Методы изучения межличностного общения и взаимодействия

 

Личностно-коммуникатив-ные свойства Межличностные отношения Социальная мотивация в сфере общения Самоотношение, самооценка, самоуважение
CPI POI-CAT СМО LSI (ИЖиС)
FPI ОМО БН СОТКУ
СУМО AMORE МАФ СО-14, СО-25
ПАЛ КОСКОМ МЛП ЛК
СИГ «Значимые лица»    
  «Привязанности»    
  «ЛЕБЕДЬ»    

 

СОТКУ В. Н. Куницыной, СО-25 и СО-14 – самооценка свойств социального интеллекта; методики Р. Плутчика (15/) и Е. В. Чумаковой для исследования механизмов психологической защиты; ИЖИС – методика «Индекс жизненного стиля», ЛК – личностный контроль.

В Приложении № 1 будут рассматриваться преимущественно те методы изучения общения, которые вошли в практику исследовательской работы отечественных психологов за последнее десятилетие.

Следует заметить, что еще целый ряд особенностей межличностного общения – таких, например, как уровни понимания людьми друг друга, психологическая совместимость и ее факторы – ждут своих исследователей и новых методов изучения. Необходимо также уделить внимание разработке проективных и полупроективных методов изучения общения и его результативности.

 

Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке

 

Потребности в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) являются важнейшими человеческими потребностями, реализуемыми в общении. Поэтому на них мы остановимся подробнее.

Мотивы аффилиации и помощи основаны на позитивном отношении к людям и, как правило, исключают манипулирование.

Если человеком движет потребность в принятии себя, своих чувств, целей, в сближении и доверии, ориентированных чаще всего на конкретных людей, то это обычно выражается в аффилиативном поведении. Если же человеком ощущается потребность в сопереживании, принятии других людей без ориентации на отдельного конкретного человека, то чаще это выражается в помогающем поведении, отзывчивости и милосердии.

Аффилиация

 

Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить доверительные отношения. Все это укладывается в понятие «аффилиация».