Взаимосвязь и привязанность

Взаимосвязь – это процесс формирования взаимоотношений между матерью и ее новорожденным ребенком (мать - младенец). Этот процесс происходит в первые несколько часов после рождения.

Выявлены следующие условия высокого риска для установления взаимосвязи:

  1. Мать разделена с ребенком в течение длительного времени после рождения ребенка.
  2. Мать страдает от плохого состояния здоровья (например, 40% матерей находятся в депрессивном состоянии после рождения ребенка, часто это состояние диагностируется лишь в 29 % случаев)- (Хенеган и др., 2000 г.)
  3. В результате исследования по ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ, обнаружилось, что 24 % из них имели низкий вес и находились в больнице в течение 41 дня после рождения (Клейн и Штерн, 1971 г.). В данном случае, можно считать, что в подобной ситуации определяющим фактором жестокого обращения с детьми, было отсутствие взаимосвязи.
  4. При исследовании детей, которые подвергались насилию в Японии, выяснилось, что 43 % из них были С НИЗКИМ ВЕСОМ ПРИ РОЖДЕНИИ, часто с другими заболеваниями (Танимура и др., 1995 г.)

Привязанность – это процесс, формирования взаимоотношений между ребенком и его матерью (младенец-мать), усиливаемый ответной реакцией матери. Привязанность формируется в первые два года жизни ребенка, особенно в возрасте от 2 до 7 месяцев. Ребенок создает систему личного общения с основным лицом, обеспечивающим уход (т.е. с ухаживающим лицом).

Последствия плохой привязанности:

Нарушение привязанности к ухаживающему лицу приводит к:

  1. Состоянию смятения, ребенок как будто «потерян в чужой стране без переводчика»
  2. Отсутствию доверия
  3. Повышенному гневу или депрессии
  4. Замыканию (неорганической несостоятельности в способности ребенка крепнуть и хорошо себя чувствовать).

Когда основное ухаживающее лицо отсутствует, ребенок ПРИВЯЗЫВАЕТСЯ К ВЕЩАМ, СРЕДЕ, РУТИНЕ и испытывает сложности в адаптации к любым изменениям.

Исследования значения привязанности и ее отсутствия показали, что:

  1. Госпитализированные дети и младенцы-сироты в ожидании усыновления/удочерения теряют способность к развитию, у них развивается АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, а некоторые из них вообще не выживают (Шпитц, 1946 г.)
  2. У бездомных детей формируются НЕАДЕКВАТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (Боулби, 1952 г.- создатель теории привязанности)
  3. Младенцы, с недостаточной привязанностью к лицу, осуществляющему уход, испытывали ПОЗДНИЕ ПРОЛЕМЫ С ПОВЕДЕНИЕМ, ИМЕЛИ ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, НЕДОСТАТОЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ В РАЗРЕШНИИ ПРОБЛЕМ И НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ (Айнсворт, 1979 г., Филд, 1987 г.)

Дополнительные исследования младенцев в больницах, приютах, лагерях беженцев, а также обзоры влияния состояния здоровья матерей и уровня бедности доказали наличие серьезных последствий у детей, имеющих плохую привязанность или ее полное отсутствие (ВОЗ/Рихтер, 2003 г., в печати)

Основными навыками ухода за ребенком являются чуткость и отзывчивость!!!

Чуткость – это способность ухаживающего лица, осознавать все, что происходит с младенцем, понимать движения ребенка и производимые им звуки, сообщающие о его потребностях и желаниях (Айнсворт, изд. 1974 г.)

Лицо, осуществляющее уход должно:

  1. Четко осознавать сигналы, исходящие от ребенка
  2. Правильно и точно интерпретировать эти сигналы

Для того, чтобы быть чутким, человек, осуществляющий уход за ребенком, должен быть способен:

  1. Относиться к ребенку, КАК К ЛИЧНОСТИ - ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЛИЦУ
  2. Смотреть на вещи «ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»

Отзывчивость - это способность лица, осуществляющего уход, соответственно реагировать на сигналы, исходящие от младенца (Айнсворт, изд. 1974 г.)

Ответная реакция зависит от сигналов, исходящих от ребенка, или вызывается ими (в зависимости от обстоятельств). Ответная реакция связана с сигналами ПО ВРЕМЕНИ и точно им СООТВЕТСТВУЕТ.