Тема: «Решение экологических задач».
Цель работы: Закрепить знания о том , что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.
Ход работы:
Задача ( Разбирают вместе с преподавателем) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона
Задачи
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.
2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.
4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
Напишите отчет:
-указать номер практической работы, тему, цели, оборудование
- выполните задания методических указаний
- сформулируйте и запишите вывод
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица: Доминантные и рецессивные признаки человека
Признак | Доминантные | Рецессивные |
Глаза | Большие | Маленькие |
Цвет глаз | Карие,зелёные | Голубые, серые |
Разрез глаз | Прямой | Косой |
Тип глаз | Монголоидный | Европеоидный |
Острота зрения | Близорукость | Нормальное |
Верхнее веко | Нависающее (эпикант) | Нормальное |
Ямочки на щеках | Есть | Нет |
Уши | Широкие | Узкие |
Длинные | Короткие | |
Подбородок | Прямой | Отступающий назад |
Широкий | Узкий и острый | |
Выступающие зубы и челюсти | Имеются | Отсутствуют |
Щель между резцами | Есть | Нет |
Волосы | С мелкими завитками | Вьющиеся, волнистые |
Жесткие, прямые, «ежик» | Прямые, мягкие | |
Вьющиеся | Волнистые или прямые | |
Поседение волос | В возрасте 25 лет | После 40 лет |
Облысение | У мужчин | У женщин |
Белая прядь волос надо лбом | Имеется | Отсутствует |
Рост волос по средней линии лба | Есть | Нет |
Мохнатые брови | Есть | Нет |
Нижняя губа | Толстая и отвисающая | Нормальная |
Способность загибать язык назад | Есть | Нет |
Способность свертывать язык трубочкой | Есть | Нет |
Зубы при рождении | Имеются | Отсутствуют |
Кожа | Толстая | Тонкая |
Цвет кожи | Смуглый | Белый |
Веснушки | Есть | Нет |
Кисть | С 6 или с 7 пальцами | С 5 пальцами |
Преобладающая рука | Правая | Левая |
Узоры на коже пальцев | Эллиптические | Циркулярные |
Антигены системы АВО | А, В | О |
Голос (у женщин) | Сопрано | Альт |
Голос (у мужчины) | Бас | Тенор |
Абсолютный музыкальный слух | Имеется | Отсутствует |
Наследственная глухота | Отсутствует | Имеется |