ОБЩЕНАУЧНАЯ И ЧАСТНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Общенаучная методология — это методология нескольких наук, или, по-другому, методология для нескольких наук.

Роль общенаучной методологии для экономической науки

Могут играть математическая, статистическая, историческая и не-

°торые другие типы методологий. Помимо экономического

Нания они могут быть применены и к другим типам научного

знания.


Частнонаучная методология это методология какой-либо одной конкретной науки.

В случае экономики речь должна идти об экономической ме­тодологии. Именно она выполняет функцию частнонаучной ме­тодологии для экономической науки. Но, что любопытно, для отдельных направлений внутри экономического знания (так называемых «экономических наук» — экономической географии, экономической истории, экономической теории, бухгалтерско­го учета и т.д.) эта же экономическая методология играет роль уже общенаучной, общедисциплинарной методологии.

Подробный разговор об экономической методологии пойдет

в главе 4.

БАЗОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ XX В.

К числу наиболее известных методологических концепций, которые чаще всего используются при методологическом и ис­торическом анализе развития разнообразных научных теорий (в том числе и экономических), можно отнести следующие три: 1) концепция научных революций и парадигм американского историка науки Томаса Куна (1922—1995); 2) теория иссле­довательских программ английского ученого (эмигрировавшего в Великобританию из Венгрии) Имре Лакатоса1 (1922—1974); 3) концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера (1902—1994) (родился в Австрии, большую часть жизни провел в Великобритании).

Эти концепции следует считать «базовыми» по той причине, что они оказали наиболее глубокое влияние на ход и развитие как методологического знания в частности, так и научного и фи­лософского знания в целом. Несмотря на то что все три концепции в некоторых своих частях противоречат друг другу, большинство исследователей стремятся понимать их как «взаимодополня­ющие» — одну в отношении к другой и брать все самое ценное, что есть в каждой концепции. Вот почему полезно ознакомить­ся с каждой из этих теорий.

Изложим вкратце взгляды указанных выше ученых (Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера) на методологию и философию разви­тия научного знания.

1 Иногда можно встретить написание этой фамилии как «Лакатош», поскольку в венгерском языке «s» читается как русское «ш».