Базовый понятийный аппарат учебного курса.

Потребность − нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Нужда − внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[

Нехватка − отсутствие достаточного количества чего-либо; недостаток в чём-либо

Прихоть − это капризное желание, причуда, которое, как правило, носит случайный и не относящийся ни к какой объективной потребности человека характер. Ее основными чертами являются энергетическая слабость и неустойчивость.

Желание − средняя степень воли между простым хотением с одной стороны, и обдуманным решением или выбором с другой.

Мировоззрение − (нем. − Weltanschauung) − совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также − жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировозрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мотивация − (от лат. − movere) − побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Культура − (от лат. − cultura, от глагола colo, colere − возделывание, позднее − воспитание, образование, развитие, почитание) = понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики, религии и др. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Субкультура − (лат.sub − под и cultura − культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологи − обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Личность − понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Воспитание целенаправленное формирование личностей в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание − это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Эмоции− психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Жизненный стильО́браз жи́зни (лат. − modus vivend) − типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления. Образ жизни − это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Основными параметрами образа жизни являются труд (учёба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Образ жизни человека − ключевой фактор, определяющий его здоровье.

Стиль жизни− совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь.

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον − существо + γένεση − происхождение) − индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни. Термин «онтогенез» впервые был введён Э Геккелем в 1866 г. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Филогене́з, или Филоген́ия (др. греч. φῦλον, phylon − племя, раса и др. греч. γενετικός, genetikos − имеющий отношение к рождению) − историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени. Биологическая классификация основана на филогенезе, но методологически может отличаться от филогенетического представления организмов.

4. Методология курса и периодизация потребностей человека. Методология и методика предмета – это совокупность важнейших теоретических принципов и методов описания представлений о человеческих потребностях, обеспечивающих переход от познания системы законов развития потребностей к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. Речь идет о систематизации, классификации потребностей человека во времени и в пространстве, с учетом социальных, экономических и технологических изменений в обществе.

Одним из универсальных методов классификации и сравнения историко-географических явлений является типологизация (от греч. − отпечаток, форма, образец) означает своеобразную модель для группы объектов или явлений, в которой фиксируются их общие признаки, тип.

Для обобщения чрезвычайно богатого и разнообразного мира культуры типология имеет особое значение: она позволяет выделить то общее, что объединяет культуры разных стран и народов, показать присущие им общие черты. В качестве таких принципов (общих оснований) выделяются географический (пространственный), материально-экономический, религиозный, национально-этнический критерии и признаки. Наиболее распространенной является историко-географическая типология культур. Она и будет принята в качестве метода познания по курсу, будут сопоставляться типы культур и потребностей человека, характерные для определенной эпохи, что позволит избежать разночтения в изучении динамики потребностей человека.

Поэтому изначально необходимо выявить эволюцию периодизации потребностей человека. Разные основания для обзора эволюции потребностей человека имеют место быть, но энерго-экономическая концепция берется за основу по данному учебному курсу, т.к. история потребностей человека, это история смены технологических укладов и энергетического порога общества в территориальном разрезе.

В основе концепции технологических укладов лежит идея взаимообусловленности технологических изменений в различных сферах экономики, качественных характеристик используемой ресурсной базы, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, стиля и уровня жизни людей.

Технологический уклад − это совокупность связанных по технологическим цепочкам производств, сохраняющая целостность в процессе развития и охватывающая полный воспроизводственный цикл − от добычи природных ресурсов и профессиональной подготовки кадров до непроизводственного потребления.

Движущей силой смены технологического уклада выступает смена «энергетического порога» общества (рис). Таким образом, базовой в методологии принята концепция «энергетических порогов», теоретические положения которой были сформулированы академиком Г.М. Кржижановским и позже академиком Л.А. Мелентьевым.

Энергетический порог − это исторический период, когда в результате качественного совершенствования энергетической базы происходит резкий скачок в росте общественной производительности труда и особенно в трудоемких производственных процессах. В результате смена энергетического порога определяет характерные этапы развития материальной культуры человеческого общества в целом.

Применительно к социальным благам как неотъемлемому компоненту характеристики «энергетического порога» еще в конце XIX в. немецкий ученый Э. Энгель обосновал положение, ныне известное как «закон Энгеля».

Сущность закона заключается в том, что с ростом дохода отдельной семьи снижается удельный вес расходов на питание, сравнительно мало меняются затраты на одежду, жилище, отопление и освещение. Зато резко увеличивается доля бюджета на удовлетворение социальных и культурных запросов. Таким образом,при прочих равных условиях доля расходов на питание может служить своеобразным индикатором уровня благосостояния конкретной социальной группы населения, достигнутого обществом уровня «энергетического порога» и одновременно основой для периодизации потребностей.

Эволюция концепции «технологических укладов» позволяет выявить закономерности смены уровня материальных благ общества и его потребностей. Поэтому концепцию можно использовать как «инструмент» периодизации эволюции потребностей человека. Весь период до начала XIX века принято считать предысторией туризма и сервиса.

Первые два технологических уклада соответствуют таким «энергетическим порогам» общества, как водяное колесо и паровой двигатель. Это период расцвета текстильной промышленности, черной металлургии и машиностроения. Доминирующим видом транспорта был водный (морской, речной), позже стали преобладать железные дороги. В сфере потребления населения традиционно сохранялась очень высокая доля расходов на продукты питания (более 50 % потребительских расходов среднестатистической семьи), большая перенаселенность жилого помещения и достаточно скромные расходы на одежду.

На протяжении всего XIX столетия происходили процессы, которые способствовали становлению и развитию элитарного туризма, с зарождением специализированных предприятий по производству туристских и гостиничных услуг.

Третий технологический уклад − это период бурного развития электроэнергетики, электротехники, неорганической химии и проката стали. В рассматриваемый период произошло двухкратное снижение расходов семьи на продукты питания (до 30−35 % потребительских расходов). При этом отмечается рост обеспеченности жильем (в городах до 10−15 м2/чел.), увеличение доли транспортных расходов. Появляется личный автотранспорт. Быстро развивается и вскоре доминирует железнодорожный, а в городах − электрифицированный вид транспорта (трамвай). Специфичным для уклада является становление сферы услуг.

Первая половина XX века ознаменовалась становлением социального туризма. С конца Второй мировой войны и по настоящее время − это период развития массового туризма, формирования туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг.

Четвертый технологический уклад, характеризуется расцветом автомобильной промышленности, цветной металлургии и органической химии, добычи и последующей переработки нефти. В сфере потребления происходит двукратное снижение доли питания в потребительских расходах (до 18−20 % семейного бюджета), двукратный рост транспортных расходов (до 10−15 %) и услуг (до 30−35 %). Обеспеченность жильем достигает 30−40 м2 на человека. Вектор преимущественного расселения смещается в пригороды, благодаря телефонизации и развитию автомобильного транспорта (1 автомобиль на 3−4 человека).

Рассматриваемый технологический уклад характеризуется быстрым оснащением бытовой техникой и бурным развитием сферы услуг. В результате обеспеченность общественными зданиями достигает показательного уровня 15 м2 на человека.

Пятый технологический уклад возник недавно и ориентирован на информационные технологии, роботостроение, информационные услуги, телекоммуникации и авиацию. В сфере потребления обеспеченность жильем вступает в фазу насыщения (более 60 м2/чел.). Особенностью этого этапа является активный процесс деурбанизации, когда «спальные» районы, как правило, находятся уже за пределами города, что становится возможным благодаря дальнейшему развитию телекоммуникаций и совершенствованию транспортных систем, магистральных «жгутов» и их инфраструктуры. Ускоренное развитие сферы услуг, прежде всего туристических, развлекательных и информационных, приводит к удвоению показателя обеспеченности общественными зданиями (до 25−30 м2/чел.) и значительному росту доли затрат в семейном бюджете на транспорт (до 25%), причем наряду с автотранспортом важное место занимает авиационный. Отличительной особенностью рассматриваемого типа технологического уклада является массовое распространение информационной техники в быту, включая персональные компьютеры.

Рассмотренная выше концепция применительно к России свидетельствует, что четвертый уклад осуществлялся в усеченном варианте и был сосредоточен в военно-промышленном комплексе. Технологическое отставание составило не менее 20 лет по сравнению с развитыми странами, где уже в 1970-е гг. четвертый уклад достиг пределов своего роста и произошла «качественная революция».

Как следствие, началось изменение структуры экономики и формирование нового потребительского рынка, что соответствовало пятому технологическому укладу и иной системе управления. В России за период 1980-х гг. четвертый уклад только начинал набирать обороты, а к началу 1990-х гг. наступил этап, когда дальнейший экономический рост требовал кардинальных изменений в структуре и управлении.

5. Философско-антропологическая трактовка уникальности человеческих потребностей определяется в ходе сравнения с иными образами существования, присутствующими в органическом мире:

1) Согласно Шелеру, уникальность человеческой манеры быть связана с параметром духа. Способность отворачиваться, заглушать в себе порывы, свойственные животному миру.

2) Плесснер связывает человеческую уникальность с особенностью человеческой ориентации в мире. Человек − единственное существо, обладающее возможностью абстрагироваться от сферы собственных переживаний.

3) Гелен объясняет уникальность человека через ряд специфичных параметров организации его органики. Он указывает, что человек приходит в мир без жестких программ адаптивных навыков, которыми наделены все детеныши животных. Инстинктивная обделенность, неспособность в краткий период адаптироваться к самостоятельному проживанию в определенной природной среде ставит человека в выигрышную позицию перед любым представителем фауны. «Неспециализированность» его тела открывает возможность биологически не детерминированного экспериментирования с телесными навыками. Человек становится неограниченным инициатором новых практик и стратегий проживания.

Сторонники философской антропологии заключили, что человек есть выскочка животного мира, достигающая пиковой формы самораскрытия в моменты максимального преодоления зависимости от животных запросов.Таким образом, мы выходим на понятие природы человеческих потребностей: она состоит в стремлении к таким целям, к которым иные живые существа испытывают полное безразличие.

Одновременно человеку свойственны потребности в абсурдных с точки зрения животного мира: интерес в творчестве и познании; общении,для знаний или самочувствия; в опыте переживания красоты; в риске ради социального престижа; в любви и прочих бессмысленных для всего живого стратегиях поведениях. Все это уникальные потребности человека. Их наличие аргументирует вывод ученых о том, что человек открывает собственную реальность, только убивая животное в себе.

6. Исследования потребностей в социально-культурной и исторической антропологиисосредоточен на коллективах по типу антиподы европейской культуре. В научной литературе данные коллективы представлены как «примитивные», «архаические», «туземные» (американец Фр. Боас и Р. Бенекдит, француз М. Мосс). Все их исследования демонстрируют, что система потребностей неевропейских коллективов представляет альтернативу стремлениям цивилизованного европейца.

Феноменология − это наука о жизни человеческого сознания. Ее основатель Э. Гуссерль для описания основных структур нашего сознания разработал метод раскрытия основных феноменов человека (сознания, восприятия, воображения и т.д.). Этот метод и называется феноменологическим. Действительность складывается из бесконечного количества многообразных действий и обусловлена совершенно разнородными реалиями. Но в этой картине можно нащупать скрытые за ее пестротой главные феномены нашего опыта. По этому пути и пошел экзистенциализм − направление философии, анализирующее опыт человека, что позволяет не перепутать его с иными способами существования (характерными для животных, вещей, иллюзий, Бога). Экзистенциалисты приходили к закономерному выводу, чточеловек − это сущее, способное все к новым и новым манерам существования.

Экзистенциально-феноменологическая антропология как введение в изучение человеческих потребностей дает понятие о причине разнонаправленности человеческих устремлений − она кроется в особенностях основных характеристик человеческого бытия.

7. Выводы по лекции. Дисциплина человек и его потребности направлена на изучение многообразия потребностей человека, выявляет природучеловеческих потребностей и его культурно-историческое многообразие и способов их удовлетворения. Дисциплина использует выводы анализа человеческих потребностей большого числа наук (от философии до биологии). Работы антропологов показали, что природа человеческих потребностей раскрывается в стремлениях человека к таким целям, к которым иные живые существа испытывают полное безразличие. Именно это понятие уникальности формы присущих человеку потребностей для нашей дисциплины является базовым.

Вопросы для повторения и для семинара 1

1. Объект, предмет и содержание учебной дисциплины.

2. Цели и задачи изучения предмета.

3. Дать определение следующих базовых понятий курса: потребность, нужда, нехватка, прихоть, желание.

4. Дать определение следующих базовых понятий курса: мировоззрение, мотивация, культура, субкультура.

5. Дать определение следующих базовых понятий курса: личность, эмоции, жизненный стиль, образ жи́зни, стиль жизни.

6. Дать определение следующих базовых понятий курса: онтогене́з, филогене́з, или филоген́ия.

7. Дать определение понятию «фемонология», «экзистенциализм».

8. Типологизация − как универсальный метод по учебному курсу.

9. Энерго-экономическая концепция технологических укладов как основа периодизации динамики потребностей человека.

10. Методология учебного курса, этапы смены технологических укладов общества, их характеристика.

11. Философско-антропологическая трактовка уникальности человеческих потребностей.

12. Экзистенциально-феноменологическая антропология как введение в изучение человеческих потребностей

 

Литература

1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие /Ю.Ю. Балакина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 285 с. (Высшее образование).

2. Больнов О. Философия экзистенциализма. − СПб.: Лань, 2006.

3. Вальверде К. Философская антропология. − М., 2001. − Гл. 1-2.

4. Вульф К. Антропология: История, культура, философия. − СПб., 2008.

5. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека (введение в антропологию). − СПб.: Евразия, 1998.

6. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с. – (Серия «Учебное пособие»).

7. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М., 2004. – Гл. 6–7.

8. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие /М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 105 с. – (Библиотека высшей школы).

9. Человек и его потребности. Учебник /Назиров А.Е. – СПб.: «Интермедия», 2012. – 439 с.

 

Лекция 2

Онтологические предпосылки уникальных потребностей человека.

Представление о человеке как социокультурном существе

План лекции:

1. Онтологическая уникальность человека

2. Живущее сознание как структура человеческого существования

3. Традиция и язык как структура человеческого существования. Взаимосвязь основных структур человеческого бытия и потребностей человека.

4. Основания постановки проблемы и эволюционные теории антропогенеза.

5. Креационистские и богословские концепции антропогенеза.

6. Выводы по лекции.

 

1. Онтологическая уникальность человека, сознание как структура человеческого существования. X. Плеснер описывал уникальность человека в мире через эксцентричность. Человек биологический нонсенс, неутомимый изобретатель не только неизвестных, но и ненужных природному универсуму алгоритмов действия. Подобная специфика человека обусловлена тем, что значение его существованияпредполагает личное волевое усилие.

Онтология (учение о сущем, о бытии как таковом) − раздел философии, изучающей фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности бытия.

Способность человека к бесконечному обновлению поведенческих моделейрезультат действия сознания. Реальность живущего сознания предельно описал основатель новоевропейской философии французский мыслитель XVII столетия Рене Декарт. Он постулирует, что посредством операции временного «выключения» диктатуры тела обнаруживает реальность сознания.

Результатом действия живущего сознания являются различные культурные преобразования, а инструментом расширения возможностей служит слово. Специфика сознания обуславливаетналичие в человеке такихуникальныхпотребностей как стремление к расширению опыта, творческому смыслению и выражению индивидуальности.

2. Желание как структура человеческого существования. Желание вместе с нехваткой задает специфику расположенности в пространстве культурной традиции человека. Жизнь животного не знает ничего кроме тех нужд, к которым его предопределила природа, человек всегда пытается заглянуть за их границы. Он,никогда не обретает удовлетворенность, не обретает успокоенность. Это специфика человеческого желания, характеристикой которого выступает неудовлетворенность наличной средой. Аналитики неудовлетворимости человека Ф. Ницше, Ж.-И. Сартр, А. Камю, показывали, что именно желание делает возможным появление в мире чего-то нового и тем самым выступает, по сути, условием творчества. Именно на уровне желания человек это открытый поиск.

Рассмотрение механизмов культурной трансформации − труда и борьбы за признание демонстрирует специфическую организацию антропологического желания. Мотивом трудовой активности человека может выступать стремление к улучшению уже существующего. С этим связан продуктивный потенциал техники − ее способность открывать для человека новые возможности.

Специфика желания человека неотделима от стремления к признанию. Риск жизнью ради славы, согласно Гегелю, и является механизмом обнаружения сугубо человеческой специфики − животные не идут на риск ради обретения славы, поскольку последняя лишена инстинктивных оснований.

Человек в отличие от животного способен стремиться к желанию любви круглый год. Никакой механизм отбора не способен направлять наш любовный выбор, в то время как в животном мире именно он предопределяет избирательность объектов страсти. Человек демонстрирует необычную избирательность: женщина может предпочесть неудачника, а мужчина − отличать зачарованность от знаков соблазна и любовной тяги.

Итак, антропологическое желание вкупе с параметрами нехватки и жажды признания представляет основу, на которой развиваются такие фундаментальные человеческие потребности как потребность в труде, социальном статусе, в уважении и в любви.

3. Традиция и язык как структура человеческого существования. Взаимосвязь основных структур человеческого бытия и потребностей человека. Сознание и желание мотивируют потребность к творчеству. В силу трудоемкости творческого акта человек создает пространство культурной традиции, состоящее из правил совместной жизни, которые устанавливает и воспроизводит определенная общность организации материального быта: от технического инвентаря до правил застройки, поведенческие каноны, системы запретов и социальных статусов. Но ядром традиции выступает своеобразие ее духа.

Дух культуры не укладывается в схемы. Определенность действия понималась как воспроизведение принципов жизни предков, раскрывалась по-разному: например, культура − это идея Бога, или «коллективный бессознательный символ» пространства.

Иные трактовки культурной традиции были разработаны культурными и социальными антропологами. В этом контексте под культурной традицией, как правило, подразумевалась нормативная программа жизни, регулирующая поведение ряды ее представителей. В описаниях красивого человека разных и не соприкасающихся культур мы не бнаружим сходства. Чтобы показать, как это фактически реализуется, американский социолог И. Гофман создал теорию фреймов.

Фрейм − это участок социального пространства, предполагающий определенный канон поведения и речи.

По Гофману, вся социальная реальность раздроблена на фреймы, попадание в которые сопровождается сигналом о себе. Например, белый халат медика мы, как правило, без возмущения допускаем его к телу.

Но культурные традиции изменчивы, в основе создание эффективного алгоритма действия. Так рождаются поступки, языки, художественные образы, теории.

Итак, культурная традиция − это программа самосохранения коллектива, обеспечивающая устойчивость его привычного образа жизни.

Основанием потребности в безопасности жизни человека (необходимость питания, сна, жилища, одежды) служат именно культурная традиция, а не естество. Культурная привычка, задает содержание естественных потребностей на уровне своеобразия вида, в котором заявляют о себе естественные нужды, мы проявляем себя как носители определенного культурного опыта.

Для человека существует среда, попав однажды в которую, человек уже не сможет никогда ускользнуть от культуры − это язык. Язык − это не только воспроизводство установленных способов общения, язык допускаетипостроение новых, это продуктивный момент языка. При этом человек в силу нетипичности своего существования (оторванности от инстинктов) − открыт к любому из существующих языков.

Рассмотренная выше специфика человеческого существования выявило, что его основные структуры определяют и основные потребности человека. Потребность в творческом действии и в выражении своей индивидуальности есть следствие опыта живущего сознания.

Трудовая потребность и потребность в социальном признании держатся на неудовлетворенности человеческого желания естественным порядком вещей.Опыт любви, выходящий за рамки естественных инстинктов самосохранения и воспроизводства.

Потребность в общении, есть живое наследие языкового характера человека. Все проявления потребности в самосохранении формируются характером культурной традиции, которая корректирует биологический компонент существования человека.

4. Основания постановки проблемы и эволюционные теории антропогенеза. Понятие «антропогенез» (от греч. atithropos − «человек» и genesis − «происхождение») означает историческое происхождение человека в биологическом, психическом и социокультурном плане и, таким образом, описывает становление человека как вида.

Что отличает человека от животных? Исследователи антропогенеза в качестве таковых называют разум (абстрактно-понятийное мышление), общественные взаимоотношения, коллективную память, членораздельную речь, осмысленный труд, а также специфические биологические параметры человека (прямохождение, объем мозга, перпендикулярное положение большого пальца руки по отношению к остальным).

Каким образом и почему возникли названные атрибуты человека? Имеет ли смысл предполагать чудотворения, участие божественной воли? Рассмотрим некоторые попытки применить к антропогенезу категорию причинности в рамках эволюционного подхода.

Эволюционизм(от лат. evolutio − «развертывание») − общее название концепций, утверждающих, что все существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного постепенного изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.

Трудовая теория, основанная на дарвинизме и к взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса на труд, − это наиболее известная эволюционная теория. Переворот в биологии, совершенный Ч. Дарвином в середине XIX в., впоследствии навеки связался с тезисом «человек произошел от обезьяны». Однако данный тезис Дарвину не принадлежит. В 1866 г. Геккель и Фохт выдвинули идею происхождения человека не непосредственно от обезьяны, а от вида обезьяно-человека (по гречески − «питекантропа»).

Трудовая теория антропогенеза была изложена Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Энгельс предположил существование сложного движения от биологических к качественно новым социальным закономерностям и обратно. В силу изменения природных условий жизни будущий человек в собственной деятельности стал чаще использовать камни, палки; кроме того, он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа. Это стимулировало развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Производство орудий труда послужило импульсом для развития речи: орудийная деятельность выступила тем коллективным процессом, включенность в который вызвала у людей «потребность что-то сказать друг другу», сформировала «предмет» для разговора, вследствие чего гортань изменила свою структуру, что и выступило биологической предпосылкой для развития речи. Открытие подобной последовательности взаимосвязей выступило для Энгельса основным аргументом в пользу обоснования труда как фактора превращения обезьяны в человека и вместе с тем главного отличительного признака человека от животных.Дело в том, что животные «трудятся» инстинктивно, а люди − целенаправленно, осмысленно, имея в уме результат. Этим, по острому выражению К. Маркса, наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы.

«Звено», которого недоставало теории антропогенеза, основанной на силшализме (от лат. simia «обезьяна»), в 1860-е гг. представлялось единственным связующим и по своим признакам чем-то средним между обезьяной и человеком. Впоследствии, благодаря успехам археологии, было открыто очень много подобных звеньев: перед учеными прошел целый «парад» многообразных существ, которых эволюционная теория поставила между ископаемыми высшими обезьянами и человеком.

Обнаружение ископаемых этих «средних» существ, привело выдающегося палеопсихолога XX века, создателя эволюционной теории антропогенеза Б.Ф. Поршнева к заключению о наличие на первоначальной арене человеческой истории животного вида, представители которого не являются ни обезьянами, ни людьми. Ученый, чтобы не употреблять термин «обезьяночеловек», предложил называть их троглодитидами.

Это были существа прямоходящие, но бессловесные, они заняли, по мнению Поршнева, экологическую нишу некрофагов (поедателей падали), поскольку не могли конкурентно бороться за пищу с высокоспециализированными для охоты хищниками.

Благодаря применению тяжелых и острых камней, троглодитиды стали высоко оснащенными раскалывателями, разбивателями, расчленителями крепких органических покровов. Тот же самый механизм раскалывания был перенесен ими и на сами камни для получения лучших рубящих-режущих свойств. Поршнев прослеживает, как в популяции троглодитид от архантропов (древнейших из гоминид − ископаемых человекообразных существ) отделились палеоантропы (древние гоминиды), усовершенствовавшие свою способность находить мясную пищу в самых разнообразных ландшафтах, жить в симбиозе с различными животными. Но и на них надвигался экологический кризис, связанный с колебаниями численности хищников и травоядных.

Теория антропогенеза, таким образом, призвана объяснить, как именно произошло расхождение (дивергенция) между палеоантропами (древними людьми) и неоантропами (людьми в собственном смысле слова).

Главным отличием человека от животных Поршнев считал наличие второй сигнальной системы (язык, речь). По Поршневу, речевая деятельность определяет все свойства и процессы человеческой психики. Она позволяет обобщать опыт, воплощать мысль, осуществлять общение между людьми. Целенаправленная деятельность человека, в том числе и труд, отличный от механического, инстинктивного труда животных, предполагает сознательную цель, которая по аналогии с законом определяет способ и характер его действий. В качестве этой цели может предстать команда или аутоинструкция (намерение, план, замысел). Человеческий труд, таким образом, производен от способности человека формулировать для себя подобную инструкцию.