Задания для самостоятельной работы

1. Укажите валентное состояние и тип гибридизации орбиталей для каждого атома углерода в следующих состояниях:

 

а) Н2С = СН — СН — СН3; б) НС = С — СН2 — СНBr2.

Cl

2. Укажите, какие из следующих веществ по отношению друг к другу являются гомологами:

 

а) С2Н4; б) С4Н10; в) С3Н6; г) С6Н14; д) С6Н6; е) С6Н12; ж) С7Н12;

з) С5Н12; и) С2Н2;

 

3. Укажите, к какому типу относится каждая из следующих реакций:

 

а) С2Н4 + Br → С2Н4Br;

H2SO4

б) С2Н5OH → C2H4 + H2O

to

to

в) СН3 — СН2 — СН3 + НONO2 → СН3 — СН — CH3 + H2O

NO2

to

г) С2Н5ОН + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О

 

to

е) СН4 → С + 2Н2

to, кат.

ж) СН3 — СН2 — СН2 —СН3 → СН3 — СН — СН3

СН3

4. Укажите, какие из следующих веществ являются изомерами и какие – гомологами:

Н Н Н

│ │ │

а) Н — С = С — С — ОН

Н

б) СН3 — СН2 — СН = СН — СН2ОН

 

 

в) СН3 — СН — СН = СН — СН3

ОН

5. Укажите, сколько различных соединений обозначено представленными формулами и какие из этих соединений являются изомерами:

 

H Cl Cl Cl

│ │ │ │

а) Н — С — С — Br в) H — C — C — Br

│ │ │ │

H Cl H H

 

CH3 Cl

│ │

б)Br — C — Cl Cl — C — CH3

│ │

Cl Br

 

 

Br Cl

│ │

д) H — С — С — H

│ │

H Cl

 

6. Укажите, какие из следующих веществ являются гомологами по отношению друг к другу?

 

а) С3Н7ОН; б) НСООН; в) СН3ОН; г) С17Н35СООН;

 

д) СН3СООН; е) С3Н7СООН; ж) С6Н5ОН; з) С2Н5ОН.

 

 

Предельные углеводороды

Цель занятия:закрепить представление о гомологическом ряде, химическом и электронном строении алканов. Развивать умение давать название органических соединений по номенклатуре ИЮПАК. Обобщать знания химических свойств алканов: реакций замещения, отщепления, окисления и разрыва цепи. Раскрыть важнейшие области практического применения алканов.

 

Этапы самостоятельной работы

 

Выучить гомологический ряд алканов. Знать общую формулу и правила рациональной и систематической номенклатуры. Записывать молекулярные и структурные формулы алканов, циклоалканов.. Рассмотреть нахождения предельных углеводородов в природе и основные способы лабораторного и промышленного получения. Научиться составлять шаростержневые модели.

Знать практическое применение важнейших алканов.

Составлять уравнения, подтверждающие химические свойства алканов.

 

Вопросы для контроля

 

1. На какие типы разделяются углеводороды?

2. Какие углеводороды называются предельными? Приведите примеры примерных углеводородов.

3. В каком валентном состоянии находятся атомы углеродов алканах? Укажите тип гибридизации атома углерода в предельных углеводородах.

4. Какую геометрическую форму имеет молекула метана? Укажите значение угла между связями в этой молекуле.

5. Назовите первые десять членов гомологического ряда алканов и соответствующие им одновалентные радикалы.

6. Какой тип изомерии существует в ряду алканов? Какие алканы не имеют изомеров?

7. Какой тип реакции характерен для алканов? Почему?

8. Что такое «галогенирование», «нитрование», «сульфирование»?

9. Объясните механизм цепной реакции.

10. Какие продукты могут быть получены при окислении метана?

11. Что такое крекинг?

12. Что такое «дегидрирование», «дегидроциклизация», «изомеризация»?

13. Какими способами можно получать метан и его гомологи?

14. Что такое циклоалканы и какова их общая формула?

15. Назовите простейшие циклоалканы.

16. Какие реакции возможны для циклоалканов в отличие от алканов?

17. Назовите способы получения циклоалканов.