Глава 23. «Общение в сфере средств массовой коммуникации»
Средства массовой коммуникации (СМК) – исторически сложившийся, специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования мировоззрения, и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками общественно-политической системы.
Лидер мнений – член малой группы, который более информирован по определенным вопросам, чем остальные участники группы, и более активен и избирателен по отношению к определенным средствам МК, что делает его мнение ориентиром для членов группы.
Убедить – логически обосновав предлагаемое суждение, добиться согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения сознания убежденных, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней.
Убеждаемость – готовность личности принять информационное воздействие, логически обоснованное суждение.
Конформность – в малой группе: добровольная реакция отдельного участника, которая идентична реакциям всех членов группы, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве.
Глава 24. «Новые направления в исследовании межличностного общения»
Социальный интеллект – глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенченских черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.
Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и себе, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях; эта система позволяет человеку быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум пользы из сложившихся обстоятельств.
Приложения
В Приложении 1 приводится краткое описание некоторых новых или малоизвестных методов изучения общения и взаимоотношений. В Приложении 2 приводится бланковых методик, разработанных или модифицированных В. Н. Куницыной и применяющихся психологами в исследованиях и на практике. Они готовы к использованию и не требуют дополнительного описания, кроме того, которое содержится в данном Приложении.
В Приложении 3 дается примерная программа лекционного курса «Межличностные отношения» с опорой на материал, изложенный в нашей книге Программа составлена В. Н. Куницыной.
Приложение 1