Механический привод с применением сельсин-аппаратов
(электрическое регулирование скоростей)
Установка сельсин-моторов в приводах уравновешивающе-нажимных устройств впервые получила применение в листовых станах (слябинг, тонколистовой, непрерывный горячей прокатки, непрерывный холодной прокатки типа тандем и др.), изготовленных в США и в СССР.
а) Уравновешивающе-нажимное устройство первого советского слябинга («Запорожсталь») состоит из двух нажимных винтов, расположенных по краям, и одного уравновешивающего посредине, имеющих общий электропривод, который управляется оператором из главного поста управления при помощи командо-аппарата и указателя с циферблатом, или автоматически при помощи двух сельсин-моторов, по заранее заданной программе прокатки.
Все три винта (фиг. 337) приводятся во вращение от двух электродвигателей и через общий вал, четыре цилиндрических шестерни 1, 2, 3 и 4 с передаточным отношением 1 : 1 и три червячных пары 5— 6, 7—8 и 9—10 с отношением 1 : 12,3.
Фиг. 337. Кинематическая схема привода нажимных и уравновешивающего винтов
рабочей клети горизонтальных валков слябинга:
и — моторы; 1 — цилиндрическая шестерня главного вала; 2 — промежуточная; 3 — шестерня приводного вала уравновешивающего винта; 4 — шестерня общего вала нажимных винтов; 5 и б — червяк и червячное колесо правого нажимного винта; 7 и 8 — левого, 9 и 10 — уравновешивающего винта; 11—жесткая муфта; 12 и 13 — раздвижные муфты
Червячные передачи нажимных винтов сидят на общем валу, имеющем две кулачные раздвижные муфты 12 и 13 для возможности отъединения от привода обоих или одного из нажимных винтов (11—жесткая муфта). Червячная передача уравновешивающего винта 9—10 имеет отдельный приводной вал, связанный с главным валом цилиндрической передачей из трех цилиндрических шестерен 7, 2, 5, причем связь с валом нажимных винтов осуществляется через четвертое цилиндрическое зубчатое колесо 4.
Возможность отъединения привода нажимных винтов от привода уравновешивающего винта создает удобство при смене валков и вкладышей в подушках, при ремонтах уравновешивающего или нажимного механизмов, смене и регулировке нажимных винтов.
Электродвигатели привода компаундные (N=180 /квт, п= 570 об/мин).
Обычно во время прокатки подымается и опускается только верхний горизонтальный валок, но в случае ремонта при смене вкладышей нижнего горизонтального валка возможен одновременный подъем обоих валков со скоростью вдвое меньшей скорости подъема одного верхнего валка.
Как при ручной перестановке верхнего валка оператором, так и при автоматической перестановке при помощи сельсин-моторов крайние верхнее и нижнее положения верхнего горизонтального валка фиксируются конечным выключателем.
Передача движения к стрелкам указателя, конечному выключателю и приемным сельсин-моторам, осуществляется от левого нажимного винта (фиг. 338).
При максимальном растворе горизонтальных валков в 900 мм циферблат указателя градуирован на 1000 мм, причем его стрелки показывают не величину абсолютного обжатия за пропуск, а величину раствора валков при каждом пропуске и вращаются при опускании верхнего валка — против часовой стрелки, а при подъеме валка — по часовой стрелке. Малая стрелка показывает раствор валков в дециметрах, большая — в сантиметрах и миллиметрах; отношение скоростей их вращения равно 1 : 10.
При ручном управлении уравновешивающе-нажимным механизмом раствор валков производится оператором по циферблату, а пуск и останов приводных электромоторов из главного поста управления при помощи командо-контроллера, причем крайние положения верхнего горизонтального валка фиксируются автоматически конечным выключателем.
При автоматическом управлении раствор валков также производится оператором, но путем нажатия кнопки. Пуск и останов приводных электродвигателей осуществляются автоматически при помощи сельсин-моторов в сочетании с тиратронами, причем основной установкой автоматического устройства является программная панель, расположенная в будке главного поста управления, по которой устанавливаются обжатия соответственно заданной программе прокатки.
Сообразно с количеством пропусков и величиной обжатия в каждом пропуске для получения соответствующих им растворов валков требуются в каждом случае отдельные комплекты командных сельсин-моторов, состоящих из основного командного сельсина и командного сельсин-верньера, причем командные сельсин-моторы (основной сельсин и сельсин-верньер) связаны между собой редуктором с передаточным отношением 10 : 1.
Фиг. 338. Кинематическая схема привода стрелок указателя, конечного выключателя и сельсин-моторов рабочей клети горизонтальных валков слябинга; 1—6 — цилиндрические шестерни, идущие от левого нажимного винта; 7 и 8 — конические шестерни, передающие движение валу стрелок указателя; 9—12 — цилиндрические шестерни привода стрелок указателя; 13 и 14 — червячная передача конечного выключателя; 15 и 16 — цилиндрическая передача к приемному сельсин-мотору; 17 и 18 — цилиндрическая передача к основному приемному сельсин-мотору
При ходе нажимных винтов на 1000 мм ротор командного сельсин-верньера делает пять оборотов, а командного основного сельсина всего пол-оборота, что гарантирует точность установки верхнего горизонтального валка в пределах 1,5 мм.
На приводе указателя уравновешивающе-нажимного механизма аналогично программной панели устанавливается такой же комплект сельсин-моторов, причем командному основному сельсину соответствует приемный сельсин, а командному сельсин-верньеру — приемный сельсин-верньер. Как командные, так и приемные сельсин-моторы связаны между собой передачей с отношением 10 : 1, Ротор каждого сельсина имеет число оборотов, соответствующее сельсину, установленному на программной панели.
Роторы приемных сельсинов с движением левого нажимного винта связаны механически при помощи привода механизма указателя, а с роторами командных сельсинов, установленных на программной панели, электрически. Статоры приемных сельсинов включены через трансформатор на сетки тиратронов, статоры командных сельсинов — на однофазную сеть переменного тока.
Описанное устройство дает возможность основному приемному сельсину только подводить моторы привода уравновешивающе-нажимного устройства к требуемому положению с пониженной скоростью, отключение же производит приемный сельсин-верньер при достижении нулевого положения.
б) Привод уравновешивающе-нажимного устройства клети кварта поперечной прокатки тонколистового стана завода «Запорожсталь» также имеет сельсин-моторы (фиг. 339), расположенные не на общем при воде нажимного устройства, а на каждой из сторон привода нажимных винтов, причем связь с конечными выключателями достигается через промежуточную цилиндрическую шестерню, общую для обеих передач (сельсин-мотора и конечного выключателя).
Конечное выключение предусмотрено з одну сторону (вверх), управление перестановкой валков осуществляется сельсин-моторами. Мощность каждого из электродвигателей привода N=81,5 л. с. при п = 775 об/мин.
С каждой стороны привода имеется по одному тормозу на валах моторов.
Уравновешивание гидравлическое при помощи четырех цилиндров для рабочих и четырех для опорных валков.
Для смазки нажимного устройства применяется шестеренный насос ротационного типа с косыми зубьями, приводимый в движение от мотора (N=1,5 квт, п =1420 об/мин).
Фиг. 339. Кинематическая схема приводов уравновешивающе-нажимных устройств клети кварто поперечной прокатки тонколистового стана: 1 и 2 — шевронные передачи; 3 и 4 — цилиндрические передачи с прямыми зубьями; 5 и 6 — червячные передачи нажимных винтов; 7 и 8 — цилиндрическая передача конечного выключателя; 8 и 9 — цилиндрическая передача сельсин-мотора; 10 —обыкновенные муфты и муфты «Пулл» и «Америкен» на валах моторов; 11 — расцепная электромагнитная муфта между электродвигателями; 12 — тормоз; 13 — конечный выключатель; 14 — муфты конечных выключателей; 15 — редуктор; 16 — сельсин-мотор
в) Привод уравновешивающе-нажимного устройства вертикальных валков первого советского слябинга завода «Запорожсталь» основан на идентичной электрической схеме с приводом горизонтальных валков этого стана, конструктивно же отличается от привода горизонтальных валков.
Каждый из вертикальных валков переставляется тремя горизонтальными винтами (фиг. 340, а и б), из которых верхний и нижний служат для передвижения валка к линии прокатки и называются нажимными, средний — в противоположном направлении. Последний, будучи связан пружинами и тягами с рамами, прижимает их к нажимным винтам и носит название уравновешивающего.
Конструктивно приводы уравновешивающе-нажимного устройства для левого и правого валков выполнены аналогично, за исключением направления нарезок на нажимных и уравновешивающих винтах. Нажимные винты и гайки имеют трапецеидальную одноходовую нарезку уравновешивающие — также одноходовую, но пилообразную. Нажимные винты совершают вращательное и поступательное движения, а уравновешивающие только поступательное.
Вращение всех винтов осуществляется (фиг. 341) от двух электродвигателей, для синхронности жестко соединенных между собой общи валом.
Вращение нажимных и уравновешивающих винтов осуществляется от главного приводного вала, связанного с электродвигателя через шестерни, сидящие на нем и сцепленные с промежуточными и приводными шестернями. От приводных шестерен движение каждому из нажимных винтов передается через шпонку, закрепленную в ступице шестерни неподвижно и входящую в продольный газ, расположенный по всей длине нажимного винта; причем, вращаясь в гайке, закреплены в соответствующей станине, нажимной винт имеет поступательное движение, тогда как шпонка, входящая в паз, свободно скользит по нему.
Приводные шестерни верхнего и нижнего нажимных винтов, сцепленные с такой же шестерней уравновешивающего, обеспечивают поступательное движение последнего при помощи гайки, вращающейся вместе с приводимой шестерней, причем от вращательного движения уравновешивающий винт удерживается щпонкой, закрепленной в станине и свободно входящей в паз, расположенный по всей длине нарезки винта. Для вывода промежуточных шестерен из зацепления применяется специальный выключающий механизм. Между главными приводными шестернями и электродвигателями установлены муфты Фаста.
Электродвигатели имеют мощность N=135 квт каждый при п — 450 об/мин. Электродвигатели снабжены тормозами.
Управление перестановкой вертикальных валков аналогично горизонтальным, осуществляется ручным (при помощи командо-аппарата и стрелок указателя) и автоматическим (при помощи сельсин-моторов по заранее установленной программе прокатки) способами. Крайние положения сдвинутых и раздвинутых вертикальных валков фиксируются конечными выключателями. Максимальный раствор вертикальных валков 1800 мм, минимальный — 600 мм.
Фиг. 340 а. Механизм для передвижения левого вертикального валка слябинга
Фиг. 340б. Механизм для передвижения правого вертикального валка слябинга
Фиг. 341. Схема привода уравновешивающе-нажимного устройства слябинга для перестановки вертикальных валков:
1 — электродвигатели; 2 — тормозные шкивы; 3 — жесткие муфты; 4 — промежуточный вал; 5 — зубчатые муфты типа
«Фаста»; 6 — выключающий механизм; 7 — конечный выключатель; 8 — сельсин-мотор, делающий 0,5 оборота;
9 — сельсин-мотор, делающий 10 оборотов; 10 — циферблат указателя; 11 — червячная передача;
12— большая стрелка указателя; 13 — малая стрелка указателя
Передача движения стрелкам указателя конечному выключателю и сельсин-моторам (фиг. 342) осуществляется аналогично способу, принятому для горизонтальных валков, при помощи шестерни, приводящей в движение левый верхний нажимной винт (фиг. 341).
Привод стрелок указателя устроен так, что последние показывают не величину абсолютного обжатия, а величину раствора валков при каждом пропуске. Обе стрелки вращаются в одном направлении; при раздвигании валков — по часовой стрелке; при сдвигании — против. Малая стрелка показывает отсчет в дециметрах; большая — в сантиметрах и миллиметрах. Циферблат указателя градуирован раствор валков, соответствующий 2000 мм.
Как и в схеме для горизонтальных валков (фиг. 338) при ручном управлении перестановкой вертикальных валков, пуск и остановка электродвигателей механизм производятся оператором из главного поста управления при помощи командо-контроллера, при этом крайние положения раздвинутых и сдвинутых валков фиксируются конечным выключателем, связанным с приводом стрелок указателя рядом цилиндрических шестерен и червячной передачей.
Что касается автоматического управления перестановкой валков, последнее осуществляется при помощи двух приемных сельсин-моторов, связанных электричек с командными сельсин-моторами на программной панели. Так как перестановка вагинальных валков производится не при каждом пропуске, командные сельсин-моторы, предназначенные для перестановки вертикальных валков и верхнего горизонтального, сблокированы между собою при определенных пропусках.
Фиг. 342. Кинематическая схема привода стрелок указателя конечного выключателя и сельсин-моторов рабочей клети вертикальных валков слябинга: 1 и 2 — цилиндрическая пара зубчатых колес, идущая от нажимного винта; 3 и 4 — коническая пара колес, передающая движение валу механизма указателя; 5—8 — цилиндрические шестерни привода механизма указателя; 9 и 10 — червячная передача конечного выключателя; 11 и 12 — цилиндрическая передача приемного сельсин-верньера; 13 — основной приемный сельсин-мотор; 14 — конечный выключатель; 15 — приемный сельсин-мотор верньер; 16 — циферблат