Введение

Краткая характеристика проблемы

Невербальная коммуникация —важней­шее наряду с вербальной речью средство общения и взаимопонимания людей. Б.Ф. Ломов назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической пробле­матики», указав на ее недостаточную раз­работанность в психологии, в том числе и в плане невербальных средств общения [Ломов, 1981, 1984]. В процессе общения реализуются такие специфические челове­ческие свойства и субъективные особен­ности людей, как мышление и речь [Бруш-линский, Поликарпов, 1990; Брушлин-ский, 1996], формирование, актуализация и диагностика способностей [Дружинин, 1996].

Традиционно принято отождествлять речь со словом, т. е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвисти­ческой) функцией речи. Между тем зву­ковая речь как средство общения несет слушателю независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету раз­говора, самому себе и т. п. Таким образом, невербальная коммуникация (НК) осу­ществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову инфор­мационный канал в системе общения.

Вместе с тем понятие «невербальная коммуникация» выходит далеко за рамки речевого общения, поскольку имеет само­стоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и ка­налах передачи информации, например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием


разных органов чувств: зрения, слуха вибро­рецепции, хеморецепции, кожно-тактиль-ной рецепции и др.), в разного рода нере­чевых биотехнологических информаци­онных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобра­зительного искусства и др. В области зоо­психологии можно говорить о невербаль­ной коммуникации как средстве инфор­мационного взаимодействия животных, тем самым подчеркивается эволюционная древность невербальной коммуникации по отношению к вербальной [Горелов, 1985], на что указывал еще Ч. Дарвин.

Как самостоятельное научное направ­ление невербальная коммуникация (из­вестная в зарубежной литературе под тер­мином nonverbal communication) сформи­ровалась сравнительно недавно, в 50-х гг. XX в. [Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988], хотя основы этой науки можно найти и в более ранних работах. Понятие невербаль­ной коммуникации тяготеет к семиотике [Sebeok, 1976], теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквива­лент, обозначаемый терминами паралинг-вистическая [Колшанский, 1974] кип экст­ралингвистическая коммуникация [Trager, 1964; Горелов, 1985; и др.].

Специалисты вкладывают различный смысл в термин «паралингвистическая» и «экстралингвистическая» коммуникация. Нет единого взгляда и на модальность информационного экстралингвистичес­кого канала (согласно Дж. Трайгеру, это информация, передаваемая только голо­сом, а по Т. Себеоку — голос плюс кине-сика). Ряд работ по невербальной ком­муникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т. е. выразительных движений: мимики, жестов, пантомимики [Лабунская, 1986; Фейнберг, Асмолов, 1988; LaFrance, Mayo, 1978; Nierenberg, Calero, 1971]. Таким об­разом, понятие «невербальная коммуни­кация» можно определить как систему не­языковых (несловесных) форм и средств передачи информации.Настоящая глава по­священа в основном описанию звуковой модальности невербальной коммуникации в системе речевого общения.



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


Значение исследований невербальной коммуникации

Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психо­логической науки, как теория общения [Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поли­карпов, 1990], теория субъекта [Брушлин­ский, 1996], восприятие и понимание че­ловека человеком [Бодалев, 1982, 1996], психология личности, психология речи [Рубинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Уша­кова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1974; Цуканова, 1985], психология индивидуаль­ности [Голубева, 1993; Русалов, 1979], представляется очевидным. Примером важнейшей психологической ролиневер­бальной коммуникации в процессе ре­чевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как зна­чительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе «Я рад Вас видеть», произнесенной раздражен­ным или насмешливым тоном). Ввиду эво­люционной древности, значительной сте­пени непроизвольности и подсознатель­ности восприятия невербальной информа­ции ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени нео­сознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербаль­ному смыслу сообщения.

В теоретическом плане соотношения мышления и речиутвердилось представ­ление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о важ­ной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышле­ния [Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горелов, 1985], связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смыс­ле оправдываются, по-видимому, высказы­вания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить — значит связно читать евангелие чувств» (Избр. философ, произв. 1955. Т. I. С. 238).

Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в сис­теме общения «человек-человек», но и в системах «человек—машина» (т. е. в об-


ласти инженерной психологии),в частности в решении сложнейших научно-техничес­ких вопросов автоматического распозна­вания речи [Ли, 1983; Морозов, 1991], идентификации и верификации личности говорящего [Рамишвили, 1981; Пашина, Морозов, 1990], психологического контроля эмоциональных состояний человека-опе­ратора, работающего в стрессовых усло­виях [Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978].

Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным ас­пектом является изучение невербальной коммуникации как основы художествен­ного творчества[Эйзенштейн, 1980; Ми­халкович, 1986], в частности, в области музыкального искусства [Морозов, 1977, 1988, 1994; и др.]. Если слово адресуется к сознанию человека, его рационально-логической сфере, то невербальная инфор­мация, доминирующая в большинстве видов искусства, — к эмоционально-образ­ной сфере человека и его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеж­дающая сила искусства, которое как спе­цифическая форма невербальной комму­никации является могущественным средст­вом не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического форми­рования личности, эффективной агитации любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воз­действия на психику может быть употреб­лено как во благо, так и во зло, в зави­симости от намерений автора и исполни­телей.

Таким образом, невербальная комму­никация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и приклад­ных наук.

Классификация видов невербальной
коммуникации -...,*
, !

Существуют разные подходы к класси­фикации видов НК. На рис. 3.37 представ­лена наиболее полная классификация, по­строенная по принципу максимального приближения к природной сущности НК,



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


ОБЩАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ

 


СЛУХОВАЯ       ЗРИТЕЛЬНАЯ   КОЖНО-ТАКТИЛЬНАЯ       ХЕМОРЕЦЕПЦИЯ: ОБОНЯНИЕ, ВКУС   ТЕПЛОРЕЦЕПЦИЯ: ЧУВСТВО ТЕПЛА, ХОЛОДА  
k              
ЖЕСТ, МИМИКА, ПОЗА, ДВИЖЕНИЕ И ДР.  
                 


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ

 


БИОФИЗИЧЕСКАЯ

-> пол, возраст, рост, вес

 


> национальность(акцент)

СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ

ранг — иерархия

 


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

»•[ воля, характер, темперамент, самооценка и др. |


У   <Г^   расстояние   ^   удаление  
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ   азимут   приближение  
^-~— ^   движение   движение вокруг и др.  

общее медицинское состояние


 


МЕДИЦИНСКАЯ

логопедическая — заикание, дизартрии

фониатрическая — дисфонии, афонии


 


ФИЗИЧЕСКИЕ ПОМЕХИ

физические нарушения артикуляции — напряжение, давление, ускорение

акустические помехи — реверберация

электроакустические искажения в тракте


Рис. 3.37.Классификация основных видов невербальной информации и примеры их разновидностей



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


т. е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невер­бальной информации (эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личност­ную, биофизическую, социально-типоло­гическую, пространственную, психоло­гическую, медицинскую, о физических помехах), их разновидности и общую иерархическую структуру НК в системе речевого общения.

3.9.2. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью

Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает особенностями, принципиально отличающими ее от вер­бальной лингвистической коммуникации. Это:

1) полисенсорная природа НК, т. е. реа­лизация ее одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);

2) эволюционно-историческая древ­ность по сравнению с вербальной речью;

3) независимость от семантики речи (слова могут говорить одно, а информа­ция голоса — другое);

4) значительная непроизвольность и подсознательность;

5) независимость от языковых барье­ров;

6) особенности акустических средств кодирования;

7) особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).

Полисенсорная природа невербальной коммуникации

Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла—холода).

В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего,


т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. п.). Через зрительный анали­затор передаются сопровождающие речь особенности кинесики [Birdwhistell, 1970], т.е мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего.

Кожно-тактильное чувство(осязание) имеет большое значение при дефиците зрительного восприятия: ориентации в темноте и особенно при отсутствии зрения у слепых. В последнем случае возможна информационная связь со слепым с по­мощью дактилографии — восприятие бук­венных и других знаков, выполненных в осязаемой форме (например, выпуклые контуры), считываемых поверхностью ладони или пальцами [Ярмоленко, 1961]. К кожной рецепции принадлежит и теп­ловое чувство (терморецепция), имеющее существенное значение при ориентации в окружающем мире. Жизненно важное зна­чение терморецепции состоит, в частности, в том, что она предупреждает организм о разрушительных для него воздействиях жары или холода.

Хеморецепция,представленная такими анализаторами, как обоняние и вкус, также весьма значительный канал НК. Помимо обыденных запахов, распространяемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т. п., существуют запахи, создаваемые специ­фическими для мужчин и женщин вещест­вами — феромонами. В обонятельной сис­теме человека обнаружен парный рецеп-торный феромоназальный орган (ФНО), реагирующий на ничтожные концентра­ции феромонов. Феромоны, выраженные у людей в различные возрастные периоды и в разных психологических состояниях, оказывают сильное (причем подсознатель­ное) влияние на формирование симпатий и антипатий противоположного пола (т. е. половой привлекательности) и, следова­тельно, играют важнейшую роль в качестве невербального межполового средства воз­действия. На этом основании некоторые ученые причисляют ФНО к третьему по важности органу чувств человека после слуха и зрения [Шустер, 1996].

Таким образом, полисенсорная при­рода НК обеспечивает возможность вос­приятия человеком практически всех


з. познание и общем;


 


 


биологически и социально значимых ви­дов информации внешнего мира. Важно отметить, что в процессе непосредствен­ного речевого общения происходит взаи­модействие всех видов НИ, передаваемой по разным сенсорным каналам, а также с собственно речевой вербальной информа­цией. Этим обеспечивается высокая на­дежность адекватного восприятия и взаи­мопонимания людей в процессе общения.

Эволюционно-историческая древность НК

Многие теории происхождения языка рассматривают невербальную коммуника­цию как исторически древнюю основу возникновения современной речи [Рубин­штейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989]. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) также является свидетельством эволюционной древности НК: в онтоге­незе НК предшествует вербальной комму­никации. Ребенок рождается с уже гото­выми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-годовалому возрасту. Наконец, на­рушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, нар­коз), приводят прежде всего к потере вер­бальной речи, а затем к нарушению не­вербальной коммуникации как базирую­щейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям. • ,•

Независимость НК от семантики речи

Канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной не­зависимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адек­ватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состоя­ния, пола, возраста и т. п.); б) в диверген­ции между семантикой слова и значением невербальной информации (например,


радушные слова, произнесенные холод­ным тоном). Физиологической основе? независимости невербальной функции речи от вербальной является функциональ­ная асимметрияголовного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антропологом П. Брока, а также в 1874 г. К. Вернике блестяще продолженные в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем ряд со­временных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли пра­вого полушария в переработке невербаль­ной информации (см. обзоры: [Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969]).

Существуют разные методы, подтверж­дающие реальность функциональной асимметрии мозга: а) фармакологический метод — введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским пока­заниям, например, снятие болей) анесте­зирующего вещества, что приводит к тор­можению функций соответствующего полушария (проба Вада); б) электрофизио­логический метод — воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (по медицинским показаниям, на­пример, как способ лечения психических заболеваний); в) клинический метод на­блюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга: г) психоакустические методы — сравни­тельные исследования особенностей вос­приятия человеком вербальной или невер­бальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихоти-ческом восприятии [Морозов и др., 1988]. В последнем случае показано, что вербаль­ная информация по критерию запомина­ния слов лучше воспринимается правым ухом (так как в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей), а невербальная информация по критерию узнавания эмоциональной ин­тонации лучше воспринимается левым ухом (так как в этом случае адресуется к правому полушарию мозга).



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


Значительная непроизвольность и подсознательность НК

Значительная непроизвольность и в определенной мере подсознательность НК восприятия и формирования экстралинг­вистической информации является также ее существенной особенностью по срав­нению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприя­тием смысла слов. Интонационно-тембровый ••аккомпанемент» звуковой речи остается как бы на втором плане нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют наиболее древнее эволю­ционное происхождение и более глубоко расположенные области мозгового пред­ставительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии коры голов­ного мозга мощнейший центр регули­рования эмоционального поведения на­ходится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истин­ные намерения и мнения говорящего, про-~иворечащие его словам.


готовится преступление, и даже знал ка­кое. Это было понятно из того, что слы­шалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается осо­бая способность именно музыканта и дирижера Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это несомненно так, но предметно-образным эмоциональным слу­хом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музы­канты, но и все люди, правда, в сущест­венно разной степени.

Научные психологические исследова­ния подтверждают межъязыковую универ­сальность невербальной коммуникации. Исследователи показывали фотографии людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева и страха пред­ставителям разных языковых культур и просили их определить характер этих эмо­ций. В результате были получены высокие проценты адекватного восприятия данных эмоций, несмотря на значительные разли­чия между языковыми культурами опро­шенных [Блум и др., 1988].


Независимость НК ".'•.'••'".'• ;, зт языковых барьеров

Всеобщая, независящая от языковых барьеров понятность, т. е. универсальность невербального экстралингвистического кода, позволяет людям объясняться и по-

-шмать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приво­дит чешский писатель К. Чапек в рассказе

-Дирижер Калина». Человек оказывается ло воле судьбы в чужой стране и, не зная

-.зыка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух тюдей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что Контрабас склонял Кларнет к чему-то преступному. Я знал, что Кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел Контра­бас. Я все это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что


Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации

Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются: а) тембрголоса, физическим эквивалентом которого является спектрзвука, т. е. графическое отображение час­тотного (обертонового) состава голоса; б) мелодика речи(изменение высоты го­лоса во времени); в) энергетические харак­теристики(сила голоса и ее изменение);

г) темпоритмическиеособенности речи;

д) атипичные индивидуальные особенностипроизношения (смех, покашливание, заи­кание и т. п.).

Носителем вербальной фонетической информации является спектр сложного речевого звука, точнее — динамика фор-мантной структуры спектра во времени



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


[Фант, 1964]. При этом для речи высота голоса, т. е. частота основного тона, прак­тически не имеет значения1, поскольку всякую речевую информацию можно пе­редать голосом любой частоты в пределах звуковысотного диапазона говорящего. Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т. е. динамика частоты основного тона). Указанная особенность невербальной, в частности эмоциональной, информации позволяет моделировать ее средствами ин­струментальной музыки, голосом певца, поющего одну лишь мелодию на одной гласной (вокализ), и даже частотно-моду­лированным чистым тоном (свистом). Музыкальные категории — минор и ма­жор — следствие этой закономерности.

Высота голосаи ее измерения во вре­мени — носитель не только эмоциональ­ной, но и других видов невербальной ин­формации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. Биофизичес­кой основой этого является, в частности, обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и мощности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса выше примерно на октаву. Этой же зако­номерностью определяются индивидуаль­ные различия в высоте голоса разных лю­дей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса по сравнению с низкорос­лыми и худыми людьми. Указанные зако­номерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высо­той голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом — с другой.

Наряду с этим установлено, что важ­нейшим средством психоакустического кодирования невербальной информации является спектр звука, определяющий тембр голоса. Интегральный спектр голоса

'Следует заметить, что мелодика речи, будучи важнейшим компонентом интонации (последняяя реализуется также с участием ударения и темпорит-мических характеристк речи), играет немаловажную роль в передаче и смысловых характеристик выска­зывания (вопрос, утверждение, завершенность, не­завершенность) [Зиндер, 1979].


и речи с разным эмоциональным содер­жанием существенно различается особенно в высокочастотных областях спектра. Так. для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличении: звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высо­ких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». Радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область, в результате чего человек говорит как бы «на улыбке».

При распознавании знакомых и незна­комых людей по звуку их голоса (индиви­дуально-личностная невербальная инфор­мация) испытуемые указывают, что они ориентируются на свойственное разным людям различие в тембрах (т. е. в спект­рах) голосов наряду с интонационными и другими особенностями их речи [Пашина. Морозов, 1990]. Сила голоса, в особен­ности динамика ее изменений во време­ни, — важное акустическое средство ко­дирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева — увеличенная сила голоса и т. п.

Наконец, существенная роль в кодиро­вании невербальной информации принад­лежит темпоритмическим характеристи­кам речи. Одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей народным артис­том СССР О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела сред­ний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45. Анало­гичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокаль­ной речи.

При исследовании людей разных воз­растных групп (биофизическая информа­ция) оказалось, что их средние статистиче­ские характеристики темпа речи сущест­венно различаются: в группе молодых лю­дей (17—25 лет) — 3,52 слога в секунду, в группе среднего возраста (38—45 лет) — 3,44, в группе старшего возраста (50-64 года) — 2,85, в группе старческого воз­раста (75-82 года) — 2,25 слога в секунду. Это вызвано тем, что с возрастом замед­ляется активность артикуляционного про­цесса.



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 



РАДОСТЬ

Иллюстрацией важности ритмической организации речи в передаче эстетичес­кой информации может служить ритм стиха. Стихотворный ритм, как известно, отли­чается от ритма прозы своей упорядочен­ностью, т. е. равномерным чередованием ударных или безударных слогов (ямб, хо­рей, дактиль, амфибрахий и др.), а также одинаковым числом слогов в строке. Таким образом, помимо поэтического изящества мысли (метафоричность, ли­ричность и др.), что достигается вербаль­ными средствами, стихотворный жанр характеризуется и невербальными особен­ностями — упорядоченной ритмической организацией и рифмой, что достигается фонетическими средствами, т. е. извест­ным подбором благозвучных (сходных по звучанию) фонемных окончаний послед­них слов в стихотворных строках.

Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств.Иными словами, любой вид не­вербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустичес­ким средством, а одновременно несколь­кими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т. е. спектра) голоса, но и в харак­терных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических показа­телях речевой фразы (рис. 3.38).

Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими измене­ниями общего физиологического состоя­ния человека при разных эмоциях, напри­мер усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или нервно-психологической подавленностью и мы­шечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи.

Таким образом, различные психофизи­ческие характеристики человека (пол, воз­раст, рост, вес, эмоциональное состояние и др.), его психологические свойства за­кономерно отражаются в акустических особенностях речи и голоса, а это в свою очередь является объективной основой для адекватного субъективного восприятия говорящего слушателем.


 

ди - тя мо - е..

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Спи, ди - тя мо - е..



ГНЕВ

Спи,

Спи,
страх

ди - тя мо - е..

Спи, ди-тя мое..

Рис. 3.38.Осциллограммы голоса (графическое

изображение динамики звука во времени)

показывают, что каждая эмоциональная интонация

выражается особыми, характерными для нее

акустическими средствами

Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации

В предыдущем разделе показано, что акустические свойства (носители) вербаль­ной и невербальной информации сущест­венно различны. Значительно различаются и психофизиологические механизмы мозга, обеспечивающие декодирование (т. е. вы­деление из акустического сигнала) вер­бальной и невербальной информации речи.

Сложность проблемы состоит в том, что такая важнейшая акустическая характери-



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


стика речи, как спектр, является носите­лем одновременно как вербальной (фоне­тической), так и невербальной (тембр го­лоса) информации. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипо­теза, что данное разделение возможно бла­годаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки рече­вой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полу­шарию мозга [Галунов и др., 1985; Моро­зов и др., 1988]. Первый механизм харак­теризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучаю­щийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это свойст­венно левому полушарию мозга. Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттер­нов), например слов, и сравнении их с хра­нящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмичес­ких и других характеристик речи (право-полушарный принцип обработки речевой информации).

Эту гипотезу подтверждают проведен­ные разными авторами исследования, в частности опыты по восприятию чело-


веком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной экстралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во вре­мени звучания.

Модель двухканальной структуры речевой коммуникации

Согласно получившей широкое рас­пространение схеме К. Шеннона [1983] (рис. 3.39,А), любая система коммуника­ции, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации,в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту инфор­мацию; 2) сигнала,несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акусти­ческих особенностей речи и голоса); 3) приемника,обладающего свойством де­кодировать указанную информацию, в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя).

Приведенная схема Шеннона представ­ляет систему коммуникации как однока-нальную (рис. 3.39,А). Однако, имея в виду


Рис. 3.39.Традиционная схема коммуникации (А), представленная одним каналом [Шеннон, 1983], и схема речевого общения (Б), подчеркивающая его двухканальную природу [Морозов, 1989]

ШУМ

 


©

ИСТОЧНИК РЕЧИ

ПРИЕМНИК (СЛУШАТЕЛЬ)

1 1 1 1 1 1 1   Левый мозг           —>   Лингвистическая информация               Левый  
                    >   мозг  
>   i г   h   ^   t       >   i г      
Правый мозг   Экстралингвистическая информация   Правый  
                    — >   мозг  
           
                               

Шум

Шум

Шум

 


 


Система обратных связей

 



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


сложную вербально-невербальную приро­ду системы речевой коммуникации и ряд вышеприведенных принципиальных отли­чий невербальной коммуникации от соб­ственно речевой — вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную(разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т. е. как состоя­щую из вербального,собственно речевого лингвистического, и невербальногоэкстра­лингвистического каналов (рис. 3.39,Б) [Морозов, 1989].

Рассмотренная выше (см. с. 308) роль функциональной асимметрии мозга чело­века в переработке вербальной и невер­бальной информации проявляется как в процессах восприятия речи и других зву­ков (у слушателей), так и в механизмах ее формирования (порождения) у говоря­щего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находит отражение в тео­ретической модели (см. рис. 3.39,Б) в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене сис­темы коммуникации (акустический сиг­нал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Таким об­разом, вербальный (собственно лингвис­тический) и невербальный (экстралинг­вистический) каналы оказываются обособ­ленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Вместе с тем между вербальным и не­вербальным каналами наблюдается тес­нейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Две категории обратных связей на схеме обозначают: ОС-1 — сис­тему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи и ОС-2 — контроля говорящим ре­зультатов воздействия его речи на слуша­теля.

В рамках невербального канала, функ­ционирующего в системе речевого обще­ния, слушателю передается акустическим яугем до десяти основных категорий ин­формации о говорящем вне зависимости от того, что произносит человек (см. рис. 3.39).


3.9.3. Виды невербальной информации и особенности их восприятия

В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особен­ностями звукопроизношения, т. е. средст­вами фонации:1) эмоциональную, 2) эсте­тическую, 3) индивидуально-личностную, 4) биофизическую, 5) социально-группо­вую, 6) психологическую, 7) пространст­венную, 8) медицинскую, 9) информацию о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Эти виды НИ могут быть переданы и средствами кине-сики с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из перечисленных девяти видов НИ можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчи­тать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответст­вующим числом словесных определений и характеристик. Рассмотрим кратко виды НИ, передаваемые особенностями звуко­произношения, т. е. средствами фонации.

Эмоциональная информация

С.Л. Рубинштейн писал: «Для подлин­ного понимания не только текста речи, но и говорящего, не только абстрактного «словарного» значения его слов, но и того смысла, который они приобретают в речи данного человека в данной ситуации, очень существенно понимание эмоцио­нально-выразительного подтекста, а не только текста» [Рубинштейн, 1976].

Следует различать направленностьэмо­циональной экспрессивности говорящего:

а) на партнера (партнеров) по общению;

б) на предмет разговора; в) на самого себя, что предполагает совершенно различный психологический характер воздействия выражаемой эмоции на коммуниканта и его реакцию. Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выражен­ности эмоции в голосе и ее вида. Иссле­дования показали большую надежность адекватного восприятия таких эмоций, как



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


гнев и страх, по сравнению с эмоцией радости. С эволюционно-исторической точки зрения это можно объяснить большей социально-биологической значимостью эмоций гнева и страха (как сигналов уг­розы и опасности) по сравнению с эмо­цией радости (как сигнала комфорта и удовольствия). С акустической точки зре­ния эмоции гнева и страха закодированы более выразительными и надежными сред­ствами, чем эмоция радости [Морозов, 1977]. Существенно различны индивиду­альные способности людей к восприятию эмоциональной информации.

Эмоциональный слух

Для характеристики эмоциональной импрессивности, т. е. способности человека к адекватному восприятию эмоциональной информации, предложено понятие эмоцио­нальный слух[Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994]. Если фонетический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, эмоциональный слух (ЭС) — это способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусст­ве ЭС — это способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков.

В теоретическом плане ЭС определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализи­рованная к адекватной оценке эмоцио­нальной информации в звуковой форме.

В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (зона Вернике), центр эмоцио­нального слуха находится в правой височной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать зна­комые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи.

Тест на эмоциональный слух.Для оценки индивидуальных и типологических раз­личий людей по степени развитости ЭС разработаны специальные психоакусти-


ческие тесты, представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фраг­ментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов [Морозов, 1977, 1985, 1993, 1994]. Процедура иссле­дования позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способ­ность любого человека к адекватному вос­приятию эмоциональной интонации (речи, пения, музыки) и количественно оценить ее в баллах, точнее — в процентах правильной идентификации всех прослу­шанных индивидом эмоционально окра­шенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подобных невербальных тестов над вербальными тестами-опросни­ками, доминирующими в психологической науке, состоит в том, что с их помощью можно получить более адекватные оценки способностей и свойств обследуемых людей, в частности эмоционально-эстети­ческого восприятия.

Среднестатистический нормальный индивид обладает эмоциональным слухом в 60—70 баллов (так подобраны тесты). Но встречаются люди с эмоциональным слухом всего лишь на 10—20 баллов, что можно характеризовать как «эмоциональ­ную тугоухость» или даже «глухоту», об­наруженную, в частности, у детей, воспи­тывающихся без родителей в детском доме [Пашина, 1991], улиц, страдающих алко­голизмом и наркоманией [Серебрякова, 1995]. Встречаются обладатели сверхвысо­кого эмоционального слуха (до 90—95 бал­лов) среди музыкантов, дирижеров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета [Фе­тисова, 1991]. Дети 1-2-го классов обще­образовательной школы имеют эмоцио­нальный слух от 26 до 73%, в среднем 45— 60 баллов.

Исследования показали статистически надежную корреляцию ЭС с такой психо­логической характеристикой, как эмпатия(тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость результатов тес­тирования аналогичных возрастных и про­фессиональных групп людей, что сви­детельствует о валидности и прогностич-ности теста на ЭС.



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


Эстетическая информация

Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценоч­ный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — гру­бый, чистый — хриплый и т. п. Важней­шие особенности эстетической информа­ции — образность и метафоричность; эстетические характеристики голоса как акустического явления не ограничиваются чисто акустическими определениями (звонкий — глухой, высокий — низкий), но заимствуются из области других сен­сорных ощущений, например зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый - холодный) или мышечных (лег­кий — тяжелый) и даже вкусовых (голос бывает сладкий, сочный, кислый, с горечью) и т. п., а также дают представление о фи­зиологических особенностях образования звука в голосовом аппарате человека (груд­ной, горловой, носовой, напряженный, свободный, вялый), состоянии здоровья (болезненный), утомлении (усталый) и т. п. К тому же слушатели способны наделить голос даже нравственными категориями, например назвать звук «благородным». Это относится, скорее, к человеку — облада­телю голоса, но такая категория — «бла­городный» звук — бытует и у инструмен­талистов, например скрипачей, пианистов, трубачей и др.

Эстетическая информация принадле­жит к числу наименее исследованных, но несомненно значимых психологических характеристик человека. С лингвистичес­кой точки зрения не важно, каким темб­ром голоса произнесена та или иная фраза. Однако ее психологическое воздействие существенно зависит от эстетических ха­рактеристик голоса. Это определяется сформированными у людей стереотипами психологического восприятия говорящего: слушатели склонны приписывать наиболь­шие достоинства людям с эстетически со­вершенной по звучанию речью (приятный тембр, интонации и т. п.) по сравнению с эстетически несовершенной речью. Спе­циально проведенные сравнительные экспериментальные исследования магни­тофонных записей речи группы драмати-


ческих артистов, обладающих эстетически совершенными речевыми качествами, и группы бизнесменов, речь которых была оценена эстетически более низкими бал­лами, показали, что слушатели статис­тически достоверно приписывают обла­дателям красивой речи не только более интеллектуально-эстетические и психо­логические качества (симпатичность, ин­теллигентность, образованность, добро­желательность, великодушие, чувство собст­венного достоинства), но и наиболее вы­сокие деловые и партнерские качества (компетентность, надежность, инициатив­ность, энергичность, уверенность, заинте­ресованность), лучшее состояние здоровья [Морозов, 1995].

Приведенные результаты находят под­тверждение в исследованиях американских и немецких психологов, показавших, что люди склонны наделять достоинствами внешне наиболее красивых и симпатичных людей по сравнению с менее красивыми [Красота и успех, 1995].

Эмоционально-эстетическая информация как категория искусства

Эстетическая информация, близкая по своей природе к эмоциональной и потому нередко объединяемая термином эмоцио­нально-эстетическая,играет особую роль в различных видах искусства: изобрази­тельного (живопись, скульптура и др.), сценического (драматическое, вокальное, музыкальное, инструментальное). Так, например, в вокальном искусстве различ­ные типы певческих голосов (бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано, контральто) являются эстетическими категориями с определенными звуковысотными и темб­ровыми характеристиками, позволяющими создавать конкретные сценические образы музыкально-художественных произведе­ний, характеризующихся яркой индивиду­альностью. По критериям эмоционально-эстетической информации различаются также разные жанры и виды вокально-музыкального искусства (академическое, оперно-концертное, эстрадное, церковное, хоровое, сольное, ансамблевое пение и т. п.).



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


Вокальное искусствопринадлежит к числу комплексных, синтетических видов, поскольку эмоционально-эстетическое воздействие осуществляется как вербаль­ными средствами — словом, так и невер­бальными, т. е. необычным акустическим строением певческого голоса, о чем писал еще Р. Вудвортс [1950] и свидетельствуют современные исследования [Морозов, 1977; Morozov, 1996]: а) увеличением дли­тельности гласных; б) большим диапазо­ном изменения силы (более 30 дБ) и вы­соты голоса (до двух октав и более); г) действием вибрато (амплитудно-частотных модуляций голоса с периодич­ностью 5—7 Гц); д) певческим тембром, характеризующимся повышенной звон­костью и полетностью, что определяется наличием в спектре певческого голоса так называемой высокой певческой форманты (т. е. значительно усиленные обертоны 2500—3000 Гц, расположенные в зоне максимальной чувствительности слуха); е) особым использованием фонетических средств эмоционально-эстетического воз­действия [Морозов, 1977].

В последнее время обнаружено, что такие эмоционально-эстетические катего­рии, как минор и мажор, реализуются в вокальном искусстве специфическим перераспределением частотного располо­жения обертонов голоса [Морозов, Кузне­цов, 1994]. Указанное явление, получив­шее название «феномен квазигармо­ничности», лежит в основе и эмоцио­нальной выразительности голоса (как в пении, так и в речи); выражение гнева, а также страха характеризуется зна­чительным нарушением гармоничности обертонов (до 5-9 %) по сравнению с дру­гими эмоциями и нейтральным звучанием.

Роль средств массовой коммуникации.Эмоционально-эстетические характерис­тики речи особенно необходимы для лиц речевых профессий (дикторы радио, ТВ, лекторы, пропагандисты, педагоги, поли­тики, общественные деятели и т. п.). Мно­гомиллионная аудитория радио и ТВ не только дает свою критическую оценку выступающим (по эстетическому, психо­логическому воздействию их речи), но и формирует под их воздействием эстетичес­кие свойства собственной речи. Средства


массовой коммуникации — радио, ТВ — всегда были образцом, эталоном высокой эстетической культуры речи. Достаточно вспомнить хотя бы голоса наших выдаю­щихся дикторов Ю. Левитана, О. Высоц­кой и других мастеров дикторской речи. Сегодня, к сожалению, мы становимся свидетелями резкого снижения эстетичес­ких свойств речи выступающих по радио и ТВ: высокопрофессиональных дикторов сменили журналисты, часто не имеющие никакой дикторской подготовки, порой со множеством речевых недостатков тембра голоса, орфоэпии, интонации и т. п. Факт, достойный сожаления, поскольку воспи­тательная сила радио и ТВ огромна; вуль­гарная манера публичного речевого пове­дения предлагается как норма, эстетичес­кий эталон высококультурной русской речи предан забвению. По мнению ряда авторитетных специалистов по дикторской речи, в частности И.Е. Прудовского, мно­гих лингвистов, фонетиков, психологов, искусствоведов, необходимо принять серь­езные меры к возрождению культуры ре­чевого поведения и прежде всего — про­фессиональной речи на радио и ТВ.

Индивидуально-личностная информация

Индивидуально-личностная информа­ция, позволяющая узнавать знакомых по голосу (например, по телефону, за вход­ной дверью и т. п.), принадлежит к числу наиболее специфичных характеристик каждого человека. В этом отношении она сопоставима с дактилоскопическими узо­рами на отпечатках пальцев и внешним видом человека. Встречающееся иногда сходство голосов, вызванное, например, семейной мимикрией или искусным звуко­подражанием, тем не менее при детальном анализе на слух опытных экспертов-ауди- • торов и особенно с помощью современ­ных акустических методов (фоноскопия) выявляет ряд существенных различий. Высокая индивидуальная специфичность и практическая неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное сходство в банковском деле как средство верификации личностии автома­тического обеспечения строго индивиду-


31?

3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


ального доступа к сейфу его владельца, а также в криминалистике для опознания правонарушителей и т. п.

Высокая специфичность индивидуально-личностной информации речи опреде­ляется присущими каждому человеку осо­бенностями тембра голоса, его высоты, интонационных модуляций речи, темпо-ритмических характеристик, а также ати­пичных речевых проявлений: покашлива­ние, смех, особенности фонетики, нару­шения речеобразования, заикание, карта­вость, дизартрии и т. п. По данным В.И. Воячека, в старой Италии в паспорте человека наряду с другими его отличитель­ными чертами отмечались свойства голоса. Звуковысотные и тембральные особен­ности голоса человека обусловлены непо­вторимыми индивидуальными различиями в строении гортани, голосовых связок (складок — по современной терминологии), их длины, толщины, жесткости, а также объема и формы резонаторных полостей, влияющих на тембр. Весьма существенное влияние на голос оказывают индивидуаль­ные психофизиологические особенности личности: тип нервной системы, темпера­мент, пол, возраст и др.

Экспериментальные исследования по­казывают высокую степень надежности распознавания людей на основе индиви­дуально-личностной информации голоса: до 98 % и более на выборке в несколько десятков магнитофонных записей знако­мых и незнакомых голосов (речевые фразы длительностью 3-5 с) при наличии типич­ного комнатного шума. Высокая надеж­ность опознавания знакомых голосов со­храняется и при их инвертированном во времени звучании [Пашина, Морозов, 1990], что свидетельствует о большой по­мехоустойчивости данного вида невербаль­ной информации.

Биофизическая информация

Биофизическая информация, характе­ризующая половые, возрастные различия людей, а также их рост и вес, в опреде­ленной мере отражает и индивидуально-личностные особенности. Ее основное отличие от индивидуально-личностной


информации: она характеризует принад­лежность человека к определенной кате­гории по биофизическим критериям (пол, возраст, рост, вес), т. е. несет не сугубо индивидуальные, а типологические, груп­повые (среднестатистические) черты ука­занных категорий людей. По этому крите­рию данный вид информации может быть причислен к социально-групповой катего­рии, поскольку по крайней мере половые и возрастные группы можно рассматривать и как социальные категории. Специфич­ность биофизической информации в том, что она связана в основном с биологичес­кими, физическими (анатомическими) свойствами людей (пол, возраст, рост, вес) и определяется ими.

Надежность определения биофизичес­ких характеристик говорящего по его го­лосу достаточно высока и составляет: для пола — 98,4%, возраста - 82,4% (7,4 ±2,9 года), роста — 96,7% (5,6 ±2,6 см), веса — 87,2% (8,6 ±3,1 кг) [Морозов, 1993]. Точ­ность определения указанных характе­ристик существенно зависит от возраста слушателей, которые лучше всего опреде­ляют возраст говорящих, близкий к собст­венному. При этом молодые слушатели (17—25 лет) склонны занижать годы тех, кто старше их по возрасту, и тем больше, чем возрастная разница «говорящий — слушатель» больше. Дети допускают су­щественно (в 1,5-2 раза) большие ошибки в определении биофизических характерис­тик говорящих. Таким образом, адекват­ность восприятия биофизической инфор­мации речи определяется социальным опытом аудиторов.

Медицинская информация

Медицинская информация отражает
состояние здоровья говорящего и харак­
теризуется известными терминами (голос
«больной», «болезненный» и т. п.). Они
указывают как на специфические виды
заболеваний, связанные с нарушением
работы голосового аппарата и органов ар­
тикуляции, так и на общее болезненное
состояние организма. В этой связи можно
выделить три основных подвида медицин­
ской информации. •,


I

1. Фониатрическая информацияхарак­теризует состояние голосового аппарата по формированию гласных звуков, т. е. нару­шение голоса. Например, при различного рода простудных заболеваниях (острый ларингит) голос приобретает сиплый ха­рактер (дисфония) или вообще пропадает (афония) ввиду несмыкания голосовых связок. Острый ринит приводит к харак­терной при насморке гнусавости тембра. Фониатрическая информация является важным диагностическим показателем степени выраженности заболевания голоса профессионалов (певцы, актеры) и ис­пользуется врачами-фониатрами в кли­нической практике (фоническое прослу­шивание). Применение современной ап­паратуры позволяет объективизировать этот вид диагностики, придав ему коли­чественные критерии (изменение наруше­ний силы голоса, тембра по спектральным характеристикам и т. п.). Весьма распро­страненным заболеванием этого вида у профессионалов (певцы, актеры) является фоноастения,характеризующаяся слабостью голоса, уменьшением звуковысотного и динамического диапазонов и др. В отличие от острых воспалительных заболеваний при фоноастении отсутствуют видимые ее проявления в лорорганах, что заставляет искать причины в переутомлении цент­рально-нервных механизмов регулирова­ния голосового аппарата.

2. Логопедическая информацияхаракте­ризует степень нарушения артикуляторных процессов речеобразования. Они в свою очередь подразделяются на виды, связан­ные с периферическими нарушениями артикуляции (дизартрии, косноязычие, картавость и др.) и с центральными нару­шениями, например заиканием, которому особенно подвержены дети и многие взрослые (до 5-8 % населения). Последний вид недуга является крайне неприятным ввиду состояния психологического угне­тения больного, у которого еще с детства (из-за постоянных насмешек товарищей) может сформироваться комплекс неполно­ценности. По этой причине, а также вслед­ствие неясности психофизиологических механизмов заикания и неэффективности терапии данное нарушение речи относится


3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ

к серьезным социально-психологическим и медицинским проблемам.

3. Информация об общем медицинском состояниисвязана с источником заболева­ния не напрямую (как Фониатрическая и логопедическая информация), а опосредо­ванно, главным образом через психику больного в результате понижения его об­щего тонуса, угнетенности психического состояния, озабоченности исходом болезни и т. п., а в определенной мере и наруше­ния физического состояния (затрудненное дыхание и др.). Все три вида медицинской информации в той или иной степени свя­заны со спецификой заболевания и ис­пользуются опытными клиницистами в диагностических целях.

Информация о помехах

Информация о помехах, сопровожда­ющих процесс речи, также может быть немаловажной для слушателя. Помехи бывают разного происхождения. Так, на­пример, электроакустические шумы в те­лефонном тракте, никак не связанные с личностью говорящего, являются индиф­ферентной помехой. Шумы же в помеще­нии, откуда ведется телефонный разговор, могут нести уже определенную информа­цию о говорящем, свидетельствуя о его взаимодействии с другими людьми, место­нахождении, например, на вечеринке (гул голосов, музыка) или на улице (шумы транспорта) и т. п. Этот вид информации может иметь особое значение в кримина­листике для выяснения обстоятельств дела, связанных с личностью данного человека, и т. п.

Пространственная информация

Пространственная информация — это информация о пространственном распо­ложении говорящего по отношению к слу­шателю: азимут (справа, слева, спереди, сзади), расстояние, движение (удаление, приближение, передвижение вокруг слу­шателя и т. п.). В основе пространствен­ного восприятия лежит бинауральный механизм слуха,т. е. восприятие двумя



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


ушами. Установлено, что смещение источ­ника звука в сторону фронтального центра восприятия, например вправо, приводит к запаздыванию прихода звуковой волны в левое ухо по сравнению с правым (эффект предшествования). Величина запазды­вания определяется разностью расстояний от источника звука до правого и левого уха, деленной на скорость звука в воздухе (340 м/с). В случае максимальной раз­ности (для говорящего сбоку слушателя) запаздывание приблизительно определя­ется разностью расстояний между ушами, т. е. около 21 см, и составляет около 0,6 мс. При небольших смещениях источника звука, близких к фронтальному располо­жению, запаздывание может составить около 0,04 мс (минимально ощутимая раз­ность во времени). Этого опаздывания достаточно, чтобы человек идентифициро­вал источник звука либо немного справа, либо слева. Другим фактором является экранирующее действие головы, в резуль­тате чего звук к дальнему уху приходит не только с запаздыванием, но и ослаблен­ный по интенсивности. Порог пространст­венной идентификации источника звука для слуха человека составляет всего 2,5-3,0°. Простейший опыт позволяет убедиться в справедливости временной теории прост­ранственной локализации звука: если у обычного врачебного фонендоскопа удли­нять или укорачивать одну из ветвей, т. е. трубок, ведущих к ушам, то субъективный звуковой образ будет смещаться в сторону, противоположную удлиненной ветви, или наоборот — в сторону укороченной трубки (опыт Урбанчича).

Важным психологическим свойством пространственного восприятия говорящего слушателем является так называемый «эффект вечеринки» (coctail party effect). Точнее — «эффект направленного внима­ния», или «эффект пространственной пси­хологической избирательности». Он состоит в том, что при наличии многих говорящих вокруг слушателя человек способен созна­тельно направлять свое внимание на инте­ресующего его собеседника, избирательно улучшать восприятие его речи при одно­временном подавлении (игнорировании) речи других говорящих людей. Специаль­ные опыты показали, что данный эффект


избирательного пространственного вос­приятия (т. е. обострение слуха) составляет свыше 10 дБ [Альтман, 1977]. Эффект на­правленного внимания может улучшить восприятие речи до 10-15% (по критерию разборчивости). Весьма важно, что данный психологический эффект направленного внимания проявляется не только при бинауральном пространственном восприя­тии, но в определенной мере и при вос­приятии монофонических магнитофонных записей, например одновременно зву­чащих голосов, и не только в условиях бинаурального (т. е. в свободном звуковом поле), но и моноурального прослушива­ния, как, например, при телефонном раз­говоре.

Социально-типологическая информация

Социально-типологическая информация характеризует, в частности, национальностьговорящего, что отражается в акценте, т. е. особенностях произношения фонетичес­ких элементов чужой речи в манере (фо­нетическом укладе), характерной для род­ного языка говорящего и обусловленной национально-историческими традициями языковой культуры [Зиндер, 1979]. Акцент может быть результатом отсутствия в род­ной речи ряда фонем и аллофонов, кото­рые говорящий заменяет близкими, но далеко не тождественными на слух носи­телей данного языка фонетическими эле­ментами своей речи.

Национальная специфика родного языка человека, говорящего на другом языке, проявляются также в интонацииречи, т. е. характерных для каждого языка особен­ностях распределения мелодических и ударных элементов речевых фраз. Инто­нация и фонетический уклад (база) чужого языка наиболее трудно усваиваются ино­язычными, даже при овладении ими сло­варным запасом, грамматикой и синтак­сисом иностранного языка. Поэтому акцент и интонация используются в криминалис­тике для опознания национальности гово­рящего. Не менее важную социально-типологическую информацию несет диалектговорящего (местный выговор, местные



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


наречия), свидетельствующий о регио­нальном происхождении носителей одного и того же языка (В.И. Даль) (например, «оканье» в Вологодской области, «аканье» — в Московской, диалектные особенности интонации и т. п.).

В речи человека отражается его соци­ально-иерархический статус (ранг)по от­ношению к слушателю, как, например, в диалоге «начальник — подчиненный», «учитель — ученик», «сильный — слабый», «независимый — зависимый» и т. п. На­чальственный, поучительный, покрови­тельственный, снисходительный, а нередко и раздражительный тон начальника или робкий, зависимый, а то и льстивый, угод­нический, самоуничижительный тон под­чиненного. Степень выраженности такого рода социально-иерархических особеннос­тей речи может определяться как диапа­зоном ранговых различий, так и психоло­гическими характеристиками коммуни­кантов, прежде всего — выраженностью чувства собственного достоинства.