Тема: «Решение экологических задач».

Цель работы: Закрепить знания о том , что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.

Ход работы:

Задача ( Разбирают вместе с преподавателем) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

 

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

 

Задачи

 

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

 

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

 

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

 

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

 

 

Напишите отчет:

-указать номер практической работы, тему, цели, оборудование

- выполните задания методических указаний

- сформулируйте и запишите вывод

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица: Доминантные и рецессивные признаки человека

Признак Доминантные Рецессивные
Глаза Большие Маленькие
Цвет глаз Карие,зелёные Голубые, серые
Разрез глаз Прямой Косой
Тип глаз Монголоидный Европеоидный
Острота зрения Близорукость Нормальное
Верхнее веко Нависающее (эпикант) Нормальное
Ямочки на щеках Есть Нет
Уши Широкие Узкие
  Длинные Короткие
Подбородок Прямой Отступающий назад
  Широкий Узкий и острый
Выступающие зубы и челюсти Имеются Отсутствуют
Щель между резцами Есть Нет
Волосы С мелкими завитками Вьющиеся, волнистые
  Жесткие, прямые, «ежик» Прямые, мягкие
  Вьющиеся Волнистые или прямые
Поседение волос В возрасте 25 лет После 40 лет
Облысение У мужчин У женщин
Белая прядь волос надо лбом Имеется Отсутствует
Рост волос по средней линии лба Есть Нет
Мохнатые брови Есть Нет
Нижняя губа Толстая и отвисающая Нормальная
Способность загибать язык назад Есть Нет
Способность свертывать язык трубочкой   Есть   Нет
Зубы при рождении Имеются Отсутствуют
Кожа Толстая Тонкая
Цвет кожи Смуглый Белый
Веснушки Есть Нет
Кисть С 6 или с 7 пальцами С 5 пальцами
Преобладающая рука Правая Левая
Узоры на коже пальцев Эллиптические Циркулярные
Антигены системы АВО   А, В   О
Голос (у женщин) Сопрано Альт
Голос (у мужчины) Бас Тенор
Абсолютный музыкальный слух   Имеется   Отсутствует
Наследственная глухота Отсутствует Имеется