Миссия: роль на предприятии, составные элементы, правила разработки, примеры. Особенности формулирования общекорпоративных и маркетинговых целей.
В обобщенном виде процесс стратегического менеджмента – непрерывный цикл последовательности управленческих процедур и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирование предприятия в долгосрочной перспективе.
Последовательность управленческих процедур процесса стратегического менеджмента направлена на решение задач стратегического менеджмента:
1.Формулировка стратегического видения и миссии
2.Определение целей
3.Разработка стратегии
4.Внедрение и реализация стратегии
5.Мониторинг, оценка деятельности и корректировка.
Процесс решения перечисленных задач осуществляется комплексно, т.к. они циклически повторяются.
Первой задачей стратегического менеджмента является разработка стратегического видения предприятия.
Стратегическое видениефиксирует представление о будущем предприятия, более детальное описание его роли и будущего, к которому предприятие стремится. Видение должно охватывать ситуацию в динамике, давать представление о желаемой позиции предприятия.
Видение определяет технологии, целевые группы, географические и товарные рынки, перспективные возможности и образ предприятия, каким оно должно стать в будущем.
Формирование стратегического видения предприятия неразрывно связано с понятием миссии — формулировкой уникальной роли и положения предприятия на рынке, отражающей смысл его существования в настоящее время. Миссия призвана определить, чем в действительности занимается предприятие, каковы его сущность, масштабы, отличительные особенности от конкурентов, перспективы и направления роста на текущий момент. При формулировке миссии внимание акцентируется на потребности, которая будет удовлетворяться и определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов.
Таким образом, миссия объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития предприятия — все то, что отличает предприятие от остальных в данной отрасли и должна отвечать на следующие вопросы:
• Что надо удовлетворять (потребности)?
• Кто будет объектом обслуживания (потребители)?
• Как (действия, технология и знания)?
В процессе формирования миссии, как правило, осуществляется следующая последовательность действий:
• проведение вводного совещания для объяснения целей и задач работ;
• анкетирование основных сотрудников предприятия;
• обработка анкет и представление результатов анализа (нескольких формулировок миссии);
• уточнение основных положений;
• выбор окончательной формулировки миссии;
• проведение совещания для представления результатов работ.
При разработке миссии необходимо учитывать интересы различных групп: собственников, потребителей продукции предприятия, сотрудников предприятия, партнеров и поставщиков предприятия, общества в целом (в первую очередь в лице государственных органов).
Миссия предприятия оказывает не только внешнее, но и внутреннее влияние — воздействие на сотрудников предприятия, поддерживающее корпоративную культуру. Поэтому миссия индивидуальна и подходит только тому предприятию, для которого она разработана.
Миссия — это четко выраженная причина существования организации, или ее роль, востребованная внешним окружением. Если миссия, реализуемая организацией, окажется не востребованной внешним окружением, то организация неизбежно прекратит свое существование. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко сформулированных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Когда говорят о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух ее составляющих: миссии и целях. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия – это констатация философии и предназначения организации, смысл ее существования. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначения определяет действия, которые организация намерена осуществлять, и то, какого типа организацией она намерена быть. Философия организации обычно редко меняется, в то время как вторая часть миссии может менять в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.
В узком смысле миссия – сформированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие от ей подобных. Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с организацией и вовлеченных в процесс ее функционирования: собственники, сотрудники, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество, обществ в целом. Степень проявления каждого из шести субъектов в миссии фирмы зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она бизнесе, где расположена и т.д..
Ф.Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих 5 факторов:
- история фирмы, в процессе которой вырабатывается философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке;
- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
- состояние среды обитания;
- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
- отличительные особенности, которыми обладает организация.
В сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
- целевые ориентиры, указывающие на то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе
- сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет свою деятельность
- философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации
- возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочно перспективе.
Кроме всего прочего важно в отражении миссии имиджа, который фирма намеренно формирует.
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Она должна быть понятна всем субъектам взаимодействия, д.б. быть сформулирована таким образом, чтобы избежать возможных разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
Если миссия задает общие ориентиры, направление функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируется в виде целей. Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Функции целей: исходная точка планирования, мотивируют, ориентир для контроля. Два вида целей: долгосрочные и краткосрочные (временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла).
Требования к формулированию целей: гибкость, измеримость, однозначность, ясность формулировки.
Не смотря на ситуативность в выборе (под влиянием миссии) существуют типичны области установления целей для разных организаций: доходы организации, работа с клиентами, потребность в благосостоянии сотрудников, социальная ответственность.
Далее, на основании миссии и стратегического видения предприятия, необходимо сформулировать совокупность целей предприятия — вторая задача стратегического менеджмента.
Цель — конкретный желаемый результат в будущем, а их совокупность представляет собой обязательство управленческого аппарата предприятия добиться определенных результатов в определенное время. Цели точно определяют, сколько, что и к какому сроку предстоит сделать, направляют внимание и энергию сотрудников на то, что нужно делать сейчас и что будет получено в итоге.
Цели предприятия, с одной стороны, выступают ориентирами — результатами и последствиями, желаемыми для предприятия, а, с другой стороны, они же выступают критериями оценки деятельности предприятия и его развития.
Дерево (иерархия) целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей предприятия, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Классификация целей предприятия осуществляется по ряду признаков: уровень управления, характер учета времени, степень важности и приоритетности и др.
Следует отметить, что существует необходимость формулировки ключевых групп целей предприятия: стратегических и финансовых.
Стратегические цели охватывают вопросы укрепления положения предприятия в отрасти, а также повышения конкурентоспособности (увеличение доли рынка, опережение конкурентов по качеству продукции, уровню обслуживания клиентов, инновационным разработкам, издержкам, лидерство в технологической сфере и т.д.). Стратегические цели предприятия обычно подразделяются на:
- Рыночные – доля рынка, освоение новых рынков, наиболее перспективные рынки;
- Маркетинговые – формирование (поддержание) желаемого имиджа предприятия (объемы продаж, прибыли, уникальности характеристик товаров компании относительно конкурентов)
- Структурно-управленческие – желательная организационная структура на предприятии, обеспечивающая максимум эффективности, требования к руководителям структурных подразделений;
Финансовые цели представляют собой запланированные конкретные финансовые показатели (уровень прибыли, рост доходов, уровень окупаемости инвестиций, рост дивидендов, рост курса акций, достаточное поступление наличности, кредитоспособность и т.д.)
На основе сформулированных целей предприятия с учетом стратегического видения и миссии осуществляется разработка стратегии предприятия — третья задача стратегического менеджмента.
Разработка стратегии представляет собой творческую деятельность, которая должна учитывать тенденции рынка и потребности клиентов и направлена на поиск путей достижения целей и выполнение задач предприятия.
Стратегия должна включать плановые конкурентные инициативы, реакцию на изменения внешней среды, мероприятия по изменению географического охвата рынков, действия по слиянию и поглощению для обеспечения прочного положения в отрасли, формирование стратегических союзов и альянсов, диверсификацию и освоение новых направлений бизнеса, укрепление ресурсного потенциала и конкурентных возможностей и другие.
Четверная задача стратегического менеджмента — внедрение и реализация стратегии предприятия. Процесс внедрения стратегии предприятия предполагает переход от содержания сформулированной стратегии к комплексному набору конкретных мероприятий и действий.
Реализация стратегии предполагает осуществление ряда работ: разработка и создание организации и руководство осуществления стратегии, эффективное распределение ресурсов предприятия между подразделениями предприятия для выполнения поставленных задач, разработка систем и процедур в поддержку стратегии, создание эффективной системы стимулирования и мотивации сотрудников предприятия, создание корпоративной культуры, стимулирующей реализацию стратегии, использование современных подходов и методик совершенствования и другие.
Пятая задача стратегического менеджмента предполагает непрерывный процесс оценки деятельности предприятия, мониторинг внешней среды функционирования и осуществление корректирующих воздействий посредством реорганизации отдельных видов деятельности и процессов, реструктуризации, изменения бюджетов, ротации кадров, развития новых возможностей, изменения корпоративной культуры и систем мотивации и стимулирования, непрерывного процесса обучения и повышения квалификации на всех уровнях управления предприятием.
Таким образом, решение пяти задач стратегического менеджмента необходимо осуществлять исходя из комплексного и системного подходов, а процесс стратегического менеджмента должен быть непрерывным и охватывать все уровни управления предприятием.
Подводя итог вышеописанному, следует подчеркнуть, что маркетинг в целом, и особенно стратегический в частности, призван играть важную роль в рыночной системе хозяйства не только в связи с тем, что он обеспечивает эффективное сопряжение спроса и предложения, но и потому, что он запускает благотворный цикл экономического развития - обнаруживает неудовлетворенные потребности и разрабатывает соответственно адаптированные товары. Роль стратегического маркетинга состоит еще и в том, чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические возможности, т.е. возможности, адаптированные к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности. Таким образом, стратегический маркетинг является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегический маркетинг - это инструмент, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Примеры миссии и видения успешных компаний.
Microsoft Corporation — производство программного обеспечения
Многие годы деятельность Microsoft определялась стратегическим видением:
"Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение".
Появление Internet и широкое распространение электронных устройств, отличных от ПК, например карманных калькуляторов и приставок к телевизорам.
Microsoft в 1999 году расширить видение следующим образом:
"Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения".
Intel — производство процессоров для ПК
"Наше видение: миллиарды компьютеров с подключением к Internet, миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции. Миссия Intel — сохранение за собой роли ключевого поставщика в Internet-экономике и содействие любым усилиям по повышению эффективности Internet. Сегодня главное в компьютерах — это Internet. Мы расширяем возможности ПК и Internet".