Стратегические рекомендации на основе СВОТ анализ

 

 

Поле I— наиболее благоприятная ситуация, для которой рекомендуется стратегия «макси—макси».

Предприятие характеризуется преобладанием сильных сторон над слабыми, а внешняя среда отличается широким спектром новых возможностей при отсутствии угроз. Предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке: увеличение рыночной доли, диверсификации продуктов и введения на рынок всевозможных новинок. Благоприятная финансовая ситуация позволяет вести НИОКР по развитию новых продуктов, а также приобретать менее рентабельные предприятия, действующие в том же секторе экономики.

Поле II— хорошая ситуация и рекомендуемой стратегией является стратегия «мини—макси». Предприятие, несмотря на преобладание слабых сторон, действует в благоприятной внешней среде и должно стремиться к выборочному улучшению своей конкурентной позиции, а также к увеличению рыночной доли, а также направлять усилия на ликвидацию имеющихся слабых сторон посредством улучшения финансовой ситуации, уменьшения затрат и повышения конкурентоспособности своих изделий.

Поле III— неблагоприятная ситуация, при которой предприятие характеризуется преобладанием сильных сторон, но должно функционировать в нестабильной внешней среде, рекомендуемая стратегия «макси—мини». Предприятие используя имеющиеся сильные стороны должно преодолевать угрозы, исходящие из внешней среды и стремиться к выборочному увеличению рыночной доли, осуществлять поиск благоприятной ниши и, а также проводить мероприятия по снижению затрат, модернизации продуктов и завоеванию новых рынков.

Поле IV— наихудшая ситуация, при которой рекомендуется стратегия «мини—мини» - постепенное уменьшении активности и постепенный уход из данной сферы деятельности. Таким образом предприятие может избежать возможных убытков и потерь, поскольку, будучи в трудной внутренней ситуации, оно не в состоянии эффективно противостоять тем угрозам, которые исходят со стороны внешней среды. Возможным вариантом действий является принятие более рискованных решений, например, привлечение капитала посредством эмиссии, получение банковского кредита или объединение с предприятием, обладающим прочной позицией на рынке.

SWOT анализ включает следующие этапы:

Шаг 1. Определение объекта SWOT анализа.

Шаг 2. Анализ внутренней среды и деятельности объекта на рынке на предмет выявления сильных и слабых сторон.

Шаг 3. Анализ внешней среды (микро- и макро-) на предмет выявления возможностей и угроз для объекта исследования.

Шаг 4. Сопоставительный анализ объекта на основе качественных и количественных оценок.

Шаг 5. Определение основных стратегических направлений и разработка рекомендаций для их практической реализации.

Преимуществами SWOT анализа являются: систематизация информации о предприятии и его внешней среде, интеграция качественного и количественного подхода анализа, наглядность и прозрачность анализа, формализованная методика анализа, подготовка информации для принятия стратегических решений.

Ограничения и особенности данного метода: требования к первичной информации (полнота, актуальность, релевантность, достоверность), использование экспертных оценок (опасность субъективности, недостаточной компетентности), опасность излишнего увлечения формальной методикой (количественный анализ) в ущерб качественному анализу, акцентирование внимания на интегральных оценках и недостаточное внимание рассмотрению частных параметров и факторов, что необходимо для подробного анализа предприятия и его среды.