Практическая работа №14
Решение экологических задач
Цель работы:формирование умения применять знания по экологии для решения экологических ситуаций
Пример
Ситуация 1
Проблема:
Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.
Последствия:
- Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома, многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы ).
- Магистраль разрушит ландшафт, будут снесены некоторые памятники природы и культуры.
- Уничтожится значительная часть плодородных полей, потеряются пастбища, сократится численность скота.
- Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнят жизнь людям.
Предлагаемое решение:
Построить дорогу в обход города, что сохранит качество окружающей среды и значительно снизит вред от автомагистрали.
Ситуация 2
Проблема:
Загрязнение малых рек поверхностными водами с частных огородов. Многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды. Перенос огородов на другое место просто невозможен.
Последствия:
- В реку смываются удобрения и химические средства защиты растений, что значительно усиливает эвтрофикацию водоема и приводит к гибели планктона.
- Для почвы огородов это тоже не выгодно, т. к. способствует развитию водной эрозии, снижает плодородие почвы.
Ситуация 3
Проблема:
Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.
Последствия:
- Автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота, альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца, соединениями мышьяка.
- Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам, что повышает во много раз угрозу травматизма жителей.
- Дети на прогулках получат не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.
- Усиливается шумовое загрязнение, особенно в утренние и вечерние часы.
Ситуация 4
Проблема:
Свалка бытового мусора в районе жилых домов.
Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.
Последствия:
- Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов.
- Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм.
- На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и концерагены.
- Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.
Ситуация 5
Проблема:
В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.
Последствия:
- Кроме натуральных веществ – дерева, бумаги, хлопчатобумажных тканей, сухостоя травянистых растений и т.д., люди выбрасывают и синтетические вещества – различные пластмассы, а при их сгорании выделяются ядовитые вещества.
- Сжигание мусора повышает пожарную опасность территорий, где проводится утилизация таким способом.
- Этот способ утилизации активно снижает количество кислорода в воздухе, способствует накоплению углекислого газа, концерагенных газов, сажи и копоти.
Ситуация 6
Проблема:
Вблизи села местность из-за застаивающихся талых вод активно зарастает камышом и рогозом, который из года в год занимает все большую территорию. Автомобильная трасса у данного села проходит очень близко к этим зарослям. Они располагаются буквально по обе стороны от дороги.
Последствия:
- В стоячей воде развиваются личинки комаров, которые являются переносчиками малярии.
- Камыш в жаркие дни может загореться, это приведет к угрозе пожара в близлежащих домах.
- Камыш, растущий вдоль автодорог, насыщен ядовитыми веществами. При его сжигании все эти вещества попадают в воздух.
- После созревания семян разлетается пух от камыша, это может усилить предрасположенность населения к аллергическим заболеваниям.
Ситуация 7
Проблема:
Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?
Последствия:
- Цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым.
- Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции.
- Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь крайне отрицательные последствия.
- Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения – индикаторы, которые можно использовать по назначению.
- Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность.
Ситуация 8
Проблема:
Борьба с насекомыми-вредителями садовых и огородных культур с помощью химических средств защиты растений на приусадебных участках и в садово-огороднических обществах.
Последствия:
- Ядохимикаты, убивающие насекомых-вредителей, могут быть очень опасными и для человека.
- Недопустимо попадание ядохимикатов на кожу, глаза, вдыхать запахи от ХСЗР, т. к. такой контакт может вызвать серьезные заболевания у человека.
- Попадание ядовитых веществ на землю также не обходится без последствий, т.к. способствует уничтожению редуцентов из почвы, поглощается вторично овощными и плодово-ягодными растениями, накапливаются в них и делают овощи и фрукты вредными для здоровья человека.
- Ядовитые вещества становятся участниками круговоротов веществ (воды, азота, кислорода и др.), нарушая их естественные циклы.
- Применение одних и тех же ядохимикатов длительное время влечет за собой снижение эффективности их действия на насекомых – вредителей
Ситуация 9
Проблема:
В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.
Последствия:
- Старые деревья – место жительства многих болезнетворных организмов, которые могут заразить молодые деревья.
- Распиленные бревна придают парку не респектабельный вид, попросту захламляя, значительную часть парка.
- Для детей и взрослых на прогулках они создают дополнительные неудобства, т.к. способствуют нечаянному травматизму.
Ситуация 10
Проблема:
Для ускорения таяния льда и снега тротуары и дороги часто посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить данную проблему?
Последствия:
- Весной соль попадает в почву, что отрицательно влияет на состояние растений.
- Кроме того, это усиливает коррозию деталей автомобилей.
- Соль, высыхая на тротуарах и проезжей части, измельчается колесами и смешивается с пылью, усиливая ее аллергенную опасность.
Ситуация 11
Проблема:
При добыче щебеня, глины используется открытый способ. Какой вред, наносимый экосистеме подобным способом добычи полезных ископаемых. Можно ли способствовать восстановлению экосистемы.
Последствия:
- Добыча полезных ископаемых открытым способом разрушает плодородный поверхностный слой почвы.
- Возникают глубокие карьеры.
- Вытесняется растительность естественного сообщества (луга, степи, леса), распространяются рудеральные растения.
- Смещаются популяции животных естественных экосистем, до этого живших здесь, причем не всегда в благоприятные условия.
Напишите отчет:
-указать номер практической работы, тему, цели, оборудование
- выполните задания методических указаний
- сформулируйте и запишите вывод