Деловые игры
Это эффективный метод управления и обучения специалистов приемам выработки управленческих решений, основанных на имитационном моделировании различных игровых ситуация.
Любая деловая игра должна содержать следующие обязательные атрибуты:
– общая характеристика игры. Сюда в зависимости от характера игры входят описание деятельности предприятия, характеристика рыночной ситуации, характеристика продукции и рынков сбыта, основные виды деятельности предприятия (например, маркетинговая деятельность, производство, финансовая деятельность), группы персонала, выполняющие различные роли и т.п.;
– описание игровой ситуации. Это могут быть увеличение (снижение) темпов инфляции, падение (рост) производства, увеличение (снижение) безработицы, изменение фискальной и таможенной политики государства и т.п.;
– цель игры. Целью, как правило, является выработка определенной стратегии в различных видах деятельности или поиск компромиссов посредством взаимных уступок;
– задачи участников игры – исследование параметров развития предприятия при изменении игровых ситуаций;
– формальная модель игры представляет собой набор математических выражений, определяющих параметры развития предприятия при той или иной игровой ситуации. Обязательным элементом формальной модели является математические выражения для оценки эффективности выбранной стратегии;
– руководство для участников игры, в котором определяются: общая трудоемкость; число групп и их наполненность; формальные правила изменения игровых ситуаций.
Деловая игра реализуется на протяжении трех этапов:
– формирование исходных данных в виде определения какой-либо стратегии развития предприятия;
– этап расчета показателей эффективности выбранной стратегии;
– анализ показателей и выработка управленческого решения.
Количество партий деловой игры может быть ограничено временными рамками, однако целесообразно проводить игру до тех пор, пока участники не определят четкую стратегию поведения в каждой игровой ситуации.
Характеристика методов формализованного