Анализ отрасли с использование теории пяти конкурентных сил М. Портера.

В ходе анализа на основе модели пяти сил конкуренции М. Портера последовательно рассматривается каждая из сил конкуренции с т. з. их возможного развития и влияния на деятельность предприятия.

Анализ конкуренции внутри отрасли, исследуются факторы: отраслевой рост, постоянные издержки/добавленная стоимость, появление избыточных мощностей, дифференциация продукции, известность торговой марки, расходы на освоение конкурирующей продукции, концентрация и равновесие, информационные проблемы, разнообразие конкурентов, влиятельные клиенты корпорации, барьеры на выход из отрасли.

 

Анализ опасности появления новых конкурентов: существующие барьеры для входа новых конкурентов в отрасль, возможность экономии на масштабах производства, дифференциация продукции, известность торговой марки, расходы на изменение отраслевого профиля, потребность в капитале, доступ к сетям распределения, абсолютные стоимостные преимущества, доступ к сырьевым ресурсам, наличие продукта с низкой себестоимостью, государственная политика.

Анализ влияния поставщиков: дифференциация сырья, стоимость перехода от одних к другим поставщикам, наличие субститутов сырья, рыночная концентрация поставщиков, значение объема сбыта для поставщиков, издержки, связанные со всеми закупками в отрасли, влияние сырья на издержки или дифференциацию продукции, возможности интеграции отраслевых фирм с продав­цами готовой продукции или с поставщиками сырья.

Анализ влияния потребителей: степень концентрации отраслевых и конечных потребителей, объемы закупок, стоимость смены поставщика продукции для потребителей, информированность потребителей, способность к интеграции с поставщиками сырья, наличие субститу­тов, скорость совершения сделок, колебания цен на все закупки в от­расли, ценовая дифференциация продукции, известность торговой марки отраслевых потребителей, мотивы принятия решений потре­бителей.

Анализ опасности появления товаров субститутов: количество товаров субститутов, относительно низкие цены субститутов, степень удовлетворительности потребительских свойств субститутов, невысокая стоимость переключения на субституты.

Результаты проведенного анализа позволяют определить характер и структуру конкуренции в конкретной отрасли и оценить степень и интенсивность влияния каждой из указанных сил, а также их сущность и содержание.

Исходя из сочетания конкурентных сил и условий их влияния, ситуация в отрасли может быть от крайне благоприятной(факторы влияют незначительно, прибыльность высокая, отсутствуют субституты) до очень неблагоприятной(прибыльность стремится к нулю, сильнейшее давление со стороны поставщиков и потребителей, ожесточенное соперничество между производителя­ми, низкие барьеры для входа).

На основе полученных результатов разрабатывается конкурентная стратегия предприятия, эффективность которой определяется степенью защиты от влияния пяти факторов конкуренции, способностью к созданию устойчивых конкурентных преимуществ и достижения поставленных целей.

Анализ конкурентных сил по Портеру удобнее всего проводить с помощью таблиц, присваивая каждому параметру балл, отражающий низкую, среднюю или высокую степень угрозы для компании.

Для оценки уровня угрозы достаточно заполнить 5 таблиц данного примера. В каждой таблице приведены параметры для оценки конкуренции. Оценка параметров проводится по 3-х балльной шкале.

Для того, чтобы оценить влияние каждой конкурентной силы из модели анализа конкуренции Майкла Портера Вам достаточно выбрать одно из трех утверждений в таблице и проставить соответствующий балл от 1 до 3. Проставленные баллы суммируются в конце каждой таблице и предоставляется расшифровка их значений.