны. Один из них — информирование потребителей с помо­щью экологических знаков.

Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для ин­формации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, ис­пользования или утилизации.

Группу эко-знаков подразделяют на три подгруппы:

• первая — знаки, информирующие об экологической чис­тоте товара или безопасности для окружающей среды;

• вторая — знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки;

•третья — знаки, информирующие об опасности продук­ции для окружающей среды.

Экологические знаки встречаются на импортных товарах, но в последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и отечественные изготовители, так как в России не разработаны национальные экологические знаки.

Знаки первой подгруппыинформируют о безопасности про­дукта или отдельных его свойств для жизни, здоровья, иму­щества потребителей, а также для окружающей среды. К этой подгруппе относятся такие эко-знаки, как «Белый лебедь» (1), принятый в скандинавских странах, и «Голубой ангел» (2), принятый в Германии. Эко-знак японской ассоциации по охране окружающей среды (3) инфор­мирует о том, что данное изделие в наименьшей степени за­грязняет и разрушает окружающую среду. Этим знаком могут быть маркированы любые японские товары, в том числе аэ­розоли, озоноразрушающие вещества. В ряде стран применя­ется эко-знак, информирующий о безопасности холодильного оборудования для озонового слоя.

Эко-знаки первой группы не нашли широкого применения, так как во всем мире нет четкого определения понятия «эколо­гически чистый продукт». Поэтому указание на экологическую чистоту товара носит характер рекламной акции.

Эко-знаки второй подгруппы(рис.) предназначены для ин­формации о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Это могут быть указания на то, что данные то­вары или упаковка получены из вторичного сырья.

В США знаком «ресайклинг» обозначают товары или упа­ковку, изготовленные из вторичного сырья (например, из по­лимеров), а также поддающиеся повторному использованию.

Эко-знаки этой подгруппы могут содержать призывы не за­грязнять окружающую среду упаковкой, сдавать ее на вторичную переработку или складывать в специальные му­соросборники.

Одним из наиболее распространенных эко-знаков, приобре­тающих в последнее время характер транснациональных, явля­ется немецкий знак «Зеленая точка» («Der grime Punkt»). Впервые этот знак начали применять в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вто­ричном использовании упаковки. «Зеленая точка» размещается на упаковке и обозначает, что:

• на нее распространяется гарантия возврата, приема и вто­ричной переработки маркированного упаковочного материала;

• производитель или продавец маркированного товара под­писали с фирмой DSD, разработавшей этот знак, контракт на использование знака «Зеленая точка» и вносят соответствую­щую лицензионную плату;

• после использования маркированная знаком упаковка яв­ляется собственностью одной из организаций, действующих в рамках DSD.

В настоящее время многие страны мира, особенно западно­европейские, заинтересованы во внедрении у себя системы, по­добной немецкой. Похожие системы внедряются во Франции и Голландии; продолжается обсуждение директив, касающихся вторичной переработки упаковки в рамках ЕС.

Отдельные российские изготовители тоже начали маркиро­вать свою продукцию знаком «Зеленая точка». Однако при от­сутствии отлаженной системы вторичного использования и утилизации наличие этого знака на упаковке не обязывает спе­циализированные организации принимать и перерабатывать упаковочные материалы с таким знаком.

Ко второй подгруппе эко-знаковотносится и знак, помещае­мый на изделиях и упаковке из полимерных материалов, кото­рые не причиняют значительного ущерба природе при их ути­лизации.

Эко-знаки третьей подгруппыхарактеризуют опасность про­дукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы. Например, в Финляндии в 1991 г. были приняты правила, согласно которым опасные для мор­ской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транс­портом, должны быть помечены специальным знаком.

Основные подходы к эко-маркировке были разработаны Со­ветом ЕС в 1992 г., что способствовало разработке, производст­ву и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла, чем немаркированные товары. Назначением эко-маркировки является обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого продукта.

Он может быть двух цветов — зеленого и голубого либо черным или белым, нанесенным со­ответственно на белый или черный фон. Эта эко-маркировка не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарст­венные препараты.

Решение о присвоении эко-этикетки принимают компетент­ные органы стран — членов ЕС, которые предварительно про­водят оценку изделия-кандидата. Все расходы, связанные с оценкой, и специальный сбор за использование эко-маркировки в случае положительного решения оплачивает соискатель этой маркировки.