УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
ГЛАВА 3. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРОВ
И ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Теоретическая часть к практическому занятию 3.1
Подшипники – стандартные изделия, изготовленные на специализированных предприятиях. Они обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным поверхностям (D и d) и неполной внутренней взаимозаменяемостью между телами качения и кольцами.
Полная взаимозаменяемость по присоединительным поверхностям позволяет быстро монтировать, а также заменять изношенные подшипники без нарушения целостности узла.
Условные обозначения размеров подшипников:
d – внутренний диаметр подшипника (диаметр вала);
D – наружный диаметр подшипника (диаметр отверстия корпуса);
dmp (Dmp) – средний диаметр внутренней поверхности подшипника (наружной поверхности подшипника) в единичном сечении;
Δdmp (ΔDmp) – предельное отклонение среднего диаметра внутренней поверхности подшипника (наружной поверхности подшипника) в единичном сечении;
В – номинальная ширина внутреннего кольца;
С – номинальная ширина наружного кольца. У шариковых радиальных подшипников В = С.
Т – монтажная высота подшипника.
Основные монтажные размеры подшипника представлены на рис. 3.1.
а) б)
Рис. 3.1. Эскиз подшипника: а - подшипник в разрезе;
б - условное обозначение подшипника на сборочном чертеже
По ГОСТ 3189 устанавливается построение условных обозначений (маркировка) подшипников качения.
Система условных обозначений необходима для указаний подшипников на чертежах и в спецификациях, для применения в технической литературе и для маркировки подшипников при изготовлении.
Полное условное обозначение подшипника состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков, расположенных справа (начинаются с прописной буквы) и слева, отделенных от основного условного обозначения знаком тире (рис. 3.2).
Дополнительные знаки справа
Основные знаки условного обозначения
Дополнительные знаки слева
Рис. 3.2. Знаки в условном обозначении подшипника
Основное условное обозначение состоит из семи знаков, расположенных в определенном порядке. Расшифровка знаков основного условного обозначения приводится на рис. 3.3. Отсчет знаков выполняется справа налево.
Диаметру отверстия подшипника соответствуют первый и второй знаки, которые равны частному от деления величины диаметра отверстия подшипника на число 5. Обычно диаметры отверстия подшипника d кратны числу 5.
Например: 60305 →0060305 означает, что внутренний диаметр подшипника d будет равен произведению: d = 05 5 = 25 мм.
Рис. 3.3. Схема основного условного обозначения подшипника Что это за №
Серии по диаметру (3-я цифра справа) составляют в соответствии со стандартом ряд: 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5, 6. Перечень серий диаметров указан в порядке увеличения наружного диаметра при одинаковом внутреннем диаметре подшипника.
Знаки 7 или 8 на 3-м месте схемы означают нестандартный наружный диаметр или ширину. Такие подшипники не имеют в обозначении знака на 7-м месте в схеме (серию ширины).
Серии по ширине (7-я цифра справа) составляют следующий ряд: 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Перечень серий ширины (высоты) указан в порядке увеличения размера ширины или высоты. Серия ширины (высоты), имеющая знак 0, в условном обозначении не указывается
Размерная серия подшипника – сочетание серий диаметров и ширины (высоты), определяющее габаритные размеры подшипника.
Условное обозначение размерной серии формируется из цифр, стоящих на третьем и седьмом местах основного условного обозначения, остальные места занимаются нулями.
Например: для подшипника0060305 условное обозначение размерной серии → 0000300.
Тип подшипника (4-я цифра справа) обозначается числом от 0 до 9. Каждому обозначению соответствует свое наименование типа подшипника.
Конструктивное исполнение (наличие защитных шайб, уплотнений, буртиков и т.д.) обозначается цифрами от 00 до 99 и зависит от типа подшипника. Поэтому условное обозначение конструктивного исполнения состоит из цифр, указанных на 4-м, 5-м и 6-м местах схемы, на остальные места проставляются нули
Примеры условных обозначений и наименований конструктивного исполнения для определенных типов подшипника:
0060305 → 0060000 = 60000. Наименование конструктивного исполнения 60000: однорядные с одной защитной шайбой; Тип 0 --шариковый радиальный.
0066411 → 0066000 = 66000. Наименование конструктивного исполнения 66000: однорядные неразъемные со скосом на наружном кольце с углом контакта α = 36 0; Тип 6 --шариковый радиально-упорный.
ГОСТ 3395 устанавливает типы и конструктивные исполнения подшипников качения (табл.3.1).
Слева от основного условного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности и категорию подшипника. Класс точности 0 (ноль) и категория С в обозначении не указывается.
Справа от основного условного обозначения записываются дополнительные требования, утвержденные в технологической документации завода изготовителя подшипников (материал деталей подшипника, смазка, конструктивные изменения, требования по уровню вибрации, грузоподъемность и другие специальные требования). Эти требования указываются в зависимости от назначения подшипников, когда их нормирование необходимо учитывать по условиям эксплуатации. Если требования не оговариваются, то знаки справа опускаются. Частным случаем полного обозначения подшипника является основное условное обозначение.
Маркировку подшипников производят любым способом, не вызывающим коррозии металла.
Технические требования на шариковые и роликовые подшипники качения должны соответствовать ГОСТ 520-2011. Стандарт распространяется на подшипники с отверстиями во внутренних кольцах от 0,6 до 2000 мм и устанавливает следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повышения точности: