Виды и формы товарной информации

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ас­сортимента являются одним из достижений перехода к рыноч­ным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разо­браться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом на­именовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необхо­дима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.

Товарная информация — сведения об основополагающих ха­рактеристиках товара, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.

Первичными источниками товарной информации и одно­временно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются произво­дители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам рас­пределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не являет­ся единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.

В зависимости от назначения товарную информацию под­разделяют на три вида: основополагающая; коммерческая; по­требительская.

Основополагающая товарная информация— основные све­дения о товаре, имеющие решающее значение для идентифи­кации и предназначенные для всех субъектов рыночных отно­шений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информациясведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприяти­ях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация— сведения о то­варе, предназначенные для создания потребительских пред­почтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потре­бителей. Эта информация содержит сведения о наиболее при­влекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах ис­пользования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: сло­весную; цифровую; изобразительную; символическую; штрихо­вую. Для каждой из указанных форм характерны как преиму­щества, так и недостатки.

Словесная информациянаиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (напри­мер, на русском языке для России или одном из языков субъек­тов Российской Федерации).

К недостаткам словесной информации относится громозд­кость: для ее размещения требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для восприятия такой информации (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрез­мерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмыслива­ние.

Цифровая информацияприменяется чаще всего для допол­нения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконич­ность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).

Изобразительная информацияобеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью ху­дожественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток либо других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) или иных изображений. Основным назначением этой информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупате­лей.

К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетич­ность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой фор­мы по представлению разносторонних сведений очень ограни­ченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

Символическая информациясведения о товаре, передавае­мые с помощью информационных знаков. Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущ­ности. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповеще­ния потребителя через средства массовой информации, кон­сультации и т. п.

Штриховая информация— штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автома­тизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упа­ковку многих импортных и отечественных товаров типограф­ским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.

Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособ­ность продукции. Иногда незакодированный товар просто не­возможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, ориентированной на автоматизированное товародвижение, не принимают его на реализацию. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о това­ре с помощью штриховых кодов становится экономически оп­равданной только тогда, когда охватывает не менее 85% това­ров.

Штрих-код является индивидуальным знаком, который присваивается товару определенной торговой марки и ее раз­новидностям — торговым артикулам. В отличие от многих ин­формационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

• автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

• автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

• оперативное управление процессом товародвижения: от­грузкой, транспортировкой и складированием товаров (произ­водительность труда по обеспечению товародвижения при ШК увеличивается на 30%, а в некоторых случаях — до 80%);

• повышение скорости и культуры обслуживания покупате­лей;

• информационное обеспечение маркетинговых исследова­ний.

Применение ШК совместно с ЭВМ обеспечивает оптимиза­цию следующих процессов:

• изготовителям — учет количества произведенной продук­ции, ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном коли­честве и отправку в торговлю;

• оптовым посредникам — приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, от­грузку в розничную торговлю;

• транспортным организациям — приемку-сдачу товаров;

• розничным продавцам — приемку товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товар­ных запасов в магазине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Принцип ШК — кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщи­ны (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирую­щего устройства, которое расшифровывает коды и передает ин­формацию на ЭВМ.

ШК — одно из наиболее распространенных средств автома­тической идентификации. К другим ее средствам относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.). Широкое распространение ШК объясняется такими их преимуществами перед другими средствами автоматической идентификации, как:

• оперативная передача информации о товаре по системе электронной связи;

• однозначность информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок (при считы­вании ШК);

• сравнительно невысокая стоимость благодаря использова­нию дешевого носителя информации — бумаги.

Классификация Штриховых Кодов.Штриховые коды делятся на два вида: ев­ропейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых к употреблению междуна­родными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространены. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 of 5, Code 39, Codabar.

Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14.

Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устрой­ствами. ШК не предназначены для передачи информации о то­варе потребителю и для неавтоматизированной ее идентифика­ции.

Каждой стране Ассоциации EAN централизованно выдают­ся диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Франция — 30-37, США и Канада - 00-09, Япония - 45-49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460—469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак.

Применение ШК разных типов. EAN-8 используется для мар­кировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От EAN-13 этот тип ШК отличается сокращенной информацией и меньши­ми размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера.

EAN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.

EAN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот код крупнее, для его нанесения не требуется высококаче­ственная печать. Предназначен в основном для транспорти­руемых грузов. Если товар продается вместе с упаковкой, при­меняются только коды EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими уст­ройствами, установленными в торговых организациях.

Широкое распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объектом фальси­фикации.

В связи с этим важно уметь распознавать данный вид ин­формационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).

Признаками ШК, позволяющими отличить подлинные от фальсифицированных, являются следующие:

• размеры ШК (минимально допустимые — 21,0x30,0 мм, максимально допустимые — 52,5*74,6 мм);

• цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или тем­но-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фо­ном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-ко­ричневый; не допускается применение любых оттенков красно­го и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;

• место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в пра­вом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; до­пускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;

• ШК не должен размещаться там, где уже есть другие эле­менты маркировки (текст, рисунки, перфорация);

• нанесение на упаковку только одного кода: EAN или UPC; нанесение одновременно двух кодов — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистра­цию в двух ассоциациях. Тогда код EAN и код UPC наносят на противоположные концы упаковки.

Технология штрихового кодированиявключает способ нанесе­ния и способ считывания ШК. Существуют два принципиально разных варианта нанесения ШК на товар или его упаковку: по­лиграфическим способом и в виде самоклеющихся этикеток, ярлыков и т. д.

Для считывания ШК применяют стационарные и портатив­ные лазерные сканеры, позволяющие считывать ШК на раз­личных расстояниях от товара: от 60 см до 5—6 м; кассовые сканеры, оснащенные системами считывания ШК; оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей, лазерных пистолетов и т. д.