Методика определения уровня умственной работоспособности

Применяется простая и доступная в условиях детского сада методика с использованием корректурных фигурных таблиц Ан-фимова. Она позволяет определить у дошкольников уровень ум­ственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции. Исследование проводят у детей старшего дошкольного возраста. Особенно це­лесообразно изучение работоспособности в подготовительных группах, так как полученные данные могут дополнить общую картину готовности детей к обучению в школе. Часто при выбо­ре общеобразовательного учебного заведения родители не учи­тывают особенности и возможности самого ребенка. Данные ис­следования и анализ результатов покажут реальные возможнос­ти ребенка.

Работа проводится в несколько этапов:

— групповое обучение детей, знакомство с фигурной таб­
лицей, объяснение правил заполнения пробы, предъяв­
ление инструкции, пробное задание без дозирования вре­
мени;

— анализ корректурных проб и дополнительное объяснений
методики;

— дополнительная проработка инструкций;

— групповое выполнение дозированного задания в заданной
динамике;

— анализ полученных данных;

— разработка рекомендаций.

Инструкция к проведению диагностики:

— используются корректурные (фигурные) таблицы, где в оп­
ределенной последовательности чередуются семь известных
детям фигур ;

— дети рисуют карандашом три знака (плюс, минус и точка)
внутри трех заданных испытателем объектов (меняются при
каждом следующем задании);

— перед началом работы детям дается инструкция: «На листе
имеется много различных фигур, но только в трех фигурах


нужно поставить знаки плюс, минус и точку. Просматри­вать фигуры следует внимательно, справа налево, строчку за строчкой. Работать нужно быстро, но не допускать оши­бок». Предъявляется образец на доске или большом листе бумаги;

— перед началом выполнения задания 5—7 с концентрируют
внимание детей на образце. По команде «начали» дети вы­
полняют задание в течение 2 мин (время регистрируется по
секундомеру), образец может сохранятся 30—40 с, затем
его убирают. После двухминутной работы секундомер вык­
лючается, со словами «стоп» работа заканчивается;

— выполнение корректурных проб проводится в динамике дня
дважды (утром после завтрака до занятий и после занятий
до обеда), в динамике недели трижды (начало, середина и
конец недели).