РОСТОВ-НА-ДОНУ 2005
В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Учебное пособие для аспирантов
Издание второе
РОСТОВ-НА-ДОНУ 2005
Ответственный редактор: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский
Кохановский В.П.
К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов/
В.П. Кохановский [и др.]. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. — (Высшее образование).
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной приказом Минобразования РФ № 697 от 17.02.2004.
Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.
УДК 1(075.8) ББК 87я73 ISBN 5-222-07073-5
® Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г.,
Матяш Т. П., Фатхи Т.Е., 2005 ® Оформление, изд-во «Феникс», 2005
От авторов. 3
Введение. 4
Глава I. 7
Наука в культуре современной цивилизации. 7
§1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание. 7
§2. Научное знание как система, его особенности и структура. 10
§3. Наука и философия. Наука и искусство. Соотношение науки и философии. 13
§4. Классификация наук. 18
§5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества. 21
Глава II 23
Возникновение науки и основные стадии ее развития. 23
§1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле. 23
§2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. 27
§3. Средневековая наука. 32
§4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. 35
§5. Наука в собственном смысле: главные этапы становления. 39
§6. Формирование науки как. 46
§7. Технологическое применение науки. Формирование технических наук. 50
Глава III. 53
Структура научного познания. 53
§1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. 53
§2. Особенности эмпирического исследования. 54
§3. Специфика теоретического познания и его формы.. 55
§4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент. 59
§5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории. 64
§6. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. 67
§7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции. 71
Глава IV.. 74
Динамика науки как процесс порождения нового знания. 74
§1. Динамика научного знания: модели роста. 74
§2. Формирование первичных теоретических моделей и законов. 78
§3. Становление развитой научной теории. 82
§4. Проблемные ситуации в науке. 84
§5. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 86
§6. Общие закономерности развития науки. 89
Глава V. 93
Методология научного исследования. 93
§1. Метод и методология. 93
§2. Классификация методов. 96
§3. Основные модели соотношения философии и частных наук. 99
§4. Функции философии в научном познании. 100
§5. Общенаучные методы и приемы исследования. 103
§6. Понимание и объяснение. 109
Глава VI. 112
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. 112
§1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. 112
§2. Научные революции как перестройка оснований науки. 114
§3. Глобальные революции и смена типов научной рациональности. 115
Глава VII 122
Особенности современного этапа развития науки. 122
§1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. 122
§2. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска. 127
§3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. 130
§4. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. 132
§5. Этические проблемы науки XXI в. 134
§6. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации. 137
§7. Сциентизм и антисциентизм.. 138
§8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 140
Глава VIII 142
Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология. 142
§1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе. 142
§2. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) 145
§3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера. 147
§4. Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер) 150
§5. Особенности современного социального познания. 152
§6. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии. 156
Глава IX.. 160
Наука как социальный институт. 160
§1. Наука как социокультурный феномен. 160
§2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. 164
§3. Эволюция способов трансляции научных знаний. 167
§4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. 169
Заключение. 171
Литература. 173