В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции

предприятия могут организовать управленческий учет затрат либо по полной себестоимости, либо по сокращенной (цеховой) себестоимости.

При методе управленческого учета затрат по полной себестоимости(«абсорпшен – костинг») в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата производственных рабочих, производственная себестоимость и др.

Метод учета по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия. Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Однако метод учета по полной себестоимости не учитывает одного важного обстоятельства: себестоимость единицы изделия изменяется

при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска — себестоимость растет.

Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет данное предприятие в связи с производством и реализацией.

Рассмотрим, каким образом определяется полная себестоимость производимой продукции ОАО «Горпищекомбинат Сердобский» (табл. 1).

Таблица 1

Затраты предприятия на производство

 

Продукция Объем пр-ва, л. Цена ед., руб. Переменные расходы, ед., руб. Постоянные затраты ед., руб. Полная себестоимость Прибыль ед., руб.
Пиво 14,89 5,7 5,98 11,68 3,19
Квас 8,47 4,8 16,43 21,23 -12,72

Общая прибыль от производства и реализации этой продукции составит 684859 рублей (табл. 2).

Таблица 2

Расчет прибыли от производства и реализации продукции

 

Продукция Объем пр-ва, л. Выручка, руб. Переменные расходы, руб. Постоянные затраты, руб. Прибыль, руб.
Пиво 4042337,2 867166,2
Квас 121392,04 -182306,9
Итого х 4163729,24

Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Однако он не учитывает одно очень важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширит производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска – себестоимость растет.