Малая группа: понятие, виды, структура
Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнено на малых группах, и этому есть несколько причин. Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Поэтому личность нельзя изучать вне группы. Малая группа опосредствует связи личности с обществом, трансформирует воздействие общества на личность. Личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии были основным объектом экспериментальных исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп и руководства их деятельностью традиционно считаются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.
Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, — психологическая общность. Основными критериями феномена психологической общности группы выступают: явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок); идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней — чувство «мы»); осознание членами группы имеющегося сходства, обшности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социаль-
но-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, обладающие выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть случайное или временное объединение людей и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, а также ее предмета.
Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают три человека. Это связано с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из двух человек — диаду — можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы. «Верхняя граница» малой группы определяется не столько ее количественными, сколько качественными характеристиками: контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Поэтому предложенный Ч. Кули термин «первичная группа», главным признаком которой является ее контактность, можно рассматривать как синоним понятия «малая группа». В этом случае наиболее общее определение понятия малой группы следующее: небольшое по размеру объединение индивидов, связанных регулярными контактами друг с другом. Однако такое предельно общее определение предполагает конкре-
6.4. Психология малых групп
тизацию и уточнение на основе классификации малых групп.
В связи с тем что малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии, необходимо четко различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и реальные, психологические закономерности функционирования и развития которых призвана изучать социальная психология. Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах и в каких условиях (реальных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности, в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в реальных социальных группах. Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо [Мауо, 1933]. Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т. е. определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т. д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей. Неформальные малые группы — это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего — и общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами их образования и характером межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные достаточно условно. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках фор-
мальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп. По времени существования принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, так как устойчивость контактов в группе — важный фактор формирования ее психологических характеристик.
Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании являются композиция и структура группы. Композиция— это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, по которым определяется композиция группы, зависит от конкретных задач исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы. Например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.
Структура группы— это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры. При исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т. е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы (например, технологическая или операциональная структура трудового коллектива производственной бригады), и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений (например, структура эмоциональных предпочтений и отвержений). В исследованиях формальных групп и организаций вслед за Э. Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная