Введение
Краткая характеристика проблемы
Невербальная коммуникация —важнейшее наряду с вербальной речью средство общения и взаимопонимания людей. Б.Ф. Ломов назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», указав на ее недостаточную разработанность в психологии, в том числе и в плане невербальных средств общения [Ломов, 1981, 1984]. В процессе общения реализуются такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности людей, как мышление и речь [Бруш-линский, Поликарпов, 1990; Брушлин-ский, 1996], формирование, актуализация и диагностика способностей [Дружинин, 1996].
Традиционно принято отождествлять речь со словом, т. е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем звуковая речь как средство общения несет слушателю независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету разговора, самому себе и т. п. Таким образом, невербальная коммуникация (НК) осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.
Вместе с тем понятие «невербальная коммуникация» выходит далеко за рамки речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации, например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием
разных органов чувств: зрения, слуха виброрецепции, хеморецепции, кожно-тактиль-ной рецепции и др.), в разного рода неречевых биотехнологических информационных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др. В области зоопсихологии можно говорить о невербальной коммуникации как средстве информационного взаимодействия животных, тем самым подчеркивается эволюционная древность невербальной коммуникации по отношению к вербальной [Горелов, 1985], на что указывал еще Ч. Дарвин.
Как самостоятельное научное направление невербальная коммуникация (известная в зарубежной литературе под термином nonverbal communication) сформировалась сравнительно недавно, в 50-х гг. XX в. [Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988], хотя основы этой науки можно найти и в более ранних работах. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике [Sebeok, 1976], теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый терминами паралинг-вистическая [Колшанский, 1974] кип экстралингвистическая коммуникация [Trager, 1964; Горелов, 1985; и др.].
Специалисты вкладывают различный смысл в термин «паралингвистическая» и «экстралингвистическая» коммуникация. Нет единого взгляда и на модальность информационного экстралингвистического канала (согласно Дж. Трайгеру, это информация, передаваемая только голосом, а по Т. Себеоку — голос плюс кине-сика). Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т. е. выразительных движений: мимики, жестов, пантомимики [Лабунская, 1986; Фейнберг, Асмолов, 1988; LaFrance, Mayo, 1978; Nierenberg, Calero, 1971]. Таким образом, понятие «невербальная коммуникация» можно определить как систему неязыковых (несловесных) форм и средств передачи информации.Настоящая глава посвящена в основном описанию звуковой модальности невербальной коммуникации в системе речевого общения.
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
Значение исследований невербальной коммуникации
Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психологической науки, как теория общения [Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поликарпов, 1990], теория субъекта [Брушлинский, 1996], восприятие и понимание человека человеком [Бодалев, 1982, 1996], психология личности, психология речи [Рубинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Ушакова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1974; Цуканова, 1985], психология индивидуальности [Голубева, 1993; Русалов, 1979], представляется очевидным. Примером важнейшей психологической ролиневербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе «Я рад Вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.
В теоретическом плане соотношения мышления и речиутвердилось представление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о важной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышления [Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горелов, 1985], связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смысле оправдываются, по-видимому, высказывания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить — значит связно читать евангелие чувств» (Избр. философ, произв. 1955. Т. I. С. 238).
Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в системе общения «человек-человек», но и в системах «человек—машина» (т. е. в об-
ласти инженерной психологии),в частности в решении сложнейших научно-технических вопросов автоматического распознавания речи [Ли, 1983; Морозов, 1991], идентификации и верификации личности говорящего [Рамишвили, 1981; Пашина, Морозов, 1990], психологического контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях [Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978].
Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным аспектом является изучение невербальной коммуникации как основы художественного творчества[Эйзенштейн, 1980; Михалкович, 1986], в частности, в области музыкального искусства [Морозов, 1977, 1988, 1994; и др.]. Если слово адресуется к сознанию человека, его рационально-логической сфере, то невербальная информация, доминирующая в большинстве видов искусства, — к эмоционально-образной сфере человека и его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеждающая сила искусства, которое как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, эффективной агитации любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений автора и исполнителей.
Таким образом, невербальная коммуникация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук.
Классификация видов невербальной
коммуникации -...,* , !
Существуют разные подходы к классификации видов НК. На рис. 3.37 представлена наиболее полная классификация, построенная по принципу максимального приближения к природной сущности НК,
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
ОБЩАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ |
СЛУХОВАЯ | ЗРИТЕЛЬНАЯ | КОЖНО-ТАКТИЛЬНАЯ | ХЕМОРЕЦЕПЦИЯ: ОБОНЯНИЕ, ВКУС | ТЕПЛОРЕЦЕПЦИЯ: ЧУВСТВО ТЕПЛА, ХОЛОДА | ||||
k | ||||||||
ЖЕСТ, МИМИКА, ПОЗА, ДВИЖЕНИЕ И ДР. | ||||||||
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ |
БИОФИЗИЧЕСКАЯ |
-> пол, возраст, рост, вес |
> национальность(акцент) |
СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ |
ранг — иерархия |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ |
»•[ воля, характер, темперамент, самооценка и др. |
У | <Г^ | расстояние | ^ | удаление |
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ | азимут | приближение | ||
^-~— ^ | движение | движение вокруг и др. |
общее медицинское состояние
МЕДИЦИНСКАЯ |
логопедическая — заикание, дизартрии
фониатрическая — дисфонии, афонии
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОМЕХИ |
физические нарушения артикуляции — напряжение, давление, ускорение
акустические помехи — реверберация
электроакустические искажения в тракте
Рис. 3.37.Классификация основных видов невербальной информации и примеры их разновидностей
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
т. е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невербальной информации (эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-типологическую, пространственную, психологическую, медицинскую, о физических помехах), их разновидности и общую иерархическую структуру НК в системе речевого общения.
3.9.2. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью
Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает особенностями, принципиально отличающими ее от вербальной лингвистической коммуникации. Это:
1) полисенсорная природа НК, т. е. реализация ее одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);
2) эволюционно-историческая древность по сравнению с вербальной речью;
3) независимость от семантики речи (слова могут говорить одно, а информация голоса — другое);
4) значительная непроизвольность и подсознательность;
5) независимость от языковых барьеров;
6) особенности акустических средств кодирования;
7) особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).
Полисенсорная природа невербальной коммуникации
Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла—холода).
В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего,
т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности кинесики [Birdwhistell, 1970], т.е мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего.
Кожно-тактильное чувство(осязание) имеет большое значение при дефиците зрительного восприятия: ориентации в темноте и особенно при отсутствии зрения у слепых. В последнем случае возможна информационная связь со слепым с помощью дактилографии — восприятие буквенных и других знаков, выполненных в осязаемой форме (например, выпуклые контуры), считываемых поверхностью ладони или пальцами [Ярмоленко, 1961]. К кожной рецепции принадлежит и тепловое чувство (терморецепция), имеющее существенное значение при ориентации в окружающем мире. Жизненно важное значение терморецепции состоит, в частности, в том, что она предупреждает организм о разрушительных для него воздействиях жары или холода.
Хеморецепция,представленная такими анализаторами, как обоняние и вкус, также весьма значительный канал НК. Помимо обыденных запахов, распространяемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т. п., существуют запахи, создаваемые специфическими для мужчин и женщин веществами — феромонами. В обонятельной системе человека обнаружен парный рецеп-торный феромоназальный орган (ФНО), реагирующий на ничтожные концентрации феромонов. Феромоны, выраженные у людей в различные возрастные периоды и в разных психологических состояниях, оказывают сильное (причем подсознательное) влияние на формирование симпатий и антипатий противоположного пола (т. е. половой привлекательности) и, следовательно, играют важнейшую роль в качестве невербального межполового средства воздействия. На этом основании некоторые ученые причисляют ФНО к третьему по важности органу чувств человека после слуха и зрения [Шустер, 1996].
Таким образом, полисенсорная природа НК обеспечивает возможность восприятия человеком практически всех
з. познание и общем; |
биологически и социально значимых видов информации внешнего мира. Важно отметить, что в процессе непосредственного речевого общения происходит взаимодействие всех видов НИ, передаваемой по разным сенсорным каналам, а также с собственно речевой вербальной информацией. Этим обеспечивается высокая надежность адекватного восприятия и взаимопонимания людей в процессе общения.
Эволюционно-историческая древность НК
Многие теории происхождения языка рассматривают невербальную коммуникацию как исторически древнюю основу возникновения современной речи [Рубинштейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989]. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) также является свидетельством эволюционной древности НК: в онтогенезе НК предшествует вербальной коммуникации. Ребенок рождается с уже готовыми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-годовалому возрасту. Наконец, нарушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, наркоз), приводят прежде всего к потере вербальной речи, а затем к нарушению невербальной коммуникации как базирующейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям. • ,•
Независимость НК от семантики речи
Канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной независимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т. п.); б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например,
радушные слова, произнесенные холодным тоном). Физиологической основе? независимости невербальной функции речи от вербальной является функциональная асимметрияголовного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антропологом П. Брока, а также в 1874 г. К. Вернике блестяще продолженные в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации (см. обзоры: [Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969]).
Существуют разные методы, подтверждающие реальность функциональной асимметрии мозга: а) фармакологический метод — введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским показаниям, например, снятие болей) анестезирующего вещества, что приводит к торможению функций соответствующего полушария (проба Вада); б) электрофизиологический метод — воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (по медицинским показаниям, например, как способ лечения психических заболеваний); в) клинический метод наблюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга: г) психоакустические методы — сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной или невербальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихоти-ческом восприятии [Морозов и др., 1988]. В последнем случае показано, что вербальная информация по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом (так как в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей), а невербальная информация по критерию узнавания эмоциональной интонации лучше воспринимается левым ухом (так как в этом случае адресуется к правому полушарию мозга).
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
Значительная непроизвольность и подсознательность НК
Значительная непроизвольность и в определенной мере подсознательность НК восприятия и формирования экстралингвистической информации является также ее существенной особенностью по сравнению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприятием смысла слов. Интонационно-тембровый ••аккомпанемент» звуковой речи остается как бы на втором плане нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют наиболее древнее эволюционное происхождение и более глубоко расположенные области мозгового представительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии коры головного мозга мощнейший центр регулирования эмоционального поведения находится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истинные намерения и мнения говорящего, про-~иворечащие его словам.
готовится преступление, и даже знал какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается особая способность именно музыканта и дирижера Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это несомненно так, но предметно-образным эмоциональным слухом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музыканты, но и все люди, правда, в существенно разной степени.
Научные психологические исследования подтверждают межъязыковую универсальность невербальной коммуникации. Исследователи показывали фотографии людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева и страха представителям разных языковых культур и просили их определить характер этих эмоций. В результате были получены высокие проценты адекватного восприятия данных эмоций, несмотря на значительные различия между языковыми культурами опрошенных [Блум и др., 1988].
Независимость НК ".'•.'••'".'• ;, зт языковых барьеров
Всеобщая, независящая от языковых барьеров понятность, т. е. универсальность невербального экстралингвистического кода, позволяет людям объясняться и по-
-шмать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приводит чешский писатель К. Чапек в рассказе
-Дирижер Калина». Человек оказывается ло воле судьбы в чужой стране и, не зная
-.зыка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух тюдей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что Контрабас склонял Кларнет к чему-то преступному. Я знал, что Кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел Контрабас. Я все это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что
Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации
Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются: а) тембрголоса, физическим эквивалентом которого является спектрзвука, т. е. графическое отображение частотного (обертонового) состава голоса; б) мелодика речи(изменение высоты голоса во времени); в) энергетические характеристики(сила голоса и ее изменение);
г) темпоритмическиеособенности речи;
д) атипичные индивидуальные особенностипроизношения (смех, покашливание, заикание и т. п.).
Носителем вербальной фонетической информации является спектр сложного речевого звука, точнее — динамика фор-мантной структуры спектра во времени
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
[Фант, 1964]. При этом для речи высота голоса, т. е. частота основного тона, практически не имеет значения1, поскольку всякую речевую информацию можно передать голосом любой частоты в пределах звуковысотного диапазона говорящего. Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т. е. динамика частоты основного тона). Указанная особенность невербальной, в частности эмоциональной, информации позволяет моделировать ее средствами инструментальной музыки, голосом певца, поющего одну лишь мелодию на одной гласной (вокализ), и даже частотно-модулированным чистым тоном (свистом). Музыкальные категории — минор и мажор — следствие этой закономерности.
Высота голосаи ее измерения во времени — носитель не только эмоциональной, но и других видов невербальной информации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. Биофизической основой этого является, в частности, обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и мощности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса по сравнению с низкорослыми и худыми людьми. Указанные закономерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высотой голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом — с другой.
Наряду с этим установлено, что важнейшим средством психоакустического кодирования невербальной информации является спектр звука, определяющий тембр голоса. Интегральный спектр голоса
'Следует заметить, что мелодика речи, будучи важнейшим компонентом интонации (последняяя реализуется также с участием ударения и темпорит-мических характеристк речи), играет немаловажную роль в передаче и смысловых характеристик высказывания (вопрос, утверждение, завершенность, незавершенность) [Зиндер, 1979].
и речи с разным эмоциональным содержанием существенно различается особенно в высокочастотных областях спектра. Так. для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличении: звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». Радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область, в результате чего человек говорит как бы «на улыбке».
При распознавании знакомых и незнакомых людей по звуку их голоса (индивидуально-личностная невербальная информация) испытуемые указывают, что они ориентируются на свойственное разным людям различие в тембрах (т. е. в спектрах) голосов наряду с интонационными и другими особенностями их речи [Пашина. Морозов, 1990]. Сила голоса, в особенности динамика ее изменений во времени, — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева — увеличенная сила голоса и т. п.
Наконец, существенная роль в кодировании невербальной информации принадлежит темпоритмическим характеристикам речи. Одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей народным артистом СССР О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45. Аналогичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокальной речи.
При исследовании людей разных возрастных групп (биофизическая информация) оказалось, что их средние статистические характеристики темпа речи существенно различаются: в группе молодых людей (17—25 лет) — 3,52 слога в секунду, в группе среднего возраста (38—45 лет) — 3,44, в группе старшего возраста (50-64 года) — 2,85, в группе старческого возраста (75-82 года) — 2,25 слога в секунду. Это вызвано тем, что с возрастом замедляется активность артикуляционного процесса.
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
РАДОСТЬ |
Иллюстрацией важности ритмической организации речи в передаче эстетической информации может служить ритм стиха. Стихотворный ритм, как известно, отличается от ритма прозы своей упорядоченностью, т. е. равномерным чередованием ударных или безударных слогов (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и др.), а также одинаковым числом слогов в строке. Таким образом, помимо поэтического изящества мысли (метафоричность, лиричность и др.), что достигается вербальными средствами, стихотворный жанр характеризуется и невербальными особенностями — упорядоченной ритмической организацией и рифмой, что достигается фонетическими средствами, т. е. известным подбором благозвучных (сходных по звучанию) фонемных окончаний последних слов в стихотворных строках.
Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств.Иными словами, любой вид невербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т. е. спектра) голоса, но и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических показателях речевой фразы (рис. 3.38).
Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи.
Таким образом, различные психофизические характеристики человека (пол, возраст, рост, вес, эмоциональное состояние и др.), его психологические свойства закономерно отражаются в акустических особенностях речи и голоса, а это в свою очередь является объективной основой для адекватного субъективного восприятия говорящего слушателем.
ди - тя мо - е.. |
БЕЗРАЗЛИЧИЕ |
Спи, ди - тя мо - е.. |
ГНЕВ |
Спи,
Спи, |
страх |
ди - тя мо - е..
Спи, ди-тя мое..
Рис. 3.38.Осциллограммы голоса (графическое
изображение динамики звука во времени)
показывают, что каждая эмоциональная интонация
выражается особыми, характерными для нее
акустическими средствами
Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации
В предыдущем разделе показано, что акустические свойства (носители) вербальной и невербальной информации существенно различны. Значительно различаются и психофизиологические механизмы мозга, обеспечивающие декодирование (т. е. выделение из акустического сигнала) вербальной и невербальной информации речи.
Сложность проблемы состоит в том, что такая важнейшая акустическая характери-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
стика речи, как спектр, является носителем одновременно как вербальной (фонетической), так и невербальной (тембр голоса) информации. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипотеза, что данное разделение возможно благодаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки речевой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полушарию мозга [Галунов и др., 1985; Морозов и др., 1988]. Первый механизм характеризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучающийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это свойственно левому полушарию мозга. Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттернов), например слов, и сравнении их с хранящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмических и других характеристик речи (право-полушарный принцип обработки речевой информации).
Эту гипотезу подтверждают проведенные разными авторами исследования, в частности опыты по восприятию чело-
веком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной экстралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во времени звучания.
Модель двухканальной структуры речевой коммуникации
Согласно получившей широкое распространение схеме К. Шеннона [1983] (рис. 3.39,А), любая система коммуникации, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации,в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию; 2) сигнала,несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса); 3) приемника,обладающего свойством декодировать указанную информацию, в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя).
Приведенная схема Шеннона представляет систему коммуникации как однока-нальную (рис. 3.39,А). Однако, имея в виду
Рис. 3.39.Традиционная схема коммуникации (А), представленная одним каналом [Шеннон, 1983], и схема речевого общения (Б), подчеркивающая его двухканальную природу [Морозов, 1989] |
ШУМ |
© |
ИСТОЧНИК РЕЧИ |
ПРИЕМНИК (СЛУШАТЕЛЬ)
1 1 1 1 1 1 1 | Левый мозг | —> | Лингвистическая информация | Левый | |||||||||||
— > | мозг | ||||||||||||||
> | i г | h | ^ | t | > | i г | |||||||||
Правый мозг | Экстралингвистическая информация | Правый | |||||||||||||
— > | мозг | ||||||||||||||
Шум |
Шум |
Шум |
Система обратных связей |
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и ряд вышеприведенных принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой — вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную(разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т. е. как состоящую из вербального,собственно речевого лингвистического, и невербальногоэкстралингвистического каналов (рис. 3.39,Б) [Морозов, 1989].
Рассмотренная выше (см. с. 308) роль функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальной и невербальной информации проявляется как в процессах восприятия речи и других звуков (у слушателей), так и в механизмах ее формирования (порождения) у говорящего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находит отражение в теоретической модели (см. рис. 3.39,Б) в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене системы коммуникации (акустический сигнал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.
Вместе с тем между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Две категории обратных связей на схеме обозначают: ОС-1 — систему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи и ОС-2 — контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя.
В рамках невербального канала, функционирующего в системе речевого общения, слушателю передается акустическим яугем до десяти основных категорий информации о говорящем вне зависимости от того, что произносит человек (см. рис. 3.39).
3.9.3. Виды невербальной информации и особенности их восприятия
В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации:1) эмоциональную, 2) эстетическую, 3) индивидуально-личностную, 4) биофизическую, 5) социально-групповую, 6) психологическую, 7) пространственную, 8) медицинскую, 9) информацию о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Эти виды НИ могут быть переданы и средствами кине-сики с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из перечисленных девяти видов НИ можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчитать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответствующим числом словесных определений и характеристик. Рассмотрим кратко виды НИ, передаваемые особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации.
Эмоциональная информация
С.Л. Рубинштейн писал: «Для подлинного понимания не только текста речи, но и говорящего, не только абстрактного «словарного» значения его слов, но и того смысла, который они приобретают в речи данного человека в данной ситуации, очень существенно понимание эмоционально-выразительного подтекста, а не только текста» [Рубинштейн, 1976].
Следует различать направленностьэмоциональной экспрессивности говорящего:
а) на партнера (партнеров) по общению;
б) на предмет разговора; в) на самого себя, что предполагает совершенно различный психологический характер воздействия выражаемой эмоции на коммуниканта и его реакцию. Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность адекватного восприятия таких эмоций, как
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
гнев и страх, по сравнению с эмоцией радости. С эволюционно-исторической точки зрения это можно объяснить большей социально-биологической значимостью эмоций гнева и страха (как сигналов угрозы и опасности) по сравнению с эмоцией радости (как сигнала комфорта и удовольствия). С акустической точки зрения эмоции гнева и страха закодированы более выразительными и надежными средствами, чем эмоция радости [Морозов, 1977]. Существенно различны индивидуальные способности людей к восприятию эмоциональной информации.
Эмоциональный слух
Для характеристики эмоциональной импрессивности, т. е. способности человека к адекватному восприятию эмоциональной информации, предложено понятие эмоциональный слух[Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994]. Если фонетический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, эмоциональный слух (ЭС) — это способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусстве ЭС — это способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков.
В теоретическом плане ЭС определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме.
В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (зона Вернике), центр эмоционального слуха находится в правой височной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи.
Тест на эмоциональный слух.Для оценки индивидуальных и типологических различий людей по степени развитости ЭС разработаны специальные психоакусти-
ческие тесты, представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов [Морозов, 1977, 1985, 1993, 1994]. Процедура исследования позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способность любого человека к адекватному восприятию эмоциональной интонации (речи, пения, музыки) и количественно оценить ее в баллах, точнее — в процентах правильной идентификации всех прослушанных индивидом эмоционально окрашенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подобных невербальных тестов над вербальными тестами-опросниками, доминирующими в психологической науке, состоит в том, что с их помощью можно получить более адекватные оценки способностей и свойств обследуемых людей, в частности эмоционально-эстетического восприятия.
Среднестатистический нормальный индивид обладает эмоциональным слухом в 60—70 баллов (так подобраны тесты). Но встречаются люди с эмоциональным слухом всего лишь на 10—20 баллов, что можно характеризовать как «эмоциональную тугоухость» или даже «глухоту», обнаруженную, в частности, у детей, воспитывающихся без родителей в детском доме [Пашина, 1991], улиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией [Серебрякова, 1995]. Встречаются обладатели сверхвысокого эмоционального слуха (до 90—95 баллов) среди музыкантов, дирижеров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета [Фетисова, 1991]. Дети 1-2-го классов общеобразовательной школы имеют эмоциональный слух от 26 до 73%, в среднем 45— 60 баллов.
Исследования показали статистически надежную корреляцию ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия(тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость результатов тестирования аналогичных возрастных и профессиональных групп людей, что свидетельствует о валидности и прогностич-ности теста на ЭС.
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
Эстетическая информация
Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — грубый, чистый — хриплый и т. п. Важнейшие особенности эстетической информации — образность и метафоричность; эстетические характеристики голоса как акустического явления не ограничиваются чисто акустическими определениями (звонкий — глухой, высокий — низкий), но заимствуются из области других сенсорных ощущений, например зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый - холодный) или мышечных (легкий — тяжелый) и даже вкусовых (голос бывает сладкий, сочный, кислый, с горечью) и т. п., а также дают представление о физиологических особенностях образования звука в голосовом аппарате человека (грудной, горловой, носовой, напряженный, свободный, вялый), состоянии здоровья (болезненный), утомлении (усталый) и т. п. К тому же слушатели способны наделить голос даже нравственными категориями, например назвать звук «благородным». Это относится, скорее, к человеку — обладателю голоса, но такая категория — «благородный» звук — бытует и у инструменталистов, например скрипачей, пианистов, трубачей и др.
Эстетическая информация принадлежит к числу наименее исследованных, но несомненно значимых психологических характеристик человека. С лингвистической точки зрения не важно, каким тембром голоса произнесена та или иная фраза. Однако ее психологическое воздействие существенно зависит от эстетических характеристик голоса. Это определяется сформированными у людей стереотипами психологического восприятия говорящего: слушатели склонны приписывать наибольшие достоинства людям с эстетически совершенной по звучанию речью (приятный тембр, интонации и т. п.) по сравнению с эстетически несовершенной речью. Специально проведенные сравнительные экспериментальные исследования магнитофонных записей речи группы драмати-
ческих артистов, обладающих эстетически совершенными речевыми качествами, и группы бизнесменов, речь которых была оценена эстетически более низкими баллами, показали, что слушатели статистически достоверно приписывают обладателям красивой речи не только более интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и наиболее высокие деловые и партнерские качества (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность), лучшее состояние здоровья [Морозов, 1995].
Приведенные результаты находят подтверждение в исследованиях американских и немецких психологов, показавших, что люди склонны наделять достоинствами внешне наиболее красивых и симпатичных людей по сравнению с менее красивыми [Красота и успех, 1995].
Эмоционально-эстетическая информация как категория искусства
Эстетическая информация, близкая по своей природе к эмоциональной и потому нередко объединяемая термином эмоционально-эстетическая,играет особую роль в различных видах искусства: изобразительного (живопись, скульптура и др.), сценического (драматическое, вокальное, музыкальное, инструментальное). Так, например, в вокальном искусстве различные типы певческих голосов (бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано, контральто) являются эстетическими категориями с определенными звуковысотными и тембровыми характеристиками, позволяющими создавать конкретные сценические образы музыкально-художественных произведений, характеризующихся яркой индивидуальностью. По критериям эмоционально-эстетической информации различаются также разные жанры и виды вокально-музыкального искусства (академическое, оперно-концертное, эстрадное, церковное, хоровое, сольное, ансамблевое пение и т. п.).
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Вокальное искусствопринадлежит к числу комплексных, синтетических видов, поскольку эмоционально-эстетическое воздействие осуществляется как вербальными средствами — словом, так и невербальными, т. е. необычным акустическим строением певческого голоса, о чем писал еще Р. Вудвортс [1950] и свидетельствуют современные исследования [Морозов, 1977; Morozov, 1996]: а) увеличением длительности гласных; б) большим диапазоном изменения силы (более 30 дБ) и высоты голоса (до двух октав и более); г) действием вибрато (амплитудно-частотных модуляций голоса с периодичностью 5—7 Гц); д) певческим тембром, характеризующимся повышенной звонкостью и полетностью, что определяется наличием в спектре певческого голоса так называемой высокой певческой форманты (т. е. значительно усиленные обертоны 2500—3000 Гц, расположенные в зоне максимальной чувствительности слуха); е) особым использованием фонетических средств эмоционально-эстетического воздействия [Морозов, 1977].
В последнее время обнаружено, что такие эмоционально-эстетические категории, как минор и мажор, реализуются в вокальном искусстве специфическим перераспределением частотного расположения обертонов голоса [Морозов, Кузнецов, 1994]. Указанное явление, получившее название «феномен квазигармоничности», лежит в основе и эмоциональной выразительности голоса (как в пении, так и в речи); выражение гнева, а также страха характеризуется значительным нарушением гармоничности обертонов (до 5-9 %) по сравнению с другими эмоциями и нейтральным звучанием.
Роль средств массовой коммуникации.Эмоционально-эстетические характеристики речи особенно необходимы для лиц речевых профессий (дикторы радио, ТВ, лекторы, пропагандисты, педагоги, политики, общественные деятели и т. п.). Многомиллионная аудитория радио и ТВ не только дает свою критическую оценку выступающим (по эстетическому, психологическому воздействию их речи), но и формирует под их воздействием эстетические свойства собственной речи. Средства
массовой коммуникации — радио, ТВ — всегда были образцом, эталоном высокой эстетической культуры речи. Достаточно вспомнить хотя бы голоса наших выдающихся дикторов Ю. Левитана, О. Высоцкой и других мастеров дикторской речи. Сегодня, к сожалению, мы становимся свидетелями резкого снижения эстетических свойств речи выступающих по радио и ТВ: высокопрофессиональных дикторов сменили журналисты, часто не имеющие никакой дикторской подготовки, порой со множеством речевых недостатков тембра голоса, орфоэпии, интонации и т. п. Факт, достойный сожаления, поскольку воспитательная сила радио и ТВ огромна; вульгарная манера публичного речевого поведения предлагается как норма, эстетический эталон высококультурной русской речи предан забвению. По мнению ряда авторитетных специалистов по дикторской речи, в частности И.Е. Прудовского, многих лингвистов, фонетиков, психологов, искусствоведов, необходимо принять серьезные меры к возрождению культуры речевого поведения и прежде всего — профессиональной речи на радио и ТВ.
Индивидуально-личностная информация
Индивидуально-личностная информация, позволяющая узнавать знакомых по голосу (например, по телефону, за входной дверью и т. п.), принадлежит к числу наиболее специфичных характеристик каждого человека. В этом отношении она сопоставима с дактилоскопическими узорами на отпечатках пальцев и внешним видом человека. Встречающееся иногда сходство голосов, вызванное, например, семейной мимикрией или искусным звукоподражанием, тем не менее при детальном анализе на слух опытных экспертов-ауди- • торов и особенно с помощью современных акустических методов (фоноскопия) выявляет ряд существенных различий. Высокая индивидуальная специфичность и практическая неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное сходство в банковском деле как средство верификации личностии автоматического обеспечения строго индивиду-
31? |
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
ального доступа к сейфу его владельца, а также в криминалистике для опознания правонарушителей и т. п.
Высокая специфичность индивидуально-личностной информации речи определяется присущими каждому человеку особенностями тембра голоса, его высоты, интонационных модуляций речи, темпо-ритмических характеристик, а также атипичных речевых проявлений: покашливание, смех, особенности фонетики, нарушения речеобразования, заикание, картавость, дизартрии и т. п. По данным В.И. Воячека, в старой Италии в паспорте человека наряду с другими его отличительными чертами отмечались свойства голоса. Звуковысотные и тембральные особенности голоса человека обусловлены неповторимыми индивидуальными различиями в строении гортани, голосовых связок (складок — по современной терминологии), их длины, толщины, жесткости, а также объема и формы резонаторных полостей, влияющих на тембр. Весьма существенное влияние на голос оказывают индивидуальные психофизиологические особенности личности: тип нервной системы, темперамент, пол, возраст и др.
Экспериментальные исследования показывают высокую степень надежности распознавания людей на основе индивидуально-личностной информации голоса: до 98 % и более на выборке в несколько десятков магнитофонных записей знакомых и незнакомых голосов (речевые фразы длительностью 3-5 с) при наличии типичного комнатного шума. Высокая надежность опознавания знакомых голосов сохраняется и при их инвертированном во времени звучании [Пашина, Морозов, 1990], что свидетельствует о большой помехоустойчивости данного вида невербальной информации.
Биофизическая информация
Биофизическая информация, характеризующая половые, возрастные различия людей, а также их рост и вес, в определенной мере отражает и индивидуально-личностные особенности. Ее основное отличие от индивидуально-личностной
информации: она характеризует принадлежность человека к определенной категории по биофизическим критериям (пол, возраст, рост, вес), т. е. несет не сугубо индивидуальные, а типологические, групповые (среднестатистические) черты указанных категорий людей. По этому критерию данный вид информации может быть причислен к социально-групповой категории, поскольку по крайней мере половые и возрастные группы можно рассматривать и как социальные категории. Специфичность биофизической информации в том, что она связана в основном с биологическими, физическими (анатомическими) свойствами людей (пол, возраст, рост, вес) и определяется ими.
Надежность определения биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточно высока и составляет: для пола — 98,4%, возраста - 82,4% (7,4 ±2,9 года), роста — 96,7% (5,6 ±2,6 см), веса — 87,2% (8,6 ±3,1 кг) [Морозов, 1993]. Точность определения указанных характеристик существенно зависит от возраста слушателей, которые лучше всего определяют возраст говорящих, близкий к собственному. При этом молодые слушатели (17—25 лет) склонны занижать годы тех, кто старше их по возрасту, и тем больше, чем возрастная разница «говорящий — слушатель» больше. Дети допускают существенно (в 1,5-2 раза) большие ошибки в определении биофизических характеристик говорящих. Таким образом, адекватность восприятия биофизической информации речи определяется социальным опытом аудиторов.
Медицинская информация
Медицинская информация отражает
состояние здоровья говорящего и харак
теризуется известными терминами (голос
«больной», «болезненный» и т. п.). Они
указывают как на специфические виды
заболеваний, связанные с нарушением
работы голосового аппарата и органов ар
тикуляции, так и на общее болезненное
состояние организма. В этой связи можно
выделить три основных подвида медицин
ской информации. •,
I |
1. Фониатрическая информацияхарактеризует состояние голосового аппарата по формированию гласных звуков, т. е. нарушение голоса. Например, при различного рода простудных заболеваниях (острый ларингит) голос приобретает сиплый характер (дисфония) или вообще пропадает (афония) ввиду несмыкания голосовых связок. Острый ринит приводит к характерной при насморке гнусавости тембра. Фониатрическая информация является важным диагностическим показателем степени выраженности заболевания голоса профессионалов (певцы, актеры) и используется врачами-фониатрами в клинической практике (фоническое прослушивание). Применение современной аппаратуры позволяет объективизировать этот вид диагностики, придав ему количественные критерии (изменение нарушений силы голоса, тембра по спектральным характеристикам и т. п.). Весьма распространенным заболеванием этого вида у профессионалов (певцы, актеры) является фоноастения,характеризующаяся слабостью голоса, уменьшением звуковысотного и динамического диапазонов и др. В отличие от острых воспалительных заболеваний при фоноастении отсутствуют видимые ее проявления в лорорганах, что заставляет искать причины в переутомлении центрально-нервных механизмов регулирования голосового аппарата.
2. Логопедическая информацияхарактеризует степень нарушения артикуляторных процессов речеобразования. Они в свою очередь подразделяются на виды, связанные с периферическими нарушениями артикуляции (дизартрии, косноязычие, картавость и др.) и с центральными нарушениями, например заиканием, которому особенно подвержены дети и многие взрослые (до 5-8 % населения). Последний вид недуга является крайне неприятным ввиду состояния психологического угнетения больного, у которого еще с детства (из-за постоянных насмешек товарищей) может сформироваться комплекс неполноценности. По этой причине, а также вследствие неясности психофизиологических механизмов заикания и неэффективности терапии данное нарушение речи относится
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
к серьезным социально-психологическим и медицинским проблемам.
3. Информация об общем медицинском состояниисвязана с источником заболевания не напрямую (как Фониатрическая и логопедическая информация), а опосредованно, главным образом через психику больного в результате понижения его общего тонуса, угнетенности психического состояния, озабоченности исходом болезни и т. п., а в определенной мере и нарушения физического состояния (затрудненное дыхание и др.). Все три вида медицинской информации в той или иной степени связаны со спецификой заболевания и используются опытными клиницистами в диагностических целях.
Информация о помехах
Информация о помехах, сопровождающих процесс речи, также может быть немаловажной для слушателя. Помехи бывают разного происхождения. Так, например, электроакустические шумы в телефонном тракте, никак не связанные с личностью говорящего, являются индифферентной помехой. Шумы же в помещении, откуда ведется телефонный разговор, могут нести уже определенную информацию о говорящем, свидетельствуя о его взаимодействии с другими людьми, местонахождении, например, на вечеринке (гул голосов, музыка) или на улице (шумы транспорта) и т. п. Этот вид информации может иметь особое значение в криминалистике для выяснения обстоятельств дела, связанных с личностью данного человека, и т. п.
Пространственная информация
Пространственная информация — это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушателю: азимут (справа, слева, спереди, сзади), расстояние, движение (удаление, приближение, передвижение вокруг слушателя и т. п.). В основе пространственного восприятия лежит бинауральный механизм слуха,т. е. восприятие двумя
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
ушами. Установлено, что смещение источника звука в сторону фронтального центра восприятия, например вправо, приводит к запаздыванию прихода звуковой волны в левое ухо по сравнению с правым (эффект предшествования). Величина запаздывания определяется разностью расстояний от источника звука до правого и левого уха, деленной на скорость звука в воздухе (340 м/с). В случае максимальной разности (для говорящего сбоку слушателя) запаздывание приблизительно определяется разностью расстояний между ушами, т. е. около 21 см, и составляет около 0,6 мс. При небольших смещениях источника звука, близких к фронтальному расположению, запаздывание может составить около 0,04 мс (минимально ощутимая разность во времени). Этого опаздывания достаточно, чтобы человек идентифицировал источник звука либо немного справа, либо слева. Другим фактором является экранирующее действие головы, в результате чего звук к дальнему уху приходит не только с запаздыванием, но и ослабленный по интенсивности. Порог пространственной идентификации источника звука для слуха человека составляет всего 2,5-3,0°. Простейший опыт позволяет убедиться в справедливости временной теории пространственной локализации звука: если у обычного врачебного фонендоскопа удлинять или укорачивать одну из ветвей, т. е. трубок, ведущих к ушам, то субъективный звуковой образ будет смещаться в сторону, противоположную удлиненной ветви, или наоборот — в сторону укороченной трубки (опыт Урбанчича).
Важным психологическим свойством пространственного восприятия говорящего слушателем является так называемый «эффект вечеринки» (coctail party effect). Точнее — «эффект направленного внимания», или «эффект пространственной психологической избирательности». Он состоит в том, что при наличии многих говорящих вокруг слушателя человек способен сознательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, избирательно улучшать восприятие его речи при одновременном подавлении (игнорировании) речи других говорящих людей. Специальные опыты показали, что данный эффект
избирательного пространственного восприятия (т. е. обострение слуха) составляет свыше 10 дБ [Альтман, 1977]. Эффект направленного внимания может улучшить восприятие речи до 10-15% (по критерию разборчивости). Весьма важно, что данный психологический эффект направленного внимания проявляется не только при бинауральном пространственном восприятии, но в определенной мере и при восприятии монофонических магнитофонных записей, например одновременно звучащих голосов, и не только в условиях бинаурального (т. е. в свободном звуковом поле), но и моноурального прослушивания, как, например, при телефонном разговоре.
Социально-типологическая информация
Социально-типологическая информация характеризует, в частности, национальностьговорящего, что отражается в акценте, т. е. особенностях произношения фонетических элементов чужой речи в манере (фонетическом укладе), характерной для родного языка говорящего и обусловленной национально-историческими традициями языковой культуры [Зиндер, 1979]. Акцент может быть результатом отсутствия в родной речи ряда фонем и аллофонов, которые говорящий заменяет близкими, но далеко не тождественными на слух носителей данного языка фонетическими элементами своей речи.
Национальная специфика родного языка человека, говорящего на другом языке, проявляются также в интонацииречи, т. е. характерных для каждого языка особенностях распределения мелодических и ударных элементов речевых фраз. Интонация и фонетический уклад (база) чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными, даже при овладении ими словарным запасом, грамматикой и синтаксисом иностранного языка. Поэтому акцент и интонация используются в криминалистике для опознания национальности говорящего. Не менее важную социально-типологическую информацию несет диалектговорящего (местный выговор, местные
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
наречия), свидетельствующий о региональном происхождении носителей одного и того же языка (В.И. Даль) (например, «оканье» в Вологодской области, «аканье» — в Московской, диалектные особенности интонации и т. п.).
В речи человека отражается его социально-иерархический статус (ранг)по отношению к слушателю, как, например, в диалоге «начальник — подчиненный», «учитель — ученик», «сильный — слабый», «независимый — зависимый» и т. п. Начальственный, поучительный, покровительственный, снисходительный, а нередко и раздражительный тон начальника или робкий, зависимый, а то и льстивый, угоднический, самоуничижительный тон подчиненного. Степень выраженности такого рода социально-иерархических особенностей речи может определяться как диапазоном ранговых различий, так и психологическими характеристиками коммуникантов, прежде всего — выраженностью чувства собственного достоинства.