РОСТОВ-НА-ДОНУ 2005

В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Учебное пособие для аспирантов

Издание второе

РОСТОВ-НА-ДОНУ 2005

 

Ответственный редактор: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский

Кохановский В.П.

К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов/

В.П. Кохановский [и др.]. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. — (Высшее образование).

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кан­дидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной приказом Минобразования РФ № 697 от 17.02.2004.

Основное внимание уделено философскому анализу науки как спе­цифической системы знания, формы духовного производства и со­циального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология науч­ного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на на­учных работников, студентов и всех желающих составить собствен­ное представление о философской рефлексии над развитием науки.

УДК 1(075.8) ББК 87я73 ISBN 5-222-07073-5

® Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г.,

Матяш Т. П., Фатхи Т.Е., 2005 ® Оформление, изд-во «Феникс», 2005

 


 

От авторов. 3

Введение. 4

Глава I. 7

Наука в культуре современной цивилизации. 7

§1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание. 7

§2. Научное знание как система, его особенности и структура. 10

§3. Наука и философия. Наука и искусство. Соотношение науки и философии. 13

§4. Классификация наук. 18

§5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества. 21

Глава II 23

Возникновение науки и основные стадии ее развития. 23

§1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле. 23

§2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. 27

§3. Средневековая наука. 32

§4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. 35

§5. Наука в собственном смысле: главные этапы становления. 39

§6. Формирование науки как. 46

§7. Технологическое применение науки. Формирование технических наук. 50

Глава III. 53

Структура научного познания. 53

§1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. 53

§2. Особенности эмпирического исследования. 54

§3. Специфика теоретического познания и его формы.. 55

§4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент. 59

§5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории. 64

§6. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. 67

§7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции. 71

Глава IV.. 74

Динамика науки как процесс порождения нового знания. 74

§1. Динамика научного знания: модели роста. 74

§2. Формирование первичных теоретических моделей и законов. 78

§3. Становление развитой научной теории. 82

§4. Проблемные ситуации в науке. 84

§5. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 86

§6. Общие закономерности развития науки. 89

Глава V. 93

Методология научного исследования. 93

§1. Метод и методология. 93

§2. Классификация методов. 96

§3. Основные модели соотношения философии и частных наук. 99

§4. Функции философии в научном познании. 100

§5. Общенаучные методы и приемы исследования. 103

§6. Понимание и объяснение. 109

Глава VI. 112

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. 112

§1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. 112

§2. Научные революции как перестройка оснований науки. 114

§3. Глобальные революции и смена типов научной рациональности. 115

Глава VII 122

Особенности современного этапа развития науки. 122

§1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. 122

§2. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска. 127

§3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. 130

§4. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. 132

§5. Этические проблемы науки XXI в. 134

§6. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации. 137

§7. Сциентизм и антисциентизм.. 138

§8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 140

Глава VIII 142

Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология. 142

§1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе. 142

§2. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) 145

§3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера. 147

§4. Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер) 150

§5. Особенности современного социального познания. 152

§6. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии. 156

Глава IX.. 160

Наука как социальный институт. 160

§1. Наука как социокультурный феномен. 160

§2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. 164

§3. Эволюция способов трансляции научных знаний. 167

§4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. 169

Заключение. 171

Литература. 173