Работа № 2 . Зарисовка схемы гомеостатической функциональной системы.
Физиология функциональных систем
Методические указания для студентов
1 курса фармацевтического факультета
Занятие № 1
Тема занятия:
Теория функциональных систем, ее роль в современной физиологии. Гомеостатические функциональные системы
Цель занятия: проанализировать истоки теории функциональных систем в физиологии, изучить виды функциональных систем, общую схему строения гомеостатической функциональной системы, исследовать свойства функциональных систем.
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) Нормальная физиология (Курс физиологии функциональных систем) / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999. – С. 4-25, 29-54.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Понятие функциональной системы. Общая архитектоника функциональной системы.
2. Истоки теории функциональных систем, роль работ Р.Декарта, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Л. фон Берталанфи.
3. Вклад П.К.Анохина в в развитие теории функциональных систем живого организма.
4. Виды функциональных систем.
5. Общие свойства функциональных систем (самоорганизация и саморегуляция ФУС, изоморфизм, консерватизм и пластичность ФУС, избирательная мобилизация органов и тканей, системообразующая роль результата).
6. Системогенез (пренатальный, постнатальный и возрастной системогенез). Возрастная периодизация человека.
· В тетрадь для практических работ выписать в виде столбцов примеры жестких и пластичных констант организма человека с указанием их абсолютных значений и единиц измерения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа № 1. Зарисовка схемы метаболической функциональной системы.
Вспомните схему коагуляционного гемостаза. На основании этой схемы постройте совместно с преподавателем схему метаболической ФУС. На основании наличия контуров обратной связи и принципа саморегуляции докажите, что коагуляционный гемостаз развивается по принципам ФУС организма.
Работа № 2 . Зарисовка схемы гомеостатической функциональной системы.
Вместе с преподавателем зарисуйте схему гомеостатической ФУС (рис. 1), обозначьте элементы схемы. Обсудите виды каналов связи в схеме ФУС, разновидности обратной связи, внутренний и внешний контуры саморегуляции. Опишите последовательность работы ФУС. Докажите системообразующую роль результата в консолидации ФУС.
Рис. 1 Общая архитектоника функциональной системы (по П.К.Анохину).