ПИЛОТИРОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТА ПО ДУБЛИРУЮЩИМ ПРИБОРАМ

Переход на пилотирование вертолета по дублирующим при­борам производится при отказе какого-либо пилотажно-навигационного прибора (авиагоризонта, курсовой системы, указа­телей скорости).

Для своевременного определения отказов пилотажно-навигационных приборов и своевременного перехода к пилотирова­нию по дублирующим приборам летчик, выполняющий полет в закрытой кабине (в облаках), должен постоянно сопоставлять показания приборов, по которым он пилотирует вертолет. Не­соответствие показаний какого-либо прибора показаниям ос­тальных приборов является первым признаком отказа этого прибора.

Рассмотрим для примера следующее сочетание показаний приборов в горизонтальном полете. Силуэт самолетика авиа­горизонта начал крениться вправо и уходить вверх от линии искусственного горизонта. Попытка летчика отклонением руч­ки управления влево и от себя возвратить силуэт самолетика в прежнее (соответствующее режиму горизонтального полета) по­ложение результатов не дает. Более того, вариометр начинает показывать снижение, указатель скорости — рост скорости, стрелка указателя поворота—левый разворот и УГР-4УК— уменьшение курса. Все это свидетельствует о неисправности (отказе) авиагоризонта. Отказ авиагоризонта по причине пре­кращения, питания постоянным или переменным током опреде­ляется по появлению флажка на фоне шкалы.

Левый летчик (командир экипажа), убедившись в отказе авиагоризонта, должен подать команду бортовому технику вы­ключить авиагоризонт и перейти к пилотированию вертолета по дублирующим приборам или передать управление летчику-штурману, если его авиагоризонт исправен.

При отказе правого или обоих авиагоризонтов из-за отсут­ствия электрических сигналов прекращается стабилизация кре­на и тангажа вертолета автопилотом, но частично сохраняется демпфирование колебаний вертолета от воздействия внешних возмущений, так как с датчиков угловых скоростей сигналы в автопилот будут продолжать поступать. Это облегчает пилоти­рование.

В данном случае выключать автопилот не следует, а необ­ходимо выключить авиагоризонты и перейти на пилотирование по дублирующим приборам.

В прямолинейном полете при значениях общего шага несу­щего винта и оборотах турбокомпрессоров двигателей, соответствующих выполняемому режиму, необходимо плавными и ко­роткими отклонениями ручки управления и педалей удерживать стрелку указателя поворота на нуле, стрелку вариометра — на заданной вертикальной скорости, шарик указателя скольже­ния—в центре; направление полета выдерживать по указате­лю УГР-4УК, а при отказе курсовой системы—по компасу КИ-13; заданную скорость и высоту контролировать по указа­телю скорости и высотомеру. Пользоваться триммерами в этом случае не рекомендуется, так как это усложняет технику пилотирования вертолета.

Порядок распределения внимания при пилотировании вер­толета по дублирующим приборам (рис. 28) рекомендуется следующий: указатель поворота и скольжения—указателькур­совой системы; указатель поворота и скольжения—вариометр; указатель поворота и скольжения — указатель скорости — вы­сотомер.

Все развороты при пилотировании вертолета по дублирую­щим приборам следует выполнять только в режиме горизон­тального полета. Вводить вертолет в разворот необходимо очень плавными и незначительными по величине отклонениями ручки управления и педалей в нужную сторону, удерживая при этом стрелку вариометра на нуле, а шарик указателя скольжения в центре. Скорость углового вращения вертолета следует контро­лировать по указателю поворота и по темпу изменения курса (по УГР-4УК или КИ-13).

 

Рис. 28. Порядок распределения внимания при пилотировании вертолета по дублирующим приборам

Необходимо иметь в виду, что при выполнении координиро­ванных разворотов показания указателя поворота (ЭУП-53) не соответствуют фактическим углам крена вертолета. Так, при развороте на скорости 160—200 км/ч с креном 5, 10 и 15° по­казания указателя поворота соответственно будут 15—10, 30— 25 и 45—35°. При отсчете необходимо учитывать, что вследст­вие высокой чувствительности указателя поворота стрелка его будет находиться в постоянном колебательном движении около своего среднего положения, поэтому показания надо снимать осредненные.

Курсовая система включается в полете, как правило, на ре­жим магнитной коррекции (МК). При отказе магнитной кор­рекции курсовую систему следует переключить на режим гирополукомпаса (ГПК) и установить курс по показаниям компаса КИ-13. Если курсовая система не работает в обоих режимах, выдерживание курса и выполнение разворотов на заданные углы осуществляются по компасу КИ-13.

Развороты на заданные углы при исправных авиагоризон­тах целесообразно производить с креном не более 10°.

При отказе обоих указателей скорости режим полета в до­пустимых пределах можно выдерживать по совместным показа­ниям авиагоризонта и вариометра, сохраняя соответствующие данному режиму полета значения общего шага несущего винта и оборотов турбокомпрессоров.

В случае отказа всех анероидно-мембранных приборов (ука­зателей скорости, вариометров и высотомеров) из-за выходаиз строя обоих приемников ПВД необходимо снять дюрит с тру­бопровода статической системы правого ПВД (за правой при­борной доской). В этом случае статическое давление в приборы будет подводиться из кабины, в результате чего восстановится работоспособность вариометра и высотомера на правой прибор­ной доске. Для восстановления работоспособности вариометра и высотомера на левой приборной доске необходимо переклю­чатель ПВД поставить в положение ВСПОМ.

После выполнения задания в зоне в закрытой кабине выход на аэродром с разрешения руководителя полетов и на указан­ном им эшелоне рекомендуется производить на приводную ра­диостанцию (в закрытой кабине). Заход на посадку может вы­полняться визуально или по приборам в соответствии с задани­ем на полет и уровнем подготовки летчика. При заходе на по­садку по приборам открыть кабину на посадочном курсе на вы­соте не ниже установленного - минимума погоды вертолета. Вы­соту открытия шторки персонально каждому летчику устанав­ливает командир в зависимости от достигнутого летчиком уровня подготовки.