Вопрос 4.4. Система «Директ – костинг», ее особенности, преимущества инее достатки по сравнению с калькулированием полной себестоимости

Классификации издержек производства на постоянные и переменные затраты основана система «директ – костинг».

Основные идеи этой системы были сформулированы в 1936 г. американским экономистом Д.Ч. Гаррисоном. Начало практического применения «директ-костинг» в США связано с 1953 г., когда Американская ассоциация бухгалтеров опубликовала описание этого метода.

На первых этапах практического применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов


списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы — Direct-Costing-System (система учета прямых затрат).

Позднее «директ-костинг» трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии.

Таким образом, принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам.

При использовании данной системы определяется маржинальный доход.

Маржинальный доход – часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных (накладных) затрат и образование прибыли. При этом методе постоянные затраты в себестоимость продукции не включают и относят на уменьшение прибыли того периода, когда возникли такие затраты.

Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности, как всего производства, так и отдельных изделий.

Рассмотрим конкретно на примере ОАО «Радиозавод» расчет себестоимости и ее влияние на финансовые результаты и рентабельность продаж по заказу № 2021402 «Дачник», используя двухступерчатый «директ – костинг» (рис. 1)

Рис.1. Двухступенчатый принцип учета маржинального дохода

Исходя из показателя порога рентабельности найдем пороговое (критическое) значение объема производства в натуральном выражении.

Система «директ – костинг» позволяет определить точку нулевой прибыли как при одно продуктовом, так и много продуктовом производстве (рис. 2).

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами


анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.

Используя маржинальный доход можно проводить маржинальный анализ, позволяющий:

- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования себестоимости продукции и финансовых результатов;

- более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений,
касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой
политики, вариантов оборудования, технологии производства с целью минимизации
затрат и увеличения прибыли.

Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей маржи покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. При полном калькулировании себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня, поскольку очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других - занижается. В табл. 6 проведено ранжирование изделий по их доходности с использованием данных полной и усеченной себестоимости.

Таблица 6.

Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной их себестоимости

 

 

Показатель Продукция
пиво квас
1. Объем продаж, л.
2. Цена единицы, руб. 14,885 8,47
3. Полная себестоимость, руб. 12,16 24,44
4. Усеченная себестоимость, руб. 5,57 4,76
5. Прибыль на единицу продукции, руб. (п.2-п.3) 2,725 -15,97
6. Маржа покрытия на единицу продукцию, руб. (п.2-п.4) 9,315 3,71
7. Рентабельность продаж, % (п.5/п.2*100) 18,3 -188,5
8. Ранжирование продукции по уровню рентабельности
9. Маржинальная рентабельность, % (п.6/п.2*100) 62,58 43,8
10. Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности

Использование данной системы позволяет:

- проводить эффективную ассортиментную политику и политику ценообразования. Принятые изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, то есть могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия.

- существенно упростить учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат – лучше контролируемы.

существует «жесткий директ – костинг», когда все затраты (кроме прямых материалов) рассматриваются в качестве периодических, т.е. относимых на уменьшение прибыли того отчетного периода, в котором они возникли. Только переменные прямые материальные затраты относятся на затраты на продукт, т.е. включаются в себестоимость продукции. Этот метод является новейшим предложением и на практике пока широко не используется.

Системы калькулирования «директ – костинг», « абсорпшен – костинг», «жесткий директ – костинг» могут функционировать в сочетании с чактическим, нормальным калькулированием или истемой «стандарт – кост» (табл. 7, 8) [4, с. 383]

Возникает проблема в распределении постоянных затрат. речь идет о выборе правильного уровня мощности: теоретическая и практическая мощность; нормальная и бюджетная мощность.

Список литературы

1. Хот Ф.Т., Клименко А.С. Анализ поведения затрат в управленческом учете. // Экономический анализ: теория и практика, 2007, №3

2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М. А. Вахрушина. – 6-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007. -570 с.

3. Блэк Дж. Введение в бухгалтерский и управленческий учет / Джофф Блэк; Пер. с англ. Т.В. Сажневой. – М.: Издательство «Весь мир», 2009. - 424 с.

4. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд./ пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 1008с.