ПОЗИТИВИЗМ И МАРКСИЗМ

Позитивизм — философско-методологическое учение, появив­шееся на свет в первой половине XIX в. Его основоположником считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798— 1857). Именно он впервые и изобрел сам термин «позитивизм»,

Понятия «эпистемология» и «гносеология», в сущности, синонимичны друг Другу, и оба обозначают учение о познании или теорию познания («эписте-мос», «гнозис» — знание, познание; «логос» — учение). Хотя в российской философии больше прижился термин «гносеология», однако в отношении социального познания чаще употребляется понятие «социальная эпистемо­логия»; термин «социальная гносеология» встречается крайне редко.


 




подразумевая под ним возможность создания некой «позитив­ной» («положительной») философии, свободной от спекуляций и абстрактных (в худшем смысле этого слова) метафизических рассуждений, и в качестве модели для себя полагающую естествен­ные (эмпирические) науки, прежде всего математику и физику. Согласно Конту, социальные науки по своему методу и пред­мету принципиально ничем не отличаются от естественных наук. Точно так же, как и естественные науки, они способны на выс­шей стадии своего развития дать единственно точную и объек­тивную картину социального мира, получить результат, являю­щийся объективной истиной. Сама социальная наука, как и все общество, проходит в своем развитии три основных стадии: те­ологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии человеческий разум в объяснении мира социальных фактов ис­пользовал в основном сверхъестественные силы и сущности; на второй стадии сверхъестественное объяснение было заменено объяснением через абстрактные метафизические сущности, к числу которых Конт относил и любые философские объяснения посред­ством «законов», «субстанций», «смыслов» и т.п.; и, наконец, на третьей стадии в действие вступает позитивный метод, очища­ющий социальное знание от спекулятивных «наносов» и «абст­ракций»: в результате последнее становится подобным по своей структуре естественно-научному знанию. Социальное знание спо­собно быть в такой же степени обоснованным и доказательным, как и знание в естественных науках, и оно должно быть таким, — на это многократно указывал Конт.

Позитивизм XX в. (его обычно называют логическим позити­визмом или неопозитивизмом) еще больше разработал и углу­бил эти контовские положения. К социальным наукам были предъявлены еще большие требования в плане их формализации и математизации, еще больше была ужесточена методологиче­ская критика оснований социального знания, основательному разбору была подвергнута проблема «истины» в социальном по­знании. Но результат остался примерно тем же: социальные на-3 ки в целом подобны естественным наукам и должны «подра­жать» им по своим методам и целям. Более конкретно это сво-д ится к следующим утверждениям:

1) истина бывает только научной и никакой другой быть не \' ожет;

2) научная истина — это прежде всего математическая и ло­гическая истина;

б~


 

3) к социальным наукам могут быть применены точно такие лее критерии доказательности и обоснованности, как и к естествен­ным наукам;

4) в социальных науках должна быть проведена демаркация — отделение точного и доказанного знания от метафизического и спекулятивного;

5) истина в социальных науках должна быть верифицируема или хотя бы фальсифицируема, иначе вопрос об истине вообще не может быть поставлен1.

Примерно на тех же методологических принципах строил свою позицию и Карл Маркс (1818—1883).

Аналогия между социальным и естественно-научным познани­ем — краеугольный камень концепции К. Маркса и его сорат­ника Ф. Энгельса (1820—1895), получившей название «марксизм». Согласно ему законы общества по своей структуре ничем прин­ципиально не отличаются от законов природы, разве что за ис­ключением того, что общественные законы в основном действуют как законы-тенденции, т.е. имеют вероятностно-статистический характер2. По своей сущности социальная наука (философия, политическая экономия, юриспруденция и т.п.) ничем не отли­чается от естественной науки (математики, физики, химии, био­логии и т.п.): она также исследует и познает законы, которые, по одному из самых известных замечаний К. Маркса, имеют естественно-исторический характер. На определенном этапе раз­вития общества эти законы также познаваемы, как и любые другие. Законы общества абсолютны по отношению к действу­ющим социальным группам, классам, партиям и идеологиям, т.е. они стоят выше последних, но при этом их действие проявляется посредством политической и экономической активности прогрес­сивного класса, социального слоя или партии. Никакой ценнос­тной разницы в интерпретации законов, а также подтверждаю­щих их действие социальных фактов нет и не может быть: зако­ны интерпретируются строго однозначно, и правильная их

' Напомним еще раз: верификация — это установление истинности какого-либо утверждения путем соотнесения его с чувственными данными в виде эм­пирических фактов; фальсификация — это проверка истинности каких-либо гипотез или теорий посредством их опровержения при сопоставлении с по­лученными в результате опыта эмпирическими фактами.

2 Законы природы в противоположность социальным законам делятся на две
категории: вероятностно-статистические (законы-тенденции) и динамичес­
кие (с однозначной связью: когда причина влечет за собой неизменно одно
и то же следствие). Но социальные законы — это исключительно вероятност­
но-статистические законы.

3 - 2750 Орехов gg


трактовка полностью совпадает с научной социальной истиной (на­учной истиной в познании социальных фактов и явлений). Лю­бой иной подход по отношению к этой истине интерпретирует­ся как социальная ложь —ложное знание в понимании социальных фактов и явлений. В буржуазном (капиталистическом) обществе единственным прогрессивным классом, нацеленным на получение научной социальной истины, является пролетариат (рабочий класс), а выразителем его интересов служит коммунистическая партия. Любые действия против пролетариата и коммунистической партии, таким образом, ведутся с реакционных позиций, а идеоло­гическим оружием подобных действий будет социальная ложь — преднамеренное искажение научной истины в отношении со­циальных фактов и явлений.

В результате марксизм и позитивизм объединяет общий под­ход к проблеме социальной истины: научная истина в отноше­нии социальных феноменов возможна, и она может быть только одна; все другие объяснения при этом будут ошибочными; при­чем само понятие социальной истины включает в себя как ут­верждение относительно самого анализируемого социального факта или явления, так и любую их интерпретацию с позиций тех или иных ценностей.