ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

 

Деньги, особенность их обращения, структура денежной массы играют основополагающую роль в функционировании рыночной экономики. В связи с этим большое значение приобретают правовые аспекты организации и регулирования денежного обращения и денежной системы России.

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежное обращение (НДО) — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими деньгами). В промышленно развитых странах банковские билеты, выпускаемые центральными банками, составляют подавляющую часть НДО. И лишь незначительная часть выпуска денег (10%) идет на казначейские билеты и монеты, эмитируемые казначейством.

Безналичное обращение (БНО) — это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек и других расчетных документов, принятых в банковской практике. На него в промышленно развитых странах приходится более 90%.

Что касается российской экономики, то, по данным Центрального банка РФ, по состоянию на 1 октября 1999г. удельный вес безналичного обращения в нашей стране составляет около 54% и имеет тенденцию к увеличению, в то время как доля налично-денежного обращения составляет 46% и постепенно уменьшается.

Между НДО и БНО существует тесная взаимосвязь; деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. меняя форму денежных знаков на форму депозита в коммерческом банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке — непременное условие для получения наличных денег. Поэтому БНО неотделимо от НДО и вместе они образуют единый денежный оборот страны, в котором функционируют единые деньги одного наименования.

Правовые основы организации денежного обращения в Российской Федерации заложены в Конституции РФ, федеральных законах «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности»-- Данные чаконы определяют распределение полномочий и ответственности государственных органов власти и управления по регулированию денежного обращения Российской Федерации, а также конкретизируют правовые нормы и инструменты, позволяющие реализовывать эти полномочия на практике.

Основу денежного обращения любой страны составляет ее денежная система, которая представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения. Современные денежные системы включают следующие элементы.

ü денежную единицу — установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения цен всех товаров; денежная единица делится на мелкие кратные части — 1 : 10 : 100;

ü официальный масштаб цен, который в настоящее время утратил экономический смысл в связи с прекращением размена кредитных денег на золото; Масштаб цен — количество золота или серебра, принятое в стране за денежную единицу я ее кратные части. Служит для измерения и выражения цен всех товаров. В СССР с 1961г. масштаб цен составлял: 1 рубль = 0,98742г чистого золота. В настоящее время масштаб иен заменен паритетом покупательной способности (/7/70 ваиот — фактическое соотношение между валютами сравниваемых стран, рассчитываемое как соотношение цен на аналогичные товары и услуга, произведенные в каждой из стран. Определяющим фактором при учете ППС является стоимость продуктов питания, одежды, жилья и транспортных услуг.

ü режим курса национальной денежной единицы;

ü виды денег — банкноты, бумажные деньги и монеты, имеющие законную платежную силу;

ü эмиссионную систему — определенный порядок выпуска видов денег центральным банком и казначейством в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом;

ü характер обеспечения выпускаемых в обращение денег;

ü регламентацию БНО, установление, в каких сферах оно осуществляется, основные формы безналичных расчетов;

ü регулирование конвертируемости национальной денежной единицы и порядка валютных ограничений;

ü государственный аппарат регулирования денежного обращения, главным звеном которого является центральный банк.

Правовые основы функционирования денежной системы в Российской Федерации определены ст.75 Конституции РФ и в главах I, VI, VII, XII Федерального закона «О Центральном банке ...». Так, в ст.27 Закона отмечено, что «Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». Рубль — денежная единица России, равная 100 копейкам. В денежном обращении появилась в виде серебряного слитка в ХIIIв. Регулярная чеканка рубля стала производиться с 1704г. Необходимо отметить, что на основе рубля была создана первая в мире десятичная монетная система. С 1897г. российский рубль стал золотым — содержал 0,774235г золота. Советский рубль также долго продолжал оставаться золотым — с 1961г. по конец 80-х гг. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения.

Как и во всех промышленно развитых странах, в России официальный масштаб цен не установлен (ст.28 Закона). Основнымивидами российских денег в соответствии со ст.ст.29, 30 Закона являются«банкноты (банковские билеты) и монета Банка России», которые «являются единственным законным средством платежа» на территории страны.

Главным государственнымаппаратом регулирования денежного обращения в нашей стране является Центральный банк РФ, на который в соответствии со ст.4 Закона возложены следующие функции: организация налично-денежного обращения и безналичных расчетов. В сфере безналичных расчетов в соответствии со ст.ст.80, 81, 82 Закона ЦБ РФ координирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые, системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

В целях организации налично-денежного обращения на Банк России возложены следующие функции (ст.34 Закона):

ü прогнозирование и организация производства банкнот и монет;

ü создание резервных фондов банкнот и монет;

ü определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

ü установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

ü утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Эмиссионная система Российской Федерации закреплена в ст.ст.3, 4, .30, 33, 34, 35, 36, 41, 43, 44 Федерального закона «О Центральном банке ...». За Банком России закреплено монопольное право эмиссии наличных денег и организации их обращения. Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Однако необходимо отметить, что Банк России не является неподотчетным по данному вопросу перед законодательной и исполнительной властями в лице Государственной Думы и Правительства РФ.

Так, в соответствии со ст.44 Закона ЦБ РФ ежегодно предоставляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, где прогнозируется размер денежной эмиссии и ее порядок, для предварительного согласования Правительству РФ и Президенту РФ, а затем в Государственную Думу. Кроме того, оперативные решения Совета директоров ЦБ РФ по вопросам налично-денежной эмиссии в порядке предварительного информирования направляются в Правительство РФ.

Ключевая роль отведена Законом ЦБ РФ в регулировании объемовкредитно-депозитной эмиссии безналичной рублевой денежной массы, осуществляемой коммерческими банками (ст.ст.4 и 3, 35, 36, 43). Банк России не только является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организующим систему рефинансирования, но и имеет мощные инструменты и методы денежно-кредитной политики, позволяющие влиять на способность коммерческих банков создавать безналичную рублевую денежную массу. К ним относятся:

ü процентные ставки по операциям Банка России;

ü резервные требования;

ü операции на открытом рынке;

ü рефинансирование банков;

ü валютное регулирование;

ü установление ориентиров роста денежной массы;

ü прямые количественные ограничения.

В ст.30 Закона отмечено, что банкноты и монета Банка России «обеспечиваются всеми его активами», т.е., по существу, российский рубль является настолько обеспеченным, насколько качественные и надежные активы имеет ЦБ РФ. Важность регулирования ЦБ РФ величины денежной массы, находящейся в обращении, объясняется тем, что российский рубль, как и любая денежная единица конкретного государства, является чисто бумажной валютой. В принципе рубли могут выпускаться в обращение ЦБ РФ в неограниченном количестве, поскольку в российском законодательстве на это не предусмотрено прямых ограничений. Денежная масса — один из важнейших финансовых агрегатов, который определяется как совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми организациями и населением — резидентами Российской Федерации. В составе денежной массы (агрегат М2) выделяются два компонента:

1) наличные деньги в обращении (агрегат МО) и

2) безналичные средства организаций на счетах в банках. На 1 июня 1999г. величина М2, по данным ЦБ РФ, составила 542,4 млрд. руб., в том числе наличные рубли — 205,3 млрд. руб., безналичные средства на счетах — 337,1 млрд. руб.

Однако косвенные границы эмиссии существуют — они определяются целями, которые поставлены перед Центральным банкомРФ: «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам...». В этом и заключается важность возложенной на Банк России функции по монопольной эмиссии наличных рублей и ключевому регулированию объемов прироста безналичной рублевой денежной массы, создаваемой коммерческими банками.

Известно, что увеличение денежной массы в обращении, неадекватное росту реального ВВП страны, вызванное разными причинами, ведет к инфляционным процессам — росту цен и обесценению национальной валюты. При этом инфляция может быть инспирирована как объективными экономическими причинами в сфере производства, связанными с циклическим развитием рыночной экономики, так и сознательной политикой государства в лице его правительства, которое прибегает к избыточной эмиссии денег для осуществления своих расходов и пополнения бюджета. Такие действия правительства по необеспеченной эмиссии денежной массы получили название сеньораж — прибыль, получаемая казначейством от выпуска денег; она равна разности номинальной стоимости денег и издержек эмиссии.

Инфляционные процессы разрушительно действуют на денежную систему любой страны. Подтверждением тому служит и российская инфляция последних лет, в ходе которой произошло серьезное расстройство национальной денежной системы, что проявилось в «бегстве» от рубля и тотальной долларизации экономики, переходе на взаимозачеты и бартер, эмиссии денежных суррогатов, росте процентных ставок, сокращении объемов кредитования, снижении платежеспособного спроса и обнищании населения, падении национального производства. Денежные суррогаты — денежные обязательства отдельных субъектов экономики, выполняющие такую функцию денег, как средства платежа. В денежном обращении России денежные суррогаты в значительных объемах появились в 1995—1996гг. как объективная потребность замены недостающей рублевой денежной массы, сократившейся в результате активных дефляюионных мероприятии ЦБ РФ.

Основными формами стабилизации инфляции являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы проводятся с использованием таких методов, как:

ü нуллификация — объявление об аннулировании сильно обесценившейся национальной денежной единицы и введение новой валюты;

ü реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы; теперь этот метод носит название ревальвация — повышение официального валютного курса к иностранной валюте;

ü девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а в настоящее время — официального валютного курса к иностранной валюте;

ü деноминация — метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Различают:

ü дефляционную политику — методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок и налогов, ограничения прироста денежной массы и т.п. (дефляционная политика ведет к падению производства);

ü политику доходов — предполагает параллельный контроль над ценами («замораживание» цен на некоторые товары и сдерживание их уровня по другим) и заработной платой;

ü конкурентное стимулирование производства — меры по прямому стимулированию предпринимательства за счет снижения налогов с предприятий и косвенному — с населения.

К сожалению, пока приходится констатировать, что Правительство РФ в 1992—1999гг. неэффективно проводило антиинфляционную политику. Кратковременный эффект от дефляционных мероприятий в российской экономике наступил лишь в конце 1997г. — первой половине 1998г., когда темпы инфляции снизились до уровня 0,9% в месяц, замедлилась скорость падения курса рубля, доходность государственных ценных бумаг стабилизировалась на уровне 32% годовых, а ставка рефинансирования — 30% годовых.

Поэтому в данный период времени было решено провести деноминацию с 1 января 1998г. в масштабе: 1000 руб. в деньгах старого образца на один рубль в новых деньгах (Указ Президента РФ от 4 августа 1997г. №1182 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1997г. «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен».

Однако, как показали кризисные события августа 1998г. (темпы инфляции подскочили до уровня 84% годовых), эти чисто технические меры (деноминация) по стабилизации расстройства денежной системы России не могли обеспечить подавление инфляции, корни которой кроются гораздо глубже, чем чисто монетарные причины (т.е. связанные со сферой денежного обращения). Корни инфляции находятся в сфере российского реального производства и ошибочной политике Правительства РФ по отношению к национальному предпринимателю.

Финансовый кризис августа 1998г. также показал, насколько важную роль в организации денежной системы современной России играют такие ее элементы, как режим курса рубля по отношению к иностранным валютам, регулирование его конвертируемости и уровня валютных ограничений. Ведь, по существу, видимым толчком новой дестабилизации российского рубля и развертывания инфляционных процессов в экономике стало обвальное падение валютного курса рубля (почти в три раза) по отношению к иностранным валютам.

Валютное регулирование российского рубля возложено действующим законодательством на Банк России, который осуществляет его посредством:

ü осуществлениявалютных интервенций, под которыми, согласно ст.41 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег»;

ü установленияофициального курса рубля, публикации официальных котировок иностранных валют по отношению к рублю — ст.52 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

ü выполнения функций органавалютного регулирования и валютного контроля, возложенных на него Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Таким образом, применяя в совокупности рассмотренные инструменты и методы денежно-кредитной политики и валютного регулирования, Банк России обеспечивает выполнение основной цели своей деятельности, возложенной на него ст.3 Федерального закона «О Центральном банке ...» — «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам... обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов».