В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Маркировка должна соответствовать требованиям стандар­тов, других нормативных документов. Требования к производ­ственной маркировке устанавливаются в основном стандарта­ми на маркировку и упаковку, а также общетехническими ус­ловиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производ­ственной. Отдельные требования к торговой маркировке уста­навливаются Правилами продажи отдельных видов товаров, а также региональными правилами розничной торговли.

К маркировке предъявляются общие для товарной информа­ции и специфичные требования.

Общие требования регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и рассмотрены ранее (достоверность, достаточность, доступность).

Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соот­ветствие потребительским свойствам товара; достоверность — приведенные на маркировке сведения не должны вводить полу­чателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Роспотребнадзора.

1.Производственная маркировка— текст, условные обозначе­ния или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и/или упаковку и/или другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть эти­кетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы идр.

1.1.Этикетки наносятся типографским либо иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоя­тельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается ктовару. Например, большинство упакован­ных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этике-тирование консервных банок осуществляется путем приклеи­вания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, электробытовых товарах).

Для этикеток характерна значительная информационная ем­кость. Кроме текста, они часто содержат изображения, симво­лы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. На этикетках маркировка может содержать пояснительные тек­сты.

1.2.Кольеретки— разновидность этикеток, имеют особую фор­му, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначе­ние — эстетическое оформление бутылок. Применяются вместе с основной этикеткой для бутылок с пивом, алкогольными и безалкогольными напитками, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование на­питка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на них вообще отсутствует информация.

1.3.Вкладыши — разновидность этикеток, отличаются от них направленностью товарной информации и предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара и изгото­вителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потреби­тельских свойств товара, в первую очередь — функционально­го назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции — рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши не­редко встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто вкладыши применяют для кондитер­ских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для пар-фюмерно-космстических и лекарственных средств; товаров бы­товой химии.

1.4.Бирки и ярлыки— носители маркировки, которые приклеи­ваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны небольшая информационная емкость, ограничен­ный перечень сведений, отсутствие рисунков.

1.4.1.Биркиотличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наиме­нование либо фабричную марку или только название фирмы-изготовителя.

1.4.2.Ярлыкиобычно содержат наименование товара, фирмы-из­готовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подве­шиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер мо­дели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирмен­ный и товарный знаки, другие необходимые условные обозна­чения.

1.5.Контрольные ленты — носители краткой дублирующей то­варной информации, выполняемой на небольшой ленте и пред­назначенной для контроля или восстановления сведений о то­варе в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей ин­формации. Особенностью контрольных лент является преобла­дание цифровой или символической информации, цель кото­рой — указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

1.6.Клейма и штампы— носители информации, предназначен­ные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных при­способлений установленной формы.

В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения — вете­ринарные, товароведные, карантинные и прочие; от формы — овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовид­ные.

Клеймение и штампование как способ маркирования при­меняются для отдельных продовольственных и непродовольст­венных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпро­дукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обяза­тельным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металли­ческих консервных банок и металлические крышки стеклян­ных банок, упаковки из полимерных и комбинированных ма­териалов для соков, напитков, вина, молока и других продук­тов.

Штампы и клейма на непродовольственных товарах или на их упаковке встречаются реже. Но, например, на тканях, на хазовых концах с изнаночной стороны, обязательно должно быть клеймо. Кроме того, штампы, выполненные производственным способом, наносятся на отдельные комплектующие детали сложнотехнических товаров (двигатели автомобилей, холодиль­ные агрегаты холодильников и др.).

Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмывае­мой краской, разрешенной органами Минсоцздрава; выжига­ние электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пла­стмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт.

Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, — нанесение клейма или штампа несмы­ваемой краской. Элсктроклейма выжигают в основном на туш­ках птиц.

Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений в основном встречается на метал­лических консервных банках, реже — на крышках стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели авто­мобилей, а также некоторые товары сложнотехнического на­значения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (на­пример, на донышке граненых стаканов). Вдавливание пласт­массовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

К клеймам и штампам предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость независимо от внеш­них воздействий; безопасность применяемых способов клейме­ния и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения и штампования.

С 1997 г. требования к производственной маркировке регла­ментируются информационно-потребительскими стандартами. Всего разработано четыре таких стандарта: ГОСТ Р 51074-2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей».

В соответствии с указанными стандартами производствен­ная маркировка должна включать следующие общие идентифи­цируемые требования:

• наименование товара, которое должно быть понятно по­требителю, конкретно и достоверно характеризовать товар, его отличительные признаки, а при необходимости и об отличи­тельных состояниях и специальной обработке (например, пи­щевой продукт «сухой», «молотый», «стерилизованный», «вос­становленный», «генетически модифицированный» и т. п.);

• наименование и местонахождение изготовителя, включая страну, юридический адрес, при необходимости организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей;

• товарный знак изготовителя (при наличии), утвержденный или принятый изготовителем в установленном порядке;

• состав товара (в случаях, если товар является многокомпо­нентным);

• количественные характеристики товаров (массу нетто, или объем, или количество, или размер);

• назначение и условия для применения (для отдельных групп пищевых продуктов: для детского или диетического пи­тания, биологически активных добавок, парфюмерно-косметических товаров и т. п.);

• срок годности или хранения (для пищевых продуктов и отдельных видов парфюмерно-косметических товаров);

• дата изготовления и дата упаковывания (для отдельных групп и видов товаров);

• обозначение документа, в соответствии с которым изго­товлен и может быть идентифицирован товар;

• информация о подтверждении соответствия в форме знака соответствия или знака обращения на рынке (при положитель­ном подтверждении соответствия в результате проведения дек­ларирования, обязательной или добровольной сертификации);

• противопоказания или ограничения (для отдельных групп и видов пищевых продуктов, парфюмерно-косметических това­ров, а также для всех табачных изделий).

Кроме того, требования к производственной маркировке регламентируются стандартами «Упаковка и маркировка» или «Маркировка» на конкретные группы и виды продовольствен­ных и непродовольственных товаров.

2.Торговая маркировка — текст, условные обозначения или ри­сунок, нанесенные продавцом на товарные и/или кассовые че­ки, упаковки и/или товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товар­ные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Кроме того, торговая маркировка отличается от производст­венной тем, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце и в мень­шей — с информацией о товаре. Это обусловлено особенно­стями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки товарных чеков, большие затраты ручного труда на маркирование, ограничен­ные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая мар­кировка может служить основанием для предъявления претен­зий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесе­ния ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой марки­ровки, регламентируются несколькими нормативными актами: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров (п. 19 — требования к ценнику, п. 51 — требования к товарному чеку, выдаваемому при покуп­ке радиотоваров и электробытовых товаров), Типовым положе­нием о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила регламентируют также наличие и пра­вильное оформление ценников.

2.1.Кассовые чеки и ценникикак носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях роз­ничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в слу­чаях, определенных «Перечнем отдельных категорий предпри­ятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».

2.2.Товарные чекиприменяются только при продаже непродо­вольственных товаров, причем Правилами установлен обяза­тельный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке ра­дио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизи­тов предприятия, даты покупки, цены.

Структура маркировкиможет включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Эти составные элементы различаются соотношением (рис.) и степенью доступности товарной информации, широтой рас­пространения и разными функциями.

1.Тексткак форма письменной информации — наиболее рас­пространенный элемент производственной и торговой марки­ровок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и иден­тифицирующая.

Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее на­значения и носителей составляет 50—100%.

2.Рисунокне всегда присутствует на маркировке. В наиболь­шей степени он присущ производственной маркировке, в наи­меньшей — торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и в основном выполняет эмоциональную и мотивационную функ­ции, реже — информационную и идентифицирующую. Однако бывают и исключения, например, когда на маркировке упаков­ки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуа­тации или использованию товара.

Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

3.Условные обозначения, или информационные знаки, характер­ны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями информа­ционных знаков являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой ин­формационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация таких знаков бывает доступна только про­фессионалам и требует специальной расшифровки.

3.1.Информационные знаки— условные обозначения, предна­значенные для идентификации отдельных или совокупных ха­рактеристик товара. Им свойственны краткость, выразитель­ность, наглядность и быстрая узнаваемость.

3.1.1.Краткостьобусловлена тем, что в качестве информацион­ных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

3.1.2.Выразительность и наглядностьинформационных знаков обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацелен­ные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обу­ви для молодежи содержат символы известных спортивных об­ществ, команд и т. п.

3.1.3.Быстрая узнаваемостьинформационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения ко­торых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.

Информационные знаки — обширный блок информацион­ных данных о товаре. Классификация их на группы и под­группы в зависимости от определенных признаков представле­на на рис., подробная характеристика которых рассмотрена ниже.