Теоретическая часть к практическому занятию 3.2

Соединение колец подшипников качения с валами (осями) и отверстиями корпусов производится в соответствии с ГОСТ 3325. Основные отклонения и поля допусков валов и отверстий корпусов для посадочных мест, предназначенных для монтажа подшипников качения, представлены на рис. 3.11.

Посадка наружного кольца в отверстие корпуса осуществляется по системе вала, посадка внутреннего кольца осуществляется по системе отверстия, т.е. система посадки определяется видом стандартной поверхности подшипника. Для присоединяемых деталей (вал и корпус) используются стандартные поля допусков по ГОСТ 25346 на отверстие в корпусе (рис. 3.11, а) и на вал (рис. 3.11, б).

Поля допусков подшипников имеют специальные обозначения: l – для диаметра наружного кольца, L – для диаметра внутреннего кольца, к которым добавляется номер класса точности. Например, L6; l6 – поля допусков внутреннего и наружного колец 6-го класса точности соответственно. Для всех типов и классов точности подшипников предельные отклонения полей допусков устанавливаются ГОСТ 520. Верхнее отклонение полей допусков наружного и внутреннего колец равны нулю. Нижние предельные отклонения задаются со знаком минус для обоих колец (табл. 3.9.),т.е. в том числе и на отверстие внутреннего кольца, что нарушает принцип расположения поля допуска основного отверстия в тело детали. Однако, это позволяет получить гарантированный натяг в соединении вращающегося внутреннего кольца с валом, на который назначают поля допусков переходных посадок по ГОСТ 25346.

Выбор полей допусков для посадок зависит от типа, размера, класса точности подшипника, от величины, направления и действия нагрузки (радиальная или осевая) и других условий эксплуатации: интенсивности радиальной нагрузки, режима работы (допустимая перегрузка), жесткости вала и корпуса, вида нагружения [9,13].

Различают три вида нагружения колец подшипника: циркуляционное, местное и колебательное. Вид нагружения кольца подшипника зависит от того, вращается кольцо или неподвижно, а также как воспринимается радиальная нагрузка [4, 12, 14].

Вращающееся кольцо испытывает циркуляционный вид нагружения (нагрузку воспринимает кольцо всей окружностью дорожки качения и передает ее посадочной поверхности вала или корпуса), что требует обеспечения неподвижного соединения с сопрягаемой деталью, т.е. посадки с гарантированным натягом.

Величина минимального натяга для кольца с циркуляционным видом нагруженного зависит от интенсивности радиальной нагрузки, определяемой по формуле [4]:

(3.1)

где Р – интенсивность радиальной нагрузки, H/мм; кH/м;

R – радиальная реакция опоры в подшипнике, Н; (кН);

В – (r и r1) – ширина подшипника, мм;

r и r1 – радиусы закругления на торцах кольца подшипника, мм;

К1 – динамический коэффициент посадки, зависящий от допустимой перегрузки (принимать К1 = 1 при перегрузке до 150%, когда толчки и вибрации умеренные; К1 = 1,8 при перегрузке до 300%, когда удары и вибрация сильные);

К2 – коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга при пониженной жесткости вала или корпуса (полый вал или тонкостенный корпус); для жесткой конструкции К2 = 1;

К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных роликоподшипниках и сдвоенных шарикоподшипниках при наличии осевой нагрузки на опору; для однорядных К3 = 1 или по таблицам справочников [4; 12; 13].

Выбор посадки кольца при циркуляционном виде нагружения производить по табл. 3.10, учитывая интенсивность радиальной нагрузки.

Приместном виде нагруженияне вращающеесякольцо воспринимает результирующую радиальной нагрузки ограниченным участком окружности дорожки качения кольца и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности вала или корпуса.

Посадка не вращающегося кольца обычно производится с гарантированным зазором, чтобы исключить интенсивный местный износ дорожки качения кольца подшипника и заклинивание тел качения. Посадка выбирается методом подобия по таблицам справочника (табл.3.11) в зависимости от типа, размера, класса точности подшипника, от величины, направления и действия нагрузки (радиальная или осевая), интенсивности радиальной нагрузки, режима работы (допустимая перегрузка), жесткости вала и корпуса, материала и конструкции корпуса и т.д. [9,13].

Колебательныйвиднагружения встречается реже. При колебательном виде нагружения на подшипник действуют две радиальные нагрузки: одна большая по величине постоянна по направлению, а другая меньшая по величине вращается вокруг оси. Их равнодействующая не совершает полного оборота, а колеблется на ограниченном участке окружности дорожки качения кольца, например, подшипники дробильных машин,

 

 

E8; G6; G7; H4…H9; Js4… Js 7; J6,7; K5…K7, M5…M7; N6,

а)

 

e8; f6… f 9; g5 ; g6; h3… h10; js3… js6; j5… j6; k4… k 6; m4… m6; n4… n6;
p5; p6; r6; r7

б)

Рис. 3.5. Основные отклонения и поля допусков присоединительных размеров подшипников качения и посадочных мест их монтажа:

а - отверстие корпуса; б - вал; I- для обеспечения посадок с зазором;

II- для обеспечения посадок с натягом;

III- для обеспечения посадок с натягом в тонкостенных корпусах или на полых валах;

lD – поле допуска наружного кольца (l0; l6; l5; l4; l2; lT);

Ld- поле допуска внутреннего кольца (L0; L6; L5; L4; L2; LT)

Таблица 3.9.

Предельные отклонения внутреннего и наружного колец

подшипника по ГОСТ 520

Номинальный диаметр кольца Радиальные и радиально – упорные подшипники Роликовые конические подшипники
Классы точности подшипника
N 6X
Внутреннего d, мм Нижнее отклонение
Ld = Ddmp, мкм
cв.10 до 18 -8 -7 -5 -4 -12 -12 -7 -5
cв.18 до 30 -10 -8 -6 -5 -12 -12 -8 -6
cв.30 до 50 -12 -10 -8 -6 -12 -12 -10 -8
cв.50 до 80 -15 -12 -9 -7 -15 -15 -12 -9
cв.80 до 120 -20 -15 -10 -8 -20 -20 -15 -10
cв.120 до 180 -25 -18 -13 -10 -25 -25 -18 -13
cв.180 до 250 -30 -22 -15 -12 -30 -30 -22 -15
Наружного D, мм Нижнее отклонение
lD =DDmp, мкм
cв.18 до 30 -9 -8 -6 -5 -12 -12 -8 -6
св.30 до 50 -11 -9 -7 -6 -14 -14 -9 -7
св.50 до 80 -13 -11 -9 -7 -16 -16 -11 -9
св.80 до 120 -15 -13 -10 -8 -18 -18 -13 -10
св.120 до 150 -18 -15 -11 -9 -20 -20 -15 -11
св.150 до 180 -25 -18 -13 -10 -25 -25 -18 -13
св.180 до 250 -30 -20 -15 -11 -30 -30 -20 -15
св.250 до 315 -35 -25 -18 -13 -35 -35 -25 -18
св.315 до 400 -40 -28 -20 -15 -40 -40 -28 -20

 

Примечание: Для всех подшипников всех классов точности верхнее отклонение для внутреннего и наружного колец равны нулю.

 

насосов, транспортеров и т.д. В этом случае оба кольца устанавливаются по переходным посадкам (js; Js), обеспечивающим проворачивание колец.

 

Требования к оформлению чертежей с подшипниками качения

От точности сопрягаемых с подшипником поверхностей вала и отверстия корпуса зависит работоспособность и долговечность подшипника, поэтому к ним предъявляются высокие технические требования [13].

Допуски формы и расположения посадочных поверхностей валов и корпусов определены в ГОСТ 3325 и приводятся в табл. 3.12. Требования к шероховатости посадочных поверхностей указаны в табл. В.1.

Торцовые поверхности обеспечивают надежную опору колец подшипников при действии на них осевых нагрузок.

 

Таблица 3.10