В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции
предприятия могут организовать управленческий учет затрат либо по полной себестоимости, либо по сокращенной (цеховой) себестоимости.
При методе управленческого учета затрат по полной себестоимости(«абсорпшен – костинг») в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата производственных рабочих, производственная себестоимость и др.
Метод учета по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия. Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Однако метод учета по полной себестоимости не учитывает одного важного обстоятельства: себестоимость единицы изделия изменяется
при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска — себестоимость растет.
Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет данное предприятие в связи с производством и реализацией.
Рассмотрим, каким образом определяется полная себестоимость производимой продукции ОАО «Горпищекомбинат Сердобский» (табл. 1).
Таблица 1
Затраты предприятия на производство
Продукция | Объем пр-ва, л. | Цена ед., руб. | Переменные расходы, ед., руб. | Постоянные затраты ед., руб. | Полная себестоимость | Прибыль ед., руб. |
Пиво | 14,89 | 5,7 | 5,98 | 11,68 | 3,19 | |
Квас | 8,47 | 4,8 | 16,43 | 21,23 | -12,72 |
Общая прибыль от производства и реализации этой продукции составит 684859 рублей (табл. 2).
Таблица 2
Расчет прибыли от производства и реализации продукции
Продукция | Объем пр-ва, л. | Выручка, руб. | Переменные расходы, руб. | Постоянные затраты, руб. | Прибыль, руб. |
Пиво | 4042337,2 | 867166,2 | |||
Квас | 121392,04 | -182306,9 | |||
Итого | х | 4163729,24 |
Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Однако он не учитывает одно очень важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширит производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска – себестоимость растет.