Методика определения уровня умственной работоспособности
Применяется простая и доступная в условиях детского сада методика с использованием корректурных фигурных таблиц Ан-фимова. Она позволяет определить у дошкольников уровень умственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции. Исследование проводят у детей старшего дошкольного возраста. Особенно целесообразно изучение работоспособности в подготовительных группах, так как полученные данные могут дополнить общую картину готовности детей к обучению в школе. Часто при выборе общеобразовательного учебного заведения родители не учитывают особенности и возможности самого ребенка. Данные исследования и анализ результатов покажут реальные возможности ребенка.
Работа проводится в несколько этапов:
— групповое обучение детей, знакомство с фигурной таб
лицей, объяснение правил заполнения пробы, предъяв
ление инструкции, пробное задание без дозирования вре
мени;
— анализ корректурных проб и дополнительное объяснений
методики;
— дополнительная проработка инструкций;
— групповое выполнение дозированного задания в заданной
динамике;
— анализ полученных данных;
— разработка рекомендаций.
Инструкция к проведению диагностики:
— используются корректурные (фигурные) таблицы, где в оп
ределенной последовательности чередуются семь известных
детям фигур ;
— дети рисуют карандашом три знака (плюс, минус и точка)
внутри трех заданных испытателем объектов (меняются при
каждом следующем задании);
— перед началом работы детям дается инструкция: «На листе
имеется много различных фигур, но только в трех фигурах
нужно поставить знаки плюс, минус и точку. Просматривать фигуры следует внимательно, справа налево, строчку за строчкой. Работать нужно быстро, но не допускать ошибок». Предъявляется образец на доске или большом листе бумаги;
— перед началом выполнения задания 5—7 с концентрируют
внимание детей на образце. По команде «начали» дети вы
полняют задание в течение 2 мин (время регистрируется по
секундомеру), образец может сохранятся 30—40 с, затем
его убирают. После двухминутной работы секундомер вык
лючается, со словами «стоп» работа заканчивается;
— выполнение корректурных проб проводится в динамике дня
дважды (утром после завтрака до занятий и после занятий
до обеда), в динамике недели трижды (начало, середина и
конец недели).