Вопрос 4.4. Система «Директ – костинг», ее особенности, преимущества инее достатки по сравнению с калькулированием полной себестоимости
Классификации издержек производства на постоянные и переменные затраты основана система «директ – костинг».
Основные идеи этой системы были сформулированы в 1936 г. американским экономистом Д.Ч. Гаррисоном. Начало практического применения «директ-костинг» в США связано с 1953 г., когда Американская ассоциация бухгалтеров опубликовала описание этого метода.
На первых этапах практического применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов
списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы — Direct-Costing-System (система учета прямых затрат).
Позднее «директ-костинг» трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии.
Таким образом, принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам.
При использовании данной системы определяется маржинальный доход.
Маржинальный доход – часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных (накладных) затрат и образование прибыли. При этом методе постоянные затраты в себестоимость продукции не включают и относят на уменьшение прибыли того периода, когда возникли такие затраты.
Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности, как всего производства, так и отдельных изделий.
Рассмотрим конкретно на примере ОАО «Радиозавод» расчет себестоимости и ее влияние на финансовые результаты и рентабельность продаж по заказу № 2021402 «Дачник», используя двухступерчатый «директ – костинг» (рис. 1)
Рис.1. Двухступенчатый принцип учета маржинального дохода
Исходя из показателя порога рентабельности найдем пороговое (критическое) значение объема производства в натуральном выражении.
Система «директ – костинг» позволяет определить точку нулевой прибыли как при одно продуктовом, так и много продуктовом производстве (рис. 2).
Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами
анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.
Используя маржинальный доход можно проводить маржинальный анализ, позволяющий:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования себестоимости продукции и финансовых результатов;
- более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений,
касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой
политики, вариантов оборудования, технологии производства с целью минимизации
затрат и увеличения прибыли.
Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей маржи покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. При полном калькулировании себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня, поскольку очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других - занижается. В табл. 6 проведено ранжирование изделий по их доходности с использованием данных полной и усеченной себестоимости.
Таблица 6.
Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной их себестоимости
Показатель | Продукция | |
пиво | квас | |
1. Объем продаж, л. | ||
2. Цена единицы, руб. | 14,885 | 8,47 |
3. Полная себестоимость, руб. | 12,16 | 24,44 |
4. Усеченная себестоимость, руб. | 5,57 | 4,76 |
5. Прибыль на единицу продукции, руб. (п.2-п.3) | 2,725 | -15,97 |
6. Маржа покрытия на единицу продукцию, руб. (п.2-п.4) | 9,315 | 3,71 |
7. Рентабельность продаж, % (п.5/п.2*100) | 18,3 | -188,5 |
8. Ранжирование продукции по уровню рентабельности | ||
9. Маржинальная рентабельность, % (п.6/п.2*100) | 62,58 | 43,8 |
10. Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности |
Использование данной системы позволяет:
- проводить эффективную ассортиментную политику и политику ценообразования. Принятые изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, то есть могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия.
- существенно упростить учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат – лучше контролируемы.
существует «жесткий директ – костинг», когда все затраты (кроме прямых материалов) рассматриваются в качестве периодических, т.е. относимых на уменьшение прибыли того отчетного периода, в котором они возникли. Только переменные прямые материальные затраты относятся на затраты на продукт, т.е. включаются в себестоимость продукции. Этот метод является новейшим предложением и на практике пока широко не используется.
Системы калькулирования «директ – костинг», « абсорпшен – костинг», «жесткий директ – костинг» могут функционировать в сочетании с чактическим, нормальным калькулированием или истемой «стандарт – кост» (табл. 7, 8) [4, с. 383]
Возникает проблема в распределении постоянных затрат. речь идет о выборе правильного уровня мощности: теоретическая и практическая мощность; нормальная и бюджетная мощность.
Список литературы
1. Хот Ф.Т., Клименко А.С. Анализ поведения затрат в управленческом учете. // Экономический анализ: теория и практика, 2007, №3
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М. А. Вахрушина. – 6-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007. -570 с.
3. Блэк Дж. Введение в бухгалтерский и управленческий учет / Джофф Блэк; Пер. с англ. Т.В. Сажневой. – М.: Издательство «Весь мир», 2009. - 424 с.
4. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд./ пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 1008с.