Практическая работа №2
«Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений»
Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;
Оборудование и реактивы: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения), кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.
Методические указания:
Теория. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляяН2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:
2 Н2О2 = 2 Н2О+ О2
Эксперимент:
- на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
- - поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
- прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.
- опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
- - на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.
- нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез.
- объясните явление.
Ответьте на вопросы:
- Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
- Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование и реактивы
- схематически зафиксируйте эксперимент, подпишите наблюдения к нему и объяснения наблюдений
- в качестве вывода ответьте на вопросы