Условия, в которых протекает рыночная конкуренция – рыночная структура: совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция

Для каждого продукта в каждой стране — свои структуры форм рынков.

В странах с неразвитыми рыночными отношениями превалирует монополия и монополистическая конкуренция, в промышленно развитых странах — полиполия и олигополия.

Однако страны, не обладающие значительными природными ресурсами (Япония, Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Швейцария и др.), стремятся увеличить удельный вес монопольного производства радикальных инноваций на основе новых информационных технологий и т.д.

Конкуренция – процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке, в конкретное время для одержания победы или для достижения других целей в рамках законодательства

Конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса.

По степени интенсивности конкуренция может быть:

- Привлекательной (в данном сегменте субъект качественней удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в других сегментах)

- Умеренной (субъект конкуренции поддерживает конкурентную среду в данном сегменте)

- Ожесточенной для объекта конкуренции (субъект поглощает либо вытесняет объект из данного сегмента)

- Ожесточенной для субъекта конкуренции (конкурент (объект) поглощает, уничтожает, либо изгоняет субъект)

Формы конкуренции:

- Предметная (между товарами одной группы)

- Функциональная (между товарами заменителями)

- Личностная

Конкуренция может находиться на следующих уровнях:

- Местном

- Региональном

- Национальном

- Межнациональном

- Глобальном

Варианты изменения конкуренции между фирмами:

1) Конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм

2) Конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и выводят ее в лидеры

3) Конкуренция сильна, когда спрос на товары растет медленно

4) Конкуренция усиливается, когда отраслевые условия толкают фирму на снижение цены или другие способы увеличения объемов продаж

5) Усиливается, когда затраты покупателей при переходе с одного товара на другой невелики

6) Усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений

7) Усиливается, когда затраты на выход с рынка велики, увеличиваются барьеры

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1) Размер рынка

2) Тем роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок

3) Мощности – излишние мощности приводят к падению цен

4) Цена

5) Уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, т.к. им легко переключится с одного товара на другой

6) Мобильные технологические модули

7) Вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;

8) Экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара

9) Быстрое обновление ассортимента продукции

 

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка.

Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Для выживания или победы в конкурентной борьбе любая система должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.

 

 

В последнее время в связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей за счет целенаправленного повышения качества. По-видимому, в XXI веке эта задача будет приоритетной, так как в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали до пяти раз цену в промышленно развитых странах и до 20 раз в развивающихся странах.

Конкурентное преимущество— это один из самых важных факторов, определяющих позицию фирмы в отрасли и ее конкурентную стратегию.

По М. Портеру конкурентное преимущество может быть двух видов:

• более низкие издержки;

• дифференциация товаров (это способность обеспечить потребителя уникальной продукцией и большей ценностью в виде нового качества, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания).

При этом все источники конкурентного преимущества можно разделить на две группы:

• низшего порядка (дешевая рабочая сила, дешевое сырье);

• высшего порядка (патентованная технология, репутация фирмы).

• Ценовые факторы конкуренции (низкотехнологичные товары, ЖЦ 10-15 лет); неценовые факторы конкуренции (высокотехнологичные товары)

 

Ф. Котлер отмечает необходимость концентрации усилий на послепродажной деятельности, так как это дает возможность удерживать существующих покупателей и увеличивать свою прибыль: если "компания снизит уровень потерь потребителей всего на 5%, она сможет повысить прибыль на 25—85%". Однако он сомневается в достоверности этих данных из-за недостатков системы ведения бухгалтерского учета.

М. Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является обеспечение высокогокачества товаров, услуг, работы.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка.Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха.

Конкурентное преимущество организации (фирмы) — превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Фактор конкурентного преимущества — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.

Тактический фактор конкурентного преимущества фирмы — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие фирмы.

Стратегический фактор конкурентного преимущества фирмы — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она может превзойти конкурирующие фирмы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента фирмы по сравнению с конкурирующими. Отдаленность срока реализации стратегического фактора конкурентного преимущества фирмы может быть не менее двух лет. Конкретный срок определяется иерархическим уровнем фактора, сложностью объекта и актуальностью проблемы.

Конкурентное преимущество— это один из самых важных факторов, определяющих позицию фирмы в отрасли и ее конкурентную стратегию. По М. Портеру конкурентное преимущество может быть двух видов:

1) более низкие издержки;

2) дифференциация товаров (это способность обеспечить потребителя уникальной продукцией и большей ценностью в виде нового качества, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания).

Хотя теоретически фирме выгодно использовать оба вышеназванных преимущества одновременно, практически это оказывается невозможно, так совершенствование свойств неизбежно приводит к росту издержек, а сокращение издержек делает невозможным совершенствование товара. Чтобы получить конкурентное преимущество, фирма должна либо давать покупателю примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить товар с меньшими издержками, либо действовать так, чтобы давать покупателем товар с большей ценностью, но за более высокую плату.

Отсутствие или наличие конкурентного преимущества является основной причиной неудачи одних фирм и успеха других. Каким же образом фирма может достичь конкурентного преимущества?

Оно достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Посредством своей деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Виды деятельности любой фирмы можно разделить на отдельные категории (например, исследования, производство, маркетинг, распределение, обслуживание и т.п.), но все вместе они образуют цепочку ценности фирмы. По М. Портеру, цепочка ценности – это согласованный набор видов деятельности, создающих ценность, начиная от исходных источников сырья для поставщиков компонентов и кончая готовой продукцией, доставленной конечному пользователю. Анализ цепочки ценностей позволяет точно определить, где в этой цепочке может быть увеличена ценность для потребителя или снижена себестоимость. Фирма получает конкурентное преимущество не только совершенствуя методы выполнения отдельных видов деятельности, но и согласуя эти виды деятельности друг с другом. Например, организуя производство по принципу «точно в срок», когда точное соблюдение графиков завоза сырья исключает необходимость создания его запасов на предприятии.

При этом все источники конкурентного преимущества можно разделить на две группы:

1) низшего порядка (дешевая рабочая сила, дешевое сырье);

2) высшего порядка (патентованная технология, репутация фирмы).

Цепочка ценностей любого предприятия имеет вид широкой системы, которая включает цепочки ценностей поставщиков и потребителей. Такая система называется системой ценности. Если фирме удается повысить эффективность этих связей, она получает дополнительный источник конкурентного преимущества.

Фирма должна стремиться к тому, что источников конкурентного преимущества было как можно больше и при этом желательно, чтобы это были источники высшего порядка, так как именно они обеспечивают наиболее устойчивое конкурентное преимущество.

Исходя из вышесказанного, можно выделить четыре направления повышения конкурентоспособности предприятия:

1) совершенствование связей с поставщиками;

2) совершенствование отношений с потребителями;

3) совершенствование технологических связей внутри цепочки ценностей одного подразделения;

4) совершенствование связей между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия.

Хотя на каждом рынке характер конкуренции по-своему уникален, ее проявления на всех рынках имеют много общего, что можно использовать при изучении сущности и интенсивности конкуренции. Согласно М. Портера, конкуренция на рынке это результат взаимодействия пяти ниженазванных сил:

1. соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;

2. угроза появления товаров-заменителей;

3. угроза появления новых фирм-конкурентов;

4. рыночная сила и контроль за условиями сделок со стороны поставщиков ресурсов;

5. рыночная сила и контроль за условиями сделок со стороны покупателей продукции.

Использование модели пяти сил конкуренции позволяет лучше понять, как функционирует механизм рыночной конкуренции.

В центре борьбы всегда находятся соперничающие фирмы, которые продают конкурирующие варианты одного и того же товара. Они стараются постоянно улучшать свою позицию на рынке. Борьба за улучшение положения проявляется в стремлении завоевать клиентуру, для чего соперники формулируют и совершенствуют свои собственные стратегии конкуренции, направленные на то, чтобы обойти другого и обеспечить себе более прибыльную долю рынка. Конкурентные стратегии фирм разнообразны, как и оценка того, что сработает на рынке в рамках дозволенного законом (с учетом антимонопольного и других видов регулирования). Соперничество между прямыми конкурентами ведет либо к успеху, либо к поражению. Если успех достаточно весом, то он может повлиять на направление действия рыночных сил (например, на уровень цен в отрасли). Поражение может привести к пересмотру фирмой своей стратегии, потере занимаемой ею на рынке позиции или даже к тому, что фирма покинет отрасль. Вследствие действий и противодействий конкурирующих соперников фирмы начинают реагировать на новые условия рыночного спроса и предложения. Стратегии соперничающих фирм влияют на рынок, но и рынок влияет на стратегии, которые в надежде на достижение успеха избирают соперничающие фирмы.

Фирмы одной отрасли часто близкие конкуренты фирм другой отрасли, так как их товары — хорошие заменители. Производители прохладительных напитков, например, конкурируют с продавцами фруктовых соков, молока, чая, сухих смесей для приготовления напитков. При наличии легко доступных и конкурентных по цене товаров-заменителей устанавливается потолок цен, которые могут взимать за свою продукцию фирмы отрасли без того, чтобы спровоцировать покупателей перейти на товары-заменители. В то же время ценовой потолок ограничивает прибыли фирмы отрасли, пока они не найдут путей снижения издержек. Доступность товаров-заменителей неизбежно приводит к тому, что потребители сравнивают показатели цены и качества, как правило, чем ниже цена товаров-заменителей, выше их качество и ниже издержки покупателей на замену товара, тем интенсивней конкуренция со стороны товаров-заменителей. Лучшими индикаторами конкурентной силы товаров-заменителей являются степень роста объема их продаж, глубина проникновения на рынок, размеры прибылей фирм, их производящих. Конкурентное давление со стороны товаров-заменителей заставляет искать способы удержания потребителей. Обычно это делается путем разработки соответствующей стратегии конкуренции.

Появляющиеся на рынке новые компании привносят с собой новые производственные возможности, а зачастую и значительные ресурсы, которые будут использоваться для конкуренции, поскольку они хотят занять свое место на рынке и удержать его. На конкретном рынке серьезность угрозы со стороны новых фирм зависит от двух факторов: барьеров входа в отрасль и ожидаемой реакции со стороны действующих фирм. Барьеры входа существенны, если новичку тяжело пробиться на рынок, а экономические факторы ставят его в невыгодное по цене и издержкам положение по сравнению с конкурентами. Степень угрозы появления новых фирм зависит от перспектив развития отрасли, повышения или понижения входных барьеров. Например, окончание срока действия ключевого патента может означать усиление угрозы появления новых конкурентов. На международных рынках барьеры для иностранных фирм понижаются по мере падения тарифов, усиления желания отечественных оптовых и розничных продавцов иметь дело с дешевыми товарами иностранного производства.

Конкурентная сила или слабость поставщиков зависит от существующих на рынке ресурсных условий и от значения поставляемого ими товара. Если речь идет о стандартном товаре, которым свободно торгуют многочисленные поставщики, обладающие равными возможностями для выполнения заказов, то рыночная сила поставщиков минимальна или отсутствует. Поставщики могут добиться уступок со стороны покупателей только в том случае, если продаваемый ими ресурс начнет иссякать. Сильные поставщики могут снизить прибыльность отрасли за счет увеличения цены, которую нельзя переложить на покупателей готовой продукции. В этом отношении поставщики становятся потенциальной силой конкуренции, влияющей на качество или издержки отраслевой продукции.

Так же, как и в случае поставщиков, конкурентная сила покупателей может быть значительной или слабой. Большей рыночной силой покупатели обладают в следующих ситуациях:

1) если покупатель по размерам крупнее продавца или он приобретает большой объем товаров;

2) если покупатель без существенных издержек может перейти на конкурентную продукцию или товар-заменитель.

Все вышеназванные силы находятся под воздействием постоянных изменений в них, поэтому реальная картина конкуренции постоянно меняется. В каждом конкретном случае преобладает какая-то одна или несколько сил, которая называется движущей силой конкуренции в данный момент времени.