Кинематические параметры передач

Передаточное отношение.В червячной передаче в отличие от зубчатой окружные скорости и направлены под углом 900 друг к другу и различны по величине. Поэтому червячная передача имеет следующие особенности: передаточное отношение не может быть выражено отношением в относительном движении начальные цилиндры не обкатываются, а скользят. При одном обороте червяка колесо повернется на
угол, охватывающий число зубьев колеса, равное числу заходов червяка. Для полного оборота колеса необходи­мо оборотов червяка, т. е.

.

Число заходов червяка выполняет здесь функцию числа зубьев шестерни в зубчатой передаче. Так как может быть небольшим и часто равным единице (чего не может быть у шестерни), то в одной червячной паре можно получить большое передаточное отношение. Это и является основным достоинством червячных передач.

В силовых червячных передачах наиболее распространены =10...60(80); в кинематических цепях приборов и измерительных механизмов встречаются до 300 и более.

Ведущим в большинстве случаев является червяк.

Скольжение в зацеплении.При движении витки червяка скользят по зубьям колеса, как в винтовой паре. Скорость скольжения на­правлена по касательной к винтовой линии червяка. Как относи­тельная скорость она равна геометрической разности абсолютных скоростей червяка и колеса, которыми в данном случае являются окружные скорости и ; или и, далее,

,

, ,

.

Здесь - угол подъема винтовой линии червяка. Так как прак­тически <300, то в червячной передаче всегда значи­тельно меньше , больше .

Большое скольжение в червячных передачах служит причиной пониженного КПД, повышенного износа и склонности к заеданию (основные недостатки червячных передач).