ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНОГО СПОСОБА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

С возникновением новых промыслов или расширением старых, строительством нефтеперерабатывающих заводов и появлением новых районов потребления возникает необхо­димость в новых грузопотоках. Перед проектировщиками встает задача выбора наилучшего способа осуществления нового грузопотока. Таким образом, необходимо определить оптимальный способ транспортировки нефти и нефтепро­дуктов. Существует много показателей, по которым можно сравнивать разные способы транспорта: экономические, ме­таллоемкость, ритмичность работы и т. д. Выбор того или иного вида транспорта осуществляется технико-экономичес­ким сравнением вариантов. К важнейшим экономическим показателям относятся капитальные затраты и эксплуатаци­онные расходы, которые обозначим соответственно К и Э. К капитальным затратам относится стоимость оборудования, материалов, работ по сооружению объекта. В состав эксплу­атационных расходов входят отчисления на амортизацию, текущий ремонт, заработная плата, плата за электроэнер­гию, топливо, воду и т. д. Капитальные затраты считаются единовременными и измеряются: К — [руб.]. Эксплуатаци­онные расходы — текущие, распределенные во времени, единица измерения: Э — [руб/год].

Если при сравнении двух вариантов окажется, что у одного из них капитальные и эксплуатационные расходы меньше, чем у другого, т. е. если выполняется условие К1 < К2 и Э1 < Э2, то выгодность первого варианта очевидна.

Обсуждению подлежит случай, когда К1 < К2 и Э1 > Э2

Если в этом случае принять к исполнению второй вариант, то по сравнению с первым получим экономию в эксплуатаци­онных расходах Э2 Э2

Но при этом возникнет перерасход капитальных вложений К2 – К2

Отношение перерасхода капитальных вложений к эконо­мии эксплуатационных расходов представляет собой срок оку­паемости и обозначается

 

Величина, обратная сроку окупаемости, называется коэф­фициентом эффективности и обозначается

Коэффициент эффективности — это экономия эксплуата­ционных расходов, приходящихся на рубль излишне вложен­ных затрат.

Второй вариант будет выгоднее первого в том случае, когда коэффициент эффективности окажется достаточно боль­шим (или срок окупаемости — достаточно малым). Вопрос о том, что значит «достаточно большой» или «достаточно ма­лый» решается сопоставлением полученных значений Еи Тс нормированным коэффициентом эфективности Ен или нор­мативным сроком окупаемости Т При этом условие пред­почтительности варианта с меньшими эксплуатационными рас­ходами может быть записано в следующем виде:

Смысл последнего выражения следующий: выгоднее тот ва­риант, у которого сумма Э + Ен К меньше. Величина Э + Ен К называется приведенными затратами и обозначается П.

Следовательно, предпочтителен вариант с меньшими при­веденными затратами. При выборе оптимального варианта должно выполняться условие П1 < П2.

Следует отметить, что при выборе оптимального варианта транспортировки нефтяных грузов расчет капитальных и эк­сплуатационных затрат ведется по укрупненным показателям, что, естественно, предполагает ограниченную точность ре­зультатов. Если получающиеся при расчетах значения приве­денных затрат по двум вариантам близки, то, пользуясь изве­стными методами математической статистики, необходимо оп­ределить доверительные интервалы, а в случае их частичного наложения друг на друга — использовать дополнительные критерии оптимальности для выбора варианта, например, ме­таллоемкость, надежность и др.

 

5.3.3. ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТРАЛЬ­НЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Необходимость строительства трубопроводов выявляется в процессе разработки планов развития нефтяной и газовой промышленности при переходе экономики на рыночные ме­ханизмы, а также при спросе на снабжение нефтепродукта­ми и газом промышленных и сельскохозяйственных пред­приятий и населения страны. Проектирование и строитель­ство магистральных трубопроводов производится, исходя из схем размещения и развития нефтяной и газовой промыш­ленности и трубопроводного транспорта, а также из схем размещения производительных сил по экономическим райо­нам [4]. В задании на проектировании указываются следую­щие основные данные:

назначение трубопровода;

годовая пропускная способность с разбивкой по очередям строительства;

для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов перечень нефтей и нефтепродуктов, подлежащих последовательной пере­качке, с указанием числа каждого сорта;

характеристики всех нефтей и нефтепродуктов;

направление трубопровода, т. е. указание начального, ко­нечного, а в случае необходимости промежуточных пунктов;

перечень пунктов путевого сброса или подкачки продук­тов с указанием количеств по сортам;

сроки начала и окончания строительства по очередям;

наименование проектировщика и генерального подрядчика;

сроки представления технической документации по стади­ям проектирования.

Проектирование трубопровода ведется, как правило, в две стадии: технический проект и рабочие чертежи.

На стадии технического проекта производятся все необхо­димые изыскания, принимаются все основные технические решения по проектируемым объектам, определяется общая стоимость строительства и основные технико-экономические показатели [2, 7, 13, 42].

Рабочие чертежи составляют в строгом соответствии с утвержденным техническим проектом. В них уточняются и детализируются принятые в техническом проекте решения в такой степени, чтобы по этим чертежам можно было выпол­нить соответствующие строительные и монтажные работы. Трубопроводы малой протяженности проектируют в некото­рых случаях в одну стадию — технорабочий проект. В настоящее время внедрены методы автоматизированного проекти­рования систем трубопроводного транспорта.