Плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет» Июнь 1941г.

 

Автор: Климашин В. Плакат «Слава воину-победителю!» 1945г.

Большой вклад в патриотическое воспитание внесли деятели литературы и искусства. Защитникам советских городов были посвящены произведения Вс.Вишневского (“У стен Ленинграда”), О.Берггольц (“Ленинградская поэма”, А.Бека (“Волоколамское шоссе”). Одним из лучших поэтических произведений военной поры стала поэма М.Алигер “Зоя”. В годы войны вышли первые главы романа А.Фадеева “Молодая гвардия”, поэма А.Твардовского “Василий Теркин”. В 1942 г. были написаны обошедшие все театры страны пьесы К.Симонова (“Русские люди”), А.Корнейчука (“Фронт”), Л.Леонова (“Нашествие”). Более 42 тыс. деятелей искусства, актеры и музыканты вели военношефскую работу в действующей армии, на флоте, в госпиталях, на предприятиях в тылу. Они дали 1360 тыс. концертов, каждый четвертый из которых состоялся на фронте, создали более 3700

фронтовых бригад, 20 фронтовых театров. Война стимулировала развитие патриотического военного творчества.

В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов.

Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь...”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”, были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.

Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Одними из известных поэтов того времени смело можно считать О. Берггольц, Константина Симонова.

В годы войны К. М. Симонов (1915—1979) был корреспондентом газеты “Красная звезда”. Главная тема в его стихах первых лет войны — любовная лирика. В ней особенно ощущалась лирическая стихия — щедрое, страстное, напряженное раскрытие мира поэта. В лучших стихах цикла “С тобой и без тебя” соединились социальные, патриотические обобщения и личные чувства. Эмоциональный, исповеднический тон любовной лирики Симонова поразил читателя драматичным контрастом военного времени и открыто звучащей доверительной, личной авторской интонацией.

В военных стихах Симонова напряженная эмоциональность соединяется с почти документальным очерком (“Седой мальчишка”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...” и др.),