Вопрос: Порядок оформления прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения?

Ответ: Cтатья 36 ЗК РФ

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии Земельным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ.

2. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

3. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. (Перечень документов по приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370)

4. В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

 

 

Вопрос: Категории граждан, которым предоставляется в соответствии со ст. 10 59-З от 05.04.2004 г. «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» право на получение однократного и бесплатного земельного участка для индивидуального жилищного строительства?

Ответ: 1. Категории граждан, которым предоставляются бесплатно однократно земельные участки для индивидуального жилищного строительства:

1) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) молодые семьи, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и имеющие одного и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющиеся собственниками жилых помещений;

3) работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в следующих случаях:

а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;

б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

в) проживающие в общежитии;

г) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Вопрос: Порядок приема, рассмотрения заявок и принятия решения по однократному и бесплатному предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ, а так же земель государственная собственность на которые не разграничена в столице РБ – городе Уфе, для индивидуального жилищного строительства?

Ответ: Постановление Правительства РБ от 15.08.2008 N 286 (ред. от 01.11.2010)

1. Уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений (далее - уполномоченный орган) готовит и публикует в газете "Новая экономическая газета" информационное сообщение, содержащее перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (далее - информационное сообщение).

Информационное сообщение включает в себя сведения о местоположении и площади земельных участков.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, вправе обратиться с соответствующим заявлением (далее - заявление) в уполномоченный орган.

3. Заявления принимаются в течение месяца с даты публикации информационного сообщения.

4. В заявлении должны содержаться сведения о местоположении и площади испрашиваемого земельного участка.

5. К заявлению прилагаются:

1) для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

копия документа, удостоверяющего личность;

нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;

справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка предоставляется по месту жительства гражданина и местонахождению земельного участка);

справка, выданная государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, о наличии в собственности гражданина объектов недвижимости по месту жительства гражданина;

справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства;

2) для молодых семей, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполных семей, состоящих из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и имеющих одного и более детей, нуждающихся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющихся собственниками жилых помещений:

копии документов, удостоверяющих личность супругов или родителя;

нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;

заверенная копия свидетельства о браке;

заверенная копия свидетельства о рождении ребенка (детей) - для неполной семьи;

заверенная копия свидетельства об усыновлении (удочерении) - в случае наличия усыновленного ребенка - для неполной семьи;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя каждого из супругов (родителя), ребенка (детей) правах на объекты недвижимости (выписка предоставляется по месту жительства супругов или родителя и местонахождению земельного участка);

копия финансового лицевого счета, справка о составе семьи по месту регистрации;

выписка из домовой или похозяйственной книги - в случае проживания в индивидуальном жилом доме;

в случае, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющий иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, - справка о наличии тяжелой формы заболеваний, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства супругов (родителя), ребенка (детей), об отсутствии у них земельных участков на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства;

справка, выданная государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, о наличии в собственности супругов (родителя) объектов недвижимости по месту жительства супругов (родителя);

3) для работников организаций бюджетной сферы, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющихся собственниками жилых помещений, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет:

копия документа, удостоверяющего личность;

нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;

копия трудового договора, заверенная работодателем;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя заявителя и каждого члена его семьи правах на объекты недвижимости (выписка предоставляется по месту жительства заявителя и местонахождению земельного участка);

копия финансового лицевого счета, справка о составе семьи по месту регистрации;

справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина и членов его семьи, об отсутствии у них земельных участков на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства;

справка, выданная государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, о наличии в собственности гражданина и членов его семьи объектов недвижимости по месту жительства гражданина и членов его семьи.

В случае, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющий иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, - справка о наличии тяжелой формы заболеваний, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Также к заявлению прилагаются документы, подтверждающие проживание заявителя в коммунальной квартире или общежитии.

Заверенные копии свидетельств о браке либо копии паспортов всех проживающих в жилом помещении лиц;

технический паспорт (технический формуляр) жилого помещения;

выписка из домовой или похозяйственной книги - в случае проживания в индивидуальном жилом доме.

6. Уполномоченный орган осуществляет регистрацию поступивших заявлений.

7. В случае подачи двух и более заявлений на один земельный участок решение о предоставлении принимается в порядке очередности исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган.

8. Уполномоченный орган в соответствии с Положением о нем в месячный срок после окончания срока приема заявлений принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в предоставлении земельного участка.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства может быть обжалован в судебном порядке.

9. Уполномоченный орган в недельный срок после вынесения решения о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка и представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка заключает договор передачи земельного участка.

10. Предоставление гражданину земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

11. Гражданин в недельный срок с момента заключения договора передачи земельного участка обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации права собственности. Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок представляется в уполномоченный орган.

 

Вопрос: Отказ в однократном и бесплатном предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ, а так же земель государственная собственность на которые не разграничена в столице РБ – городе Уфе, для индивидуального жилищного строительства?

Ответ: Постановление Правительства РБ от 15.08.2008 N 286 (ред. от 01.11.2010)

Отказ в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства допускается в следующих случаях:

отсутствие у гражданина права на получение земельного участка;

отсутствие документов;

представление заявителем недостоверных сведений;

наличие ранее поступившего заявления иного физического лица о предоставлении данного земельного участка.